
Триумфальные Виноградные ворота
Софья Т.
Россия, Московская обл, г. Электросталь
№ 324303
Название работы Триумфальные Виноградные ворота
Описание: Номинация: Музей-заповедник «Царицино» в буквице.
Наименование работы: Триумфальные Виноградные ворота.
Буквица: П
Буквица «П» – великая и надежная. В старославянском алфавите буквица «П» означает «Покой». Буквица «П» устойчива, стоит на двух прочных столпах. Покой – это состояние равновесия, умения держать мир в равновесии.
Мудрость буквицы гласит: «Како Людие Мыслите Наш Онъ Покой». От наших мыслей зависит, каков будет наш покой.
Фигурные ворота в Царицине соединили в себе и мысли, и путь к покою. Царицыно – самый крупный и единственный в Европе XVIII века дворцовый комплекс в псевдоготическом стиле.
Цель моей работы состоит в том, чтобы показать связь буквицы «П» (Потемкин-Победа-Покой), представить говорящий архитектурный язык Виноградных ворот архитектора В.И. Баженова.
Именный указ Екатерины Великой от 13 августа 1775 года «О именовании села Черной Грязи селом Царицыным» появился 250 лет назад.
Григорий Александрович Потёмкин (1739 –1791) – светлейший князь, русский государственный, военный деятель, дипломат, создатель Черноморского флота, его первый главнокомандующий, фельдмаршал, основал ряд городов Севастополь, Николаев, Херсон...
Участвовал в государственном перевороте 1762 года. Когда Екатерина II стала императрицей, то подарила ему 400 крепостных крестьян.
Некоторые историки уверены, что Екатерина Великая и Григорий Потемкин испытывали сильные чувства друг к другу и тайно обвенчались летом, осенью 1774 или в начале января 1775 года.
Екатерина II весной 1775 года приобрела прекрасное живописное поместье Черная Грязь у Сергея Дмитриевича Кантемира. Существует предположение, что князь Григорий Потемкин подал Екатерине Великой идею строительства новой подмосковной императорской резиденции под названием Царицыно.
Лето 1775 года Екатерина II провела с князем Потемкиным в усадьбе Черная Грязь. Дочь Екатерины II и Г.А. Потёмкина – Темкина Елизавета Григорьевна родилась 13 июля 1775 года.
20 ноября 1775 года был подписан указ о выделении с января 1776 года 30 тысяч рублей на строительство усадьбы под руководством архитектора Василия Ивановича Баженова (1737/1738 –1799). Дворцовые постройки, – указывала она, – должны быть «в мавританском вкусе» и «во вкусе готики». Строительство дворцового комплекса было завершено к 1785 году.
Русско-турецкая война (1768 –1774 гг.) – одна из ключевых по значению войн между Российской и Османской империями. Основной целью войны со стороны России являлось получение выхода к Черному морю.
10 (21) июля 1774 года Османская империя вынуждена была подписать с Россией
Кючук-Кайнарджийский договор. В состав Российской империи вошли бывшие османские территории в Крыму – крепости Керчь и Еникале, остальные территории в Крыму отошли крымскому хану.
Фигурные ворота – одно из самых удивительных и замечательных сооружений В.И. Баженова в Царицыне. Задумывались ворота как своеобразная Триумфальная арка в ознаменование победы над Османской империей. Строительство их завершилось в 1778 году.
Григорий Потемкин успешно закончил военную кампанию 1782 –1783 годов. 28 декабря 1783 (8 января 1784) года Россия и Турция подписали «Акт о мире, торговле и границах обоих государств», Россия получила Крым. Страна ликовала, праздновали победу. Торжество проходило и в Царицыне.
Фигурные ворота – это символическая граница между дворцом и парком, между войной и покоем. Фигурные ворота были задуманы именно как триумфальные, возведенные в честь успехов русского оружия и должны были напоминать потомкам о героическом прошлом их пращуров.
В.И. Баженов любил двойные смыслы. Каждый элемент его архитектуры имеет особое значение. Смешивая готические, древнерусские и символические элементы декора, В.И. Баженов использовал говорящий архитектурный язык. Для всех построек в музее-заповеднике Царицыно используется красный кирпич. Для выразительного и многогранного декора – белый камень.
Фигурные ворота также называют Виноградными по белокаменной грозди винограда, свисающей в проеме арки. Сам автор называл их «Воротами прекрасной фигуры» или «Нежной готикой».
Ворота прекрасной фигуры имеют ступенчатую форму, которая позволяет равномерно распределить вес конструкции и обеспечить ее стабильность, прочность. В архитектуре ступенчатая форма символизирует власть правителя.
Нижний ярус ворот – две стройные прочные башни. Башня – это символ могущества и власти, восхождения и бдительности. Башни пронизаны сквозными арочными окнами. Окна представляют взгляд на окружающий мир, создают ощущение открытости, прозрачности. Окна используются как символ свободы.
Башни-основания несут на себе второй ярус более утонченных башен. Основания второго яруса башен украшают навесные зубцы «ласточкин хвост» – такие же, как в Московском Кремле. Они устанавливают преемственность со славными страницы древней истории России, прославляют силу православной веры и светский характер власти в государстве.
Над зубцами «ласточкин хвост» расположены сквозные круглые окна. Круглая форма окна традиционно считается символом вечности и нескончаемого цикла жизни.
Выше круглых окон башни украшает непрерывная линия выступающего многоярусного карниза, под которым находится поясок из гирек.
На выступающем многоярусном карнизе В.И. Баженов разместил пояс треугольников, обращенных вверх. В архитектуре треугольник является символом стабильности и силы.
С внешней и внутренней сторон башен-основ установлены геометрически правильные пьедесталы. Пьедестал в архитектуре имеет смысл святости и возвышения образа в высшие сферы. Пьедестал – это художественно оформленное основание.
На внешних пьедесталах фигурных ворот расположены несущие опоры, украшенные пилястрами. Верхняя часть опор завершена ровной плоскостью.
На внутренние пьедесталы В. Баженов установил внутреннее основание ворот, украшенное пилястрами, которые «вытягивают» сооружение вверх, делая его легким. В церковной архитектуре пилястры могут символизировать столпы веры, силу и величие Бога.
В верхней части башен-основ и между пилястрами размещен пояс гирек, опрокинутых вниз. Гирька – архитектурная деталь, подвешивается на скрытом вкладке железном стержне
и служит опорой для декоративной арки.
Над поясом гирек идет межъярусный выступающий карниз.
На это основание В. Баженов установил стрельчатую арку. В древности арка была символом небесного свода. В обрядах инициации многих культур прохождение через арку – это новое рождение, перерождение. Арка может символизировать силу и выносливость, единство и гармонию, переход из одного состояния в другое – покоя.
Ворота имеют и второе название – «Виноградные». Оно получило распространение в XIX веке и связано с важной декоративной деталью – виноградной гроздью, свисающей из полукружия арки.
Виноград – один из главных символов в христианстве, он неоднократно упоминается в Ветхом и Новом Завете. С виноградом неразрывно связана и тема Евхаристии, спасительной жертвы Христа. В данном случае она трансформируется в жертву воинского подвига. Таков второй символический «слой» этого сооружения.
Виноградная гроздь завершается крупной «гирькой». Гирька у арки для человека верующего, прошедшего под аркой, – это знак схождения благодати и благословения.
Слева и справа арку украшают встроенные чаши. Чаша как символ в архитектуре может иметь различные значения. В христианстве чаша может олицетворять святой Грааль – кубок, который Иисус использовал в Тайной Вечере, и в которой затем собрали кровь Христа после распятия. Считается, что он дарует испившему из него вечную жизнь, и поэтому символизирует духовный поиск, духовное знание, просветление и искупление.
Тему триумфа поддерживают трубящие Славы – рельефы в треугольных тимпанах над стрельчатой аркой. В архитектуре изображения Виктории, трубящей победу, означают окончание трудов, предшествующих триумфу, воспевание героев и победителей. Барельефы крылатых Слав – знак величия русского оружия.
Фигурные ворота завершает прямоугольный фронтон из строенных в центре и сдвоенных по бокам пилястр. По краям фронтона возвышаются строенные треугольник, устремленные вверх.
Из вышеизложенного следует.
Особенности дворцово-паркового ансамбля во многом определили новое направление в русской архитектуре. В разных концах Российской империи существует немало сооружений конца XVIII в. и начала XIX в., которые созданы под влиянием Царицына.
Виноградные ворота идеально вписываются в буквицу «П». Великая старославянская буквица «П» учит нас держать равновесие в мыслях и поступках.
Подвиги русских воинов принесли на землю Крыма и всей российской земли XVIII в покой. Покой связан с Екатериной Великой и Г. А. Потемкиным.
Литература
1. Ерёмина, Л.Г. «Именовать селом Царицыным». Очерк, старший научный сотрудник ГМЗ «Царицыно».http://msk-tsaritsino.livejournal.com/422320.html ИсторияЦарицыно.
2. Согоян Н. Ш. Иллюстрированный словарь архитектурных терминов. Издательство Архитектура-С, 2017.
3. ru.wikipedia.org
Возраст: 16
Размер работы: 1.1МБ
Материалы: Акварель