
Спас-на-Сенной, г. Санкт-Петербург
Вероника Г.
Россия, Вологодская обл, г. Вологда
№ 101126
Название работы Спас-на-Сенной, г. Санкт-Петербург
Описание: БПОУ ВО Вологодский строительный колледж
Спас-на-Сенной, г. Санкт-Петербург
Автор: Гурьева Вероника Андреевна
Руководитель: Шапаренко Анна Сергеевна
Данная работа посвящена изучению утраченного культурного сооружения Спаса-на-Сенной в городе Санкт-Петербург.
Целью моей работы является получение исторических сведений о прошлом пятикупольном храме Успения Пресвятой Богородицы, именовавшийся в народе «Спас-на-Сенной».
Главная задача: проанализировать имеющие источники по данной проблеме исследования.
Гипотеза: Архитектурные памятники Санкт-Петербурга являются самым настоящим украшением города. И хотя большую часть разрушенных храмов мы уже никогда не увидим, с исторической точки зрения мы должны помнить и знать эти шедевры.
Спас-на-Сенной, пожалуй, самый известный утраченный памятник архитектуры в Петербурге. Строилась она в 1753-1756 годах на углу Сенной площади, на месте нынешнего вестибюля станции метро «Сенная площадь». Каменная церковь была заложена 20 июля 1753 года архиепископом Сильвестром. Церковь строилась на средства богатого откупщика С. Я. Яковлева (Собакина). Автором Спаса-на Сенной по одной версии был Б. Растрелли, по другой – А. Квасов. С созданием церкви связан и другой известный архитектор, И. Старов, спроектировавший одноэтажные пристройки к колокольне и три портика западного, южного и северного входов с колоннадами. Внешний вид храма был окончен в год коронации Екатерины II, и чтобы увековечить это событие, на крест главного купола водрузили корону. К своему приятному изумлению, Екатерина II, въезжая в столицу после коронации, увидела 1-ю церковь на границе города, увенчанную короной.
В 1816-1817 годах архитектор Л. Руска несколько переделал колокольню, которая повредилась от неравномерной осадки, и соединил вместе теплую и холодную церкви.
В 1833-1835 годах архитектор А.И. Мельников при ремонте церкви переделал купола и своды. Еще раньше, 14.01.1822 был освящён им же созданный придел на южной стороне от главного алтаря – во имя Всемилостивого Спаса, а позже 14.02.1835 – северный придел во имя архистратига Михаила, построенный П.Ф. Воцким. В итоге здание несколько утратило стилистическое единство.
В 1897-1898 годах В.В. Виндельбандт пристроил бетонные тамбуры и облил купола золочёной медью. В 1902-1903 годах были удлинены боковые приделы храма по проекту И.И. Яковлева, произведён ремонт и реставрация образов. Три года спустя причт этой огромной и посещаемой церкви просил возвести храм в ранг собора, но этот ранг был получен только в 1923 году.
С градостроительной точки зрения, храм был важнейшей доминантой как самой Сенной площади, так и всего исторического центра Петербурга. Не меньшей была и социальная значимость «Спаса-на-Сенной». При храме велась активная социальная и просветительская деятельность. Храм даже упоминается в произведениях классической русской литературы: романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (на его ступенях каялся о своих преступлениях Раскольников) и в романе В.В. Крестовского «Петербургские трущобы».
Борьба со всем церковным в нашей стране после 1917 года не обошла храм стороной. Из него дважды изымались церковные ценности. В 1933 году одиннадцать его колоколов общим весом более 1200 пудов (почти 20 тонн) были сданы в Госфонд и, видимо, пошли в переплавку. Храмовые иконы в 1936–1938 передали в Спасо-Преображенский собор и в городские музеи. В апреле 1938 храм закрыли.
В ночь с 1 на 2 февраля 1961 года церковь «Спаса-на-Сенной» была взорвана по разработанному еще в 1930-е годы методу накладных зарядов с миллисекундным замедлением для безопасного сноса крупных зданий. Заряды накладывались на несущие конструкции внутри здания и срабатывали по очереди – сначала обрушивались столбы, падали крыша и купола, потом стены. Таким образом, осколки не разлетались в стороны, а разрушенное здание оседало вовнутрь своих стен, падавших последними.
По итогам исследовательской работы я могу сделать следующие выводы:
Спас-на-Сенной в городе Санкт-Петербург был настоящим украшением города. Изучив множество источников, я пришла к выводу, что восстанавливая разрушающие храмы, мы восстанавливаем нашу историю.
Возраст: 20
Размер работы: А3
Материалы: Ручка