
Проект «Тула ушедшая». «В Тульском кремле». Вид на колокольню Успенского собора, частично Успенский собор и Богоявленский собор.Серия работ, рассказывающих об архитектурном облике города Тулы конца XIX – начала XX века. Проект выполнен по материалам набора открыток «Тула – какой она была 100 лет назад» и архивных фотографий.
София Н.
Россия, Тульская обл, г. Тула
№ 337172
Название работы Проект «Тула ушедшая». «В Тульском кремле». Вид на колокольню Успенского собора, частично Успенский собор и Богоявленский собор.Серия работ, рассказывающих об архитектурном облике города Тулы конца XIX – начала XX века. Проект выполнен по материалам набора открыток «Тула – какой она была 100 лет назад» и архивных фотографий.
Описание: Тульский кремль - каменная крепость в центре Тулы, памятник архитектуры XVI века, старейшее сооружение города и области. Строительство каменных стен крепости Тульского кремля началось в 1507 году.
Внутри кремля находятся два храма - Свято-Успенский и Богоявленский соборы. Успенский собор (холодный) - возведен в стиле русского барокко. Является одним из наиболее поздних образцов больших соборных храмов, возводившихся в крупных городах Московской Руси.
7 мая 1762 года по благословению епископа Коломенского и Каширского Порфирия, на средства тульского купечества «из питейных сборов приборными деньгами» начало строительство нового каменного (взамен разобранного деревянного) собора. Здание возвели за два года к 8 мая 1764 года. Собор освятили в 1766 году, а через год был освящён устроенный в нём с правой стороны придел Иоанна Златоуста.
Имя зодчего, автора проекта собора, неизвестно. Возведением храма занимались тульские мастера-кирпичники Емельян Цыбин и Онисий Васильев Добрынин. Тульские кузнецы Осип Журов с помощниками отковали металлические стропила четырёхскатной кровли, каркасы куполов и другие детали. Золотил главы собора тульский купец Ларион Сорокин.
Над мощным, почти кубическим объёмом храма возвышаются пять восьмигранных световых барабанов, увенчанных луковичными главами с простыми коваными крестами. С востока к основному объёму примыкает низкий алтарь. Такое решение не было характерно ни для клонящегося к закату барокко, ни для нарождающегося классицизма. Скорее оно напоминает типичные городские соборы XVI - XVII веков. С простым объёмным построением храма контрастирует его богатое декоративное оформление в стиле русского барокко.
Для хорошего освещения большого внутреннего пространства окна выполнены в два ряда, что придаёт внешнему облику храма характер двухэтажного здания. Вертикальные декоративные полосы объединяют расположенные друг над другом окна первого и второго света в один архитектурный мотив. Декоративное убранство стен отличается разнообразием применённых форм и материалов: белокаменные резные детали (капители, раковины, розетки), элементы из фасонного кирпича, лепные украшения (растительный орнамент и другие). Три входа в собор обрамляют богато украшенные порталы. Над главным западным входом располагается резной белокаменный российский герб - двуглавый орёл..
Успенский собор расписывали ярославские мастера, работавшие в лучших традициях ярославской школы.
Решением президиума Мособлисполкома 16 февраля 1930 года Успенский собор был закрыт, а его помещения предполагалось использовать под атеистический музей, который так и не был создан. В 1934 году ряд икон и облачений собора были переданы в Николочасовенскую церковь. В 1945 году решением Совета Министров СССР Успенский собор был отнесён к памятникам союзного значения. В 1960 году согласно постановлению Совета Министров РСФСР здание храма поставлено на государственную охрану[1]. В 1961 году в бывшем соборе находился склад промтоваров.
Реставрация Успенского собора началась еще в мае 1965 года. В сентябре 1991 года исполком Тульского областного Совета народных депутатов принял решение о передаче Успенского кафедрального собора Тульского кремля в безвозмездное пользование Тульскому епархиальному управлению для совместного использования с филиалом областного краеведческого музея «Тульский кремль» по первоначальному назначению и для музейного показа.
Четырёхъярусная колокольня Успенского собора строилась с 1772 по 1776 год при городском голове Илларионе Лугинине. Строителями были избраны купцы Софрон Сиднев и Иван Гурьев, а архитектором Праве. Металлический шпиль колокольни по заказу городского общества выполнил Иосиф Жуков. Шпиль позолотили в 1826 году. Кремлёвская колокольня стала одной из главных городских архитектурных доминант - на неё была ориентирована Киевская улица (ныне проспект Ленина). Высота колокольни от земли до креста составляла 70,4 метра. На ней было размещено 22 колокола, восемь из которых предназначались для благовеста и церковных звонов, остальные для часового боя.
28 сентября 1936 года в 19 часов 30 минут на верхних ярусах колокольни Успенского собора произошёл пожар. Напор воды в шлангах не достигал 30 - 40-метровой высоты, из-за чего пожар остановить не удалось. Спасти от огня получилось только нижние ярусы колокольни. Тульский горсовет обратился в московский комитет по охране памятников за срочным разрешением на разборку оставшейся части колокольни, которая якобы создавала угрозу для массового транспортного движения, весьма оживлённого здесь ввиду соседства крупных оборонных заводов, учебных заведений, центрального физкультурного стадиона. В послании тульских властей также утверждалось, что реставрация колокольни невозможна. Комитет по охране памятников согласия не дал, а Академия архитектуры подтверждала возможность реставрации. Комитет так оценивал колокольню: «Для Тулы это единственный в своём роде памятник, и разборка колокольни, обезличив ансамбль всего кремля, не может быть признана желательной». Так и не получив разрешения, тульские власти самовольно дали команду на разбор колокольни, что и было сделано к марту 1937 года.
В 1999 году в кремле на месте колокольни проводились археологические раскопки, Начало восстановлению колокольни было положено 28 сентября 2012 года, когда заложили первый камень в её основании.
27 июня 2014 году на колокольню с помощью вертолёта был установлен шпиль. Высота восстановленной колокольни составила 71 метр. 15 сентября 2014 года в день города состоялось торжественное открытие колокольни. Колокольню освятил митрополит Тульский и Ефремовский Алексий (Кутепов)]. На колокольне были воссозданы часы, бой которых сопровождает мелодия гимна города Тулы.
Богоявленский собор (теплый).
В 1817 году после посещения Тулы императором Александром I городское общество решило построить собор во имя святого Александра Невского, тезоименитого Александру I, освободившему Россию и Европу от Наполеона. Проект собора, одобренный императором, представил архитектор Василий Петрович Стасов (1769-1848) в 1821 году. Это был храм в стиле классицизма с колонными портиками по трем сторонам и полукруглой апсидой, окруженной дорической колоннадой. Здание завершалось пологим куполом. Чертежи в мае 1821 года прибыли в Тулу, но отсутствие инициативного руководства и помощи общества не позволили воплотить к тому же деньги, собранные по подписке на строительство, куда-то испарились.
К строительству вновь обратились лишь в конце 1840-х годов. Решено было возвести в кремле тёплый собор во имя Богоявления Господня с двумя приделами: во имя Николая Чудотворца и Александра Невского. Строительство предполагали на месте экзерциргауза — помещения для военных упражнений: строевых и с оружием.
Проект поручили составить архитектору Тульского оружейного завода коллежскому асессору М. А. Михайлову. Его работу одобрила губернская строительная комиссия и епархиальное начальство. В 1854 году документы утвердил Николай I, и их передали в Тулу в начале 1855 года. Храм был освящён в 1862 году.
Богоявленский собор является уменьшенной копией московского Храма Христа Спасителя – памятника победы над Наполеоном.
Согласно постановлению президиума Мособлисполкома от 16 февраля 1930 года Богоявленский собор был закрыт. В здании бывшего собора разместился аэроклуб, а с 1950-х годов — клуб физкультурников. Четыре маленьких главы снесли, не уцелело и луковичное завершение центральной главы.
В 1961 году в бюро технической инвентаризации даже не имелось сведений, кем занят храм. В 1966 году Богоявленский собор не включили во вновь составляемый перечень памятников истории и культуры, взятых на государственную охрану.
В 60-х годах XX века в Богоявленском соборе было решено разместить музей оружия. В течение пятнадцати лет, начиная с 1972 года, велись работы по приспособлению здания под музей. Вход в музей сделали с востока, пробив алтарную стену. С восточной же стороны соорудили двухэтажную кирпичную пристройку, в которой разместили вестибюль, лестницы на второй этаж и в подвал, служебные помещения.
Наружные стены здания выкрасили синтетической темной краской, уничтожили остатки белокаменных ступеней южного и северного входов.
Сейчас в этом здании также находится музейная экспозиция Тульского музея оружия.
Работа выполнена по фотографии начала XX века «Г. Тула. Кремль».
Возраст: 10
Размер работы: 42/29
Материалы: Бумага, гуашь