
«"Грот" Летнего сада. Санкт-Петербург»
Елизавета К.
Россия, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
№ 103227
Название работы «"Грот" Летнего сада. Санкт-Петербург»
Описание: СПб ГБПОУ «Петровский колледж»
Название исследовательской работы
«"Грот" Летнего сада. Санкт-Петербург»
Киреева Елизавета Павловна
Хадеева Евгения Муратовна
Более сотни лет одним из главных украшений Летнего сада был Грот. Это романтическое и таинственное сооружение впервые появляется в садах Ренессанса. Европейские сады монархов и богатых вельмож украшаются ими. Где позволял рельеф местности, гроты устраивали в склонах холмов и террас. В XVII веке и начале XVIII грот был одним из самых популярных сооружений барочных садов
Естественно, Петр I не мог не украсить свой «Парадиз» таким сооружением. Поэтому, когда в 1713 году в Санкт-Петербург приезжает немецкий архитектор Андреас Шлютер, Пётр указывает ему создать проект Грота. В мае 1714 года среди работ на летний сезон упоминается Грот: «В огороде сделать грот с погребами и ватеркунштом, о чем препорцию взять у Боудиректора, о котором уже ему приказано». Боудиректор — это архитектор Андреас Шлютер, который и создает проект Грота. К сожалению, в июне 1714 года Шлютер умирает, и работы по созданию Грота перепоручают Георгу Маттарнови. Он начинает активно работать по постройке Грота, и уже 1715 году приказывают «отправить медников и паяльщиков для паяния свинцовых и медных труб в гроте». Это означало, что помещение Грота вчерне готово, и можно приступать к устройству фонтанов, запроектированных в Гроте. На известной гравюре Зубова, датируемой 1716 годом, показан только фундамент Грота. Работы продолжались, но с появлением в Санкт-Петербурге Жан-Батиста Леблона строительство Грота было заморожено, потому что Леблон имел своё видение на данный проект. Пока решались административные вопросы, строительство не велось. В 1719 году павильон был с наружи полностью готов, и можно было переходить к внутренней отделке. Но в ноябре 1719 года умирает Георг Маттарнови, и лишь в феврале 1720 года работы возобновятся под руководством Николо Микетти. Полностью отделочные работы будут закончены в 1724 году.
Правда, уже 1723 году Берхгольц писал: «Преимущественно хорош грот, изукрашенный весь большими натуральными редкими раковинами, кораллами и тому подобными вещами, которые все очень искусно подобраны и соединены одним французом. В этом гроте расставлены также разные прекрасные статуи, устроены многие маленькие водомёты и помещен орган, который приводится в действие водою и очень мило играет».
Грот украшал Летний сад до конца XVIII века. Его внешний вид можно увидеть на аксонометрическом плане Санкт-Петербурга, созданным под руководством Сент Илера в 1765-1773 годах. В конце XVIII века Грот, потеряв часть своих украшений, представлял собою живописные руины. Во времена правления Павла I было принято решение разобрать грот и на его месте построить танцевальный павильон. Но этого не случилось из-за короткого правления Павла. Сменивший Павла Александр I приказал восстановить сооружение, однако чертежей и планов для этого не хватало. 9 апреля 1826 года было окончательно решено перестроить полуразрушенное сооружение. Первоначальный проект Л. И. Шарлеманя не был утверждён и заказ перешёл к К. И. Росси, который построил Кофейный домик, используя фундамент и стены прежнего сооружения.
В 1999 году у стен Кофейного домика проводили земляные работы по восстановлению дренажной системы. При этом были найдены многочисленные фрагменты «Грота»: кирпичи, из которых были сложены стены, кирпичи в форме лепестков — детали угловых колонн, фрагменты орнамента и раковины
Возраст: 18
Размер работы: A3
Материалы: Рисунок (тушь)