
Немецкая реформаторская церковь
Екатерина З.
Россия, Ульяновская обл, рп. Чердаклы
№ 101591
Название работы Немецкая реформаторская церковь
Описание: До 1862 г. немецкая реформатская община совершала службы в здании Французской реформаторской церкви на Большой Конюшенной улице. Однако число прихожан росло и вскоре возникла необходимость в строительстве отдельного храма. Главы общины обратились к властям города и в 1862 г. на основании Высочайшего повеления немецкой реформатской общине был бесплатно предоставлен участок земли на пересечении Большой Морской улицы, набережной реки Мойки и Почтамтского переулка.
Для строительства храма главы общины заложили приходской дом в 2-й Адмиралтейской части и заняли 100 тыс. рублей — огромные по тому времени деньги.
В XIX веке этот участок улицы пустовал – здесь находилась пристань для выгрузки строительных материалов. С 1845 года здесь был 1-й в Петербурге зоопарк, где помимо прочего были и жирафы. После открылся кукольный театр. Всё это время земля принадлежала городу, поэтому её сдавали в аренду купцам.
На этом месте по проекту архитектора Гаральда Боссе была построена Немецкая реформатская кирха в смешанном романо-готическом стиле. Храм был заложен в сентябре 1862 г., в день празднования тысячелетия Руси. Руководил строительством архитектор Давид Гримм. Фасады были выполнены кирпичной кладкой высокого качества и оставлены неоштукатуренными, лишь отдельные элементы выделили белой краской. Особенно эффектно выглядела высокая башня-колокольня с «перспективным порталом, узкими окнами и высокими щипцами». Выразительный облик здания высоко оценили современники, в журнале «Зодчий» за 1873 г. писали о её «простоте и грациозной пропорциональности частей, [представляющей] по выдержанности и благородству стиля одно из лучших наших художественных произведений».
Кирха была освящена 24 октября (5 ноября) 1865 г. В здании на 1-м этаже размещалась школа и квартира пастора, на 2-м — сам храм с большими витражными окнами рижской мастерской Э. Байермана и органом. Одним из первых настоятелей был Герман Дальтн.
Храм вмещал 1200 человек, его высота была 28 саженей - это почти 60 метров. Стройное здание держало, как выражаются градостроители, набережную Мойки.
В 1872 г. в кирхе случился сильный пожар. Проект восстановления возглавил архитектор К. К. Рахау, работы заняли два года. Деревянные конструкции крыши и шпиля заменили на металлические, увеличили высоту колокольни и подняли потолок.
В 1929 г. кирха была закрыта, в ней разместили общежитие. В 1930-е годы здание было полностью перестроено в стиле конструктивизма для Дома культуры работников связи архитекторами П. М. Гринбергом и Г. С. Райцем, скульпторы С. В. Аверкиев, В. П. Николаев и Г. А. Шульц. Верхняя часть башни со шпилем была убрана, на фасады добавлены скульптурные композиции и балконы.
Позже Дом культуры был переименован во Дворец культуры. Здесь располагался концертный зал, кинозал, библиотека, досуговые кружки. История ДК связи тесно связана со становлением ленинградской школы русского рока, на его сцене выступали и записывались «Аквариум», «Кино» и т. д.
Любопытно, что ещё в 1936 г. журнал «Архитектура СССР» назвал здание Дворца культуры работников связи «глухим плоским ящиком». Это было время, когда партийные директивы предписывали - «нам нужны колонны!» и с конструктивизмом было покончено. Но в сегодняшней России он давно реабилитирован, ДК связи входит в книги по истории архитектуры ХХ века, а украшающие его рельефы привлекают новые поколения исследователей.
В 2001 г. здание вошло в «Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».
Сейчас здание занимает Управление федеральной почтовой связи Санкт-Петербурга: тут расположен региональный учебный центр Почты России.
Возраст: 16
Размер работы: 30х40
Материалы: Соус, тушь