«Борисоглебская церковь»
Валерия К.
Россия, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург

№ 103222



Название работы «Борисоглебская церковь»
Описание: Тема: Утраченные памятники архитектуры. Церковь во имя святых Бориса и Глеба в русско-византийском стиле была построена в 1869-1882 годах на средства петербургского купечества в память о чудесном спасении императора Александра II при покушении на его жизнь. Пятикупольный храм на гранитном цоколе спроектировал академик Императорской Академии художеств Михаил Щурупов. Борисоглебская церковь действовала до 1934 года, после чего здание перепрофилировали в складское помещение, а в 1975 году разрушили. Мысль о постройке храма возникла у хлебных торговцев-оптовиков Калашниковской биржи после покушения на Императора в 1866 Дмитрия Каракозова. Собрав 150 тыс. руб., они приобрели участок у малоохтинского перевоза через Неву, и 16 августа 1869 митрополит Исидор заложил здесь однопрестольный храм во имя Божией Матери "Всех скорбящих радости". За строительством, которое шло очень медленно, наблюдал автор проекта М. А. Щурупов, выигравший конкурс и взявший за образец Благовещенскую церковь, а затем его помощник А. И. Резанов. Внутри церковь, имевшая высоту 54 м, освещалась большими окнами. Иконы в величественном иконостасе работы резчика В. П. Шутова написали В. В. Васильев и иконописец В. М. Пешехонов, мастер „византийского извода“; стены и своды расписал П. П. Кох. Дорогую серебряную утварь из мастерской ювелира Холщевникова подарил пот. поч. гражд. Иван Васильевич Галунов, приурочив свой дар ко дню освящения церкви митрополитом Исидором, состоявшемуся 22 января 1882 после долгих лет строительства. Массивный, чуть грузный пятиглавый храм в русско-византийском стиле красиво высился на невской набережной и был одним из лучших образцов церковного строительства времен царствования Александра II. Входили в него с трех сторон по ступеням высоких гранитных крылец. Граненый барабан главного золоченого шатрового купола украшали 12 лепных изображений апостолов работы Э. В. Менерта; две западные главки служили колокольнями. Главный портал, сделанный в мастерской Ботты, имел вид трехчастной "романской" арки, на которой были высечены слова из 19-го псалма. Мысль о постройке храма возникла у хлебных торговцев-оптовиков Калашниковской биржи после покушения на Императора в 1866 Дмитрия Каракозова. Собрав 150 тыс. руб., они приобрели участок у малоохтинского перевоза через Неву, и 16 августа 1869 митрополит Исидор заложил здесь однопрестольный храм во имя Божией Матери "Всех скорбящих радости". За строительством, которое шло очень медленно, наблюдал автор проекта М. А. Щурупов, выигравший конкурс и взявший за образец Благовещенскую церковь, а затем его помощник А. И. Резанов. Рисунки отделки и иконостаса выполнил С. О. Шестаков. Купцы не скупились: отец и сын Юрловы дали 90 тыс., Тюленев - 50 тыс. руб. Внутри церковь, имевшая высоту 54 м, освещалась большими окнами. Иконы в величественном иконостасе работы резчика В. П. Шутова написали акад. В. В. Васильев и иконописец В. М. Пешехонов, мастер „византийского извода“; стены и своды расписал П. П. Кох. Дорогую серебряную утварь из мастерской ювелира Холщевникова подарил пот. поч. гражд. Иван Васильевич Галунов, приурочив свой дар ко дню освящения церкви митрополитом Исидором, состоявшемуся 22 января 1882 после долгих лет строительства. При освящении, по желанию Александра III, расширенный во время постройки храм был наречен во имя князей Бориса и Глеба, которые явились перед битвой на Неве св. Александру Невскому. Боковые приделы освятили во имя Феодоровской Божией Матери, родовой святыни Дома Романовых, в монастыре которой умер благоверный князь, и Александра Свирского, в дни памяти коего родился Александр II и был подписан Ништадтский мир. Таким образом, названия приделов имели символический смысл и были связаны с историей и предысторией Петербурга. Храм закрыт в июле 1934 (решение президиума Ленсовета от 15 июля 1934) и использовался под склад; летом 1975 полуразрушенное здание было окончательно снесено. Теперь на этом месте – новая набережная и автостоянка.
Возраст: 18
Размер работы: формат А2
Материалы: Живопись (акварель)