Церковь Вознесения Господня и иконы Казанской Божьей Матери в с. Вознесенье Тарусского района Калужской области. Разрушенный памятник наложенный на оригинальный чертёж
Эмир С.
Россия, Москва, г. Москва

№ 102836



Название работы Церковь Вознесения Господня и иконы Казанской Божьей Матери в с. Вознесенье Тарусского района Калужской области. Разрушенный памятник наложенный на оригинальный чертёж
Описание: У моих бабушки и дедушки дом в Калужской области, недалеко от старинного и очень красивого города Таруса. Очарование природы и типичный среднерусский пейзаж превратил Тарусу в место популярное среди художников, поэтов и писателей. Мне очень нравится ездить и ходить с семьей по окрестностям. Однажды мы приехали в деревню Вознесенье, посреди которой находится когда-то необыкновенно красивая, но теперь почти полностью разрушенная Церковь Вознесения Господня и иконы Казанской Божьей Матери. Огромное, высотой с семиэтажный дом, полуразрушенное старинное здание поражает воображение: оно стоит на открытом пространстве и, несмотря на свои размеры, словно парит в воздухе. В темных проемах второго этажа видны старинные фрески. На многометровой высоте практически полностью разрушенная луковка и чудом сохранился крест. Но утраты очень велики: во многих местах трещины и уничтожена кладка, заросли кустарниками проёмы, выбиты кирпичи, полностью разрушены внешние и внутренние украшения храма. Несмотря на своё состояние памятник впечатляет: мне захотелось поближе узнать его историю и представить как Вознесенская церковь выглядела в прежние времена. В середине XVIII века хозяином имения Вознесенское Тарусского уезда Московской губернии стал герой Семилетней войны Сергей Алексеевич Чаплин. Этот знаменитый капрал Преображенского полка после отставки уехал в усадьбу своего отца и начал обыкновенную отличную от «столичной» жизнь. Московская провинция тихо и размеренно приютила барина, мысли которого всё больше обращались к Богу. Наверное, именно желание С.А. Чаплина оставить след в истории и создать нечто неповторимое привело в 70-е гг. к идее создания этого ни на что не похожего храма. В 1784 году строительство Вознесенской церкви в стиле «московского барокко» закончилось. Хотя в те годы основным архитектурным стилем считался классицизм, Чаплин заказал индивидуальный проект, вобравший в себя многие архитектурные приемы и формы, характерные для русского зодчества конца XVII — середины XVIII века. Основание в форме лепестка, открытое гульбище (балкон) вокруг верхней холодной церкви и высокий купольный свод, несущий граненый световой барабан с главой – уникальные для нашей округи отличительные черты Вознесенской церкви. Храм был построен с двумя приделами: во имя Вознесения Господня в верхней церкви и в нижней - во имя Казанской Божией Матери. Приход здесь был даже многолюднее уездного – города Тарусы, а сам храм из-за размеров можно было бы назвать храмом-собором. Четырехъярусная колокольня соединялась с обоими этажами закрытой галереей, на открытое гульбище вокруг верхней холодной церкви по большим праздникам выходил крестный ход. Вокруг храма был высажен регулярный усадебный парк, разделенный на квадраты аллеями великолепных могучих лип. В конце центральной аллеи был насыпан смотровой курган. По воспоминаниям современников, отсюда Чаплин любовался прекрасными видами и богослужениями. В храмовой библиотеке хранилось богатейшее собрание книг, старинных рукописей, описаний, сводов XVII - XVIII веков. Также это было самое большое хранилище церковно-приходских книг уезда. В 1919 году храм закрыли. Колокола сбросили и разбили на куски. Старинную библиотеку частично вывезли, частично сожгли, свалив книги на церковный двор. Снесли огромную четырехъярусную колокольню и галерею с гульбищем. В советское время помещение храма использовалось как мельница, склад, конюшня, затем вовсе было брошено. Фотографию церкви и ее примерный чертёж в оригинальном виде удалось найти исследователям лишь в частной коллекции потомков последнего настоятеля. Текущее состояние храма удручает. На первом этаже сохранились лишь стены, алтарь разрушен, внутри очень много мусора. Второй этаж не использовался, но время и молодежь не пощадили роспись сводов. От купола остался один каркас. Еще в 2014 году в старинном храме начались восстановительные работы, впереди грандиозная работа, но главное уже сделано: храм спасен от катастрофического разрушения. В 2017 году по поручению губернатора был создан попечительский совет по восстановлению храма. Для восстановления Вознесенской церкви в первоначальном виде, учитывая его нынешнее состояние, необходимы немалые средства, собрать которые будет очень тяжело. Мне понадобилось провести настоящее исследование истории храма и поиска его чертежей. А когда получилось найти чёрно-белое фото целого храма я решил запечатлеть текущее состояние Вознесенской церкви и совместить с уникальным первоначальным обликом.
Возраст: 11
Размер работы: А3
Материалы: бумага, акварель, линеры