
Вход в парк Центрального района по ул. Ползунова в г. Барнауле
Лариса П.
Россия, Алтайский край, г. Барнаул
№ 103124
Название работы Вход в парк Центрального района по ул. Ползунова в г. Барнауле
Описание: КГБПОУ Алтайский архитектурно-строительный колледж
Ст. 2 курса спец. «Архитектура» Анастасия Бирюкова
Руководитель преподаватель специальных дисциплин Л.Д. Петракова
Вход в парк Центрального района по ул. Ползунова в г. Барнауле
Историческая справка
Исследуемый архитектурный объект с конца 1930-х годов находился на территории парка Центрального района г. Барнаула на улице Ползунова в исторической части города.
Улица им.Ползунова (русского изобретателя паровой машины) – ровесница Барнаульского сереброплавильного завода, основанного в середине 18 века. На этой короткой улице в исторической части города каждое здание является памятником архитектуры, начиная со здания горной аптеки, расположенной напротив аптекарского сада, на территории находится ныне существующий парк Центрального района, до въезда на территорию сереброплавильного завода. Ансамбль ул. Ползунова – один из самых убедительных, красивых и ценных. Старинное название улицы – Петропавловская. Она называлась так потому, что выходила на площадь, где уже в 1748 г. была построена первая в Барнауле церковь св. Петра и Павла с отдельно стоящей колокольней. В 1752 г. на ул. Петропавловской было построено первое в Барнауле кирпичное здание – заводская аптека, примерно тогда же лекарем С.И. Шангиным здесь был заложен сад лекарственных трав. Он появился вследствие того, что впервые в Сибири в 1758 году была организована медицинская школа для обучения лекарей и аптекарей.
На ситуационном плане Барнаула 1837 г. показано размещение зеленых массивов города. Все церкви Барнаула окружены садами и скверами. Сады разбивались и около общественных зданий. Был обсажен деревьями крутой берег Оби. Сад лекарственных трав, примыкающий к территории сереброплавильного завода, еще в конце 18 века был преобразован в сад для гуляний. Регулярная планировка аллей, система посадки декоративных деревьев говорят о знакомстве устроителей сада с приемами ландшафтной архитектуры того времени. Планировка зеленых насаждений в Барнауле носила ансамблевый характер и отличалась целесообразностью размещения. К середине 19 века Барнаул стал одним из самых зеленых городов Сибири. До настоящего времени сохраняются сохраняются старинные скверы, сад и бульвары. Они придают историческому центру особую живописность.
Барнаул выступал не только как промышленный, но и культурный центр Западной Сибири. В городе были сосредоточены различные учреждения культурного назначения: театр, военный оркестр, картинная галерея. Функционировали первые в Сибири: метеостанция, сад лекарственных трав и аптека; были основаны учреждения научной информации – музей, архив, типография, научно-техническая библиотека.
Под влиянием социально-идеологических процессов советской эпохи произошли изменения не только в архитектуре, но и в культурном пространстве города. Особенно активные преобразования начались с середины 1930-х годов. Спецификой Барнаула как города явилось присутствие в его культурном пространстве такой архитектурной среды, которая ярко отражала связи со столичной культурой 19 века. Градостроительная ситуация в городах Западной Сибири в конце 19 – первой трети 20 вв. характеризуется повышенным вниманием и созданию садово-парковых комплексов. Во многом это было связано с внедрением в практику планировочных принципов города-сада. Процесс адаптации идеи города-сада к условиям Западной Сибири проявился в теоретическом осмыслении сложившихся в Сибири условий для предотвращения хаотичного и неуправляемого градостроительного развития территории, отчетливой связи с традицией озеленения и благоустройства сибирских городов, осуществлявшейся на протяжении 19 - начала 20 вв. с целью эстетизации и гармонизации городской среды.
Советский период характеризуется развитием таких стилистических направлений как: советский конструктивизм – 20-х – первой половины 30-х гг.; монументальный советский классицизм – второй половины 30-х – 50-х гг. Знаковыми объектами строительства являлись в том числе сады и парки, входы в которые оформлялись в виде стилизованных триумфальных арок, что выражало идею торжества социалистического строительства.
Входная группа парка Центрального района, появившаяся со стороны входа в парк со стороны ул. Ползунова, датирована серединой 1930-х годов. Вероятнее всего, это была типовая постройка садово-парковой архитектуры в стиле неоклассицизм, получившем бурное развитие в середине 1930-х годов и ставшим наиболее подходящим для выражения торжества социалистического строительства.
В июне 2015 года в рамках обмерной практики студентами архитектурного отделения Алтайского архитектурно-строительного колледжа были проведены обмеры входа в парк. Уже в то время постройка находилась в аварийном состоянии, требующем капитального ремонта. Городские власти посчитали нецелесообразным произведение ремонта объекта, сняли его с охраны, как памятник архитектуры местного значения, и впоследствии, в связи постройкой нового входа в парк в угловой части его территории, снесли охраняемый ранее архитектурный объект. Таким образом, своевременные обмеры студентами колледжа и фотофиксация объекта позволили сохранить его первоначальный облик. Композиция входного узла представляла собой пропилеи в виде двух симметрично расположенных тумб с контрфорсами в виде колонн шестигранного сечения. Капители колонн – упрощенного вида, представляли собой сочетание пяти архитектурных обломов прямолинейного профиля в виде полочек, выступающих друг относительно друга. Ствол колонны украшен пояском прямолинейного профиля. Карнизная часть композиции входа декорирована многоярусным поясом прямолинейного профиля, богатую игру светотени на стенах обеспечивают ниши прямоугольной формы. Ограждение ворот – упрощенной формы, выполнено, очевидно, в более позднее советское время.
Архитектура это вид искусства, наиболее полно выражающий идеи своего времени. При этом мы наблюдаем постоянную утрату многих объектов архитектурного наследия. А ведь даже скромные памятники провинциального зодчества достойно хранят связь времен и поколений.
Возраст: 59
Размер работы: 210x297 мм
Материалы: тушь, цветная акварель