Утраченная и обретённая. Церковь Спаса на Нередице
Варвара Ж.
Россия, Свердловская обл, г. Екатеринбург

№ 100564



Название работы Утраченная и обретённая. Церковь Спаса на Нередице
Описание: Управление культуры Администрации города Екатеринбурга Муниципальное нетиповое автономное общеобразовательное учреждение культуры «Гимназия «Арт-Этюд» «Утраченная и обретённая» (Церковь Спаса на Нередице) Автор: Журавлёва Варвара Андреевна Руководители: Вершинина М.И. Лобова О.А. …Спешите, товарищи, зарисовать, снять, описать красоту нашей страны… запечатлейте чудесные обломки для будущих зданий жизни. Н. К. Рерих Мне бы хотелось увидеть Церковь Спаса на Нередице вживую. Я много прочитала о ней, смотрела архивные и современные фотографии, и в своей работе хочу рассказать об этом уникальном храме с неповторимой архитектурой и росписью. На первый взгляд, это уютная домашняя церковь, но её история заставляет о многом задуматься. Церковь расположена около Великого Новгорода на небольшом возвышении на правом берегу бывшего русла реки Малый Волховец, и получила свое название в честь холма, на котором стоит. По словам архимандрита Русской православной церкви, православного миссионера Михаила Яковлевича Глухарёва, «Нередицею названа она от того, что находилась не в ряду города, то есть за чертою Славянского конца его». Церковь была возведена в 1198 году по приказу новгородского князя Ярослава Владимировича в память о погибших сыновьях Изяславе и Ростиславе. Исследователь русской культуры, реставратор Савва Ямщиков писал; «За несколько теплых месяцев среди густых лугов выросла небольшая церковка, как вырастают цветы или созревают плоды. Спас-Нередица словно вышла из земли, оставив в ней могучие корни. Будто и не строили ее мастера, а произросла она сама и потянулась к солнцу». Храм построен был одноглавый, кубического типа. На восточной стороне — три алтарных выступа, причем боковые апсиды ниже центральной, и это отличает Нередицу от всех ранее построенных храмов. Постройка увенчана крупной шлемовидной главой на барабане, верхняя часть которого украшена традиционным новгородским аркатурным фризом. Фасады, расчлененные плоскими лопатками на три прясла, оформлены просто и лаконично. Небольшие арочные окна, в соответствии с традицией того времени, располагаются пирамидально. Внутреннее пространство разделено четырьмя поддерживающими свод квадратными столпами. Все стены внутри занимали уникальные росписи. Их изучение началось в XX веке. Также на стенах обнаружены граффити. Подобные граффити есть в новгородском Спасо-Преображенском соборе. Князь Ярослав Владимирович не хотел возводить большой храм – скорее небольшой домашний, ведь он был предназначен для памяти сыновей, и впоследствии мог стать усыпальницей для других родственников. Говорят, что церковь Спаса на Нередице – это символ памяти и скорби. А также надежды, вечной жизни. В 1903-1904 годах под руководством выдающегося русского архитектора-реставратора, академика П. П. Покрышкина храм был практически полностью восстановлен. При этом облик Спаса на Нередице был изменен. Были надстроены сени, изменена форма куполов и постелен новый пол из плит. Тем не менее, этот облик храма достоверно воспроизводил прежний, древний вид. В 1910 году была организована экспедиция Санкт–Петербургского университета и Русского Археологического общества, в которой участники изучали и фотографировали уникальные росписи. Начиная с 1918 года стали появляться копии фресок из церкви на Нередице. При Российском институте истории искусств в 1920-х была организована копировальная мастерская. В ней были исполнены лучшие копии с нередицких фресок. Как и многие древние сооружения, церковь Спаса на Нередице очень пострадала во время Великой Отечественной войны. С августа по октябрь 1941 года памятник культуры оказался на линии фронта и подвергался вражескому огню, даже был прицельной точкой для обстрела. Храм был почти полностью разрушен, уцелели только части стен, оказавшиеся под рухнувшем куполом. Уникальная роспись стен была практически уничтожена. Но уже весною 1944 года началась работа по восстановлению архитектурных памятников Новгорода. В первоначальный список была включена и церковь Спаса на Нередице. Благодаря чертежам и записям П. П. Покрышкина, здание было удивительно точно восстановлено. Но росписи казалось, были утеряны навсегда. Удалось собрать 325000 осколков. Первые попытки по реставрации были предприняты в конце 60-х годов прошлого века. Из-за частых перемещений фрагментов многие части были утеряны, но даже из остатков ученые смогли составить примерную роспись стен церкви. В 2004 году работы в целом были закончены. Хотя фрески о сих пор продолжают восстанавливать. Сейчас храм является объектом новгородского музея, а также включен в список культурного наследия ЮНЕСКО. Этот неповторимый храм- это историческая и художественная ценность. Он привлекает внимание живописцев, архитекторов и реставраторов и должен сохраниться, как память для будущих поколений.
Возраст: 13
Размер работы: 40х60
Материалы: бумага, гуашь