
Проект «Тула ушедшая».Рисунок " Вид на реку Упу". Серия работ, рассказывающих об архитектурном облике города Тулы конца XIX – начала XX века. Проект выполнен по материалам набора открыток «Тула – какой она была 100 лет назад» и архивных фотографий.
София Н.
Россия, Тульская обл, г. Тула
№ 337166
Название работы Проект «Тула ушедшая».Рисунок " Вид на реку Упу". Серия работ, рассказывающих об архитектурном облике города Тулы конца XIX – начала XX века. Проект выполнен по материалам набора открыток «Тула – какой она была 100 лет назад» и архивных фотографий.
Описание: Река Упа делит Тулу на две неравные части в центре города. В самом начале XVIII века она была полноводной, составляла часть судоходного маршрута из средней России к морю по реке Оке. После строительства Петербурга и выхода к Балтике, эта дорога перестала быть актуальной.
На рисунке изображен вид Казанской церкви, стоявшей на левом берегу Упы напротив Оружейного завода. Она была построена в 1645 году протоиереем Лукианом Кирилловым - духовником царя Алексея Михайловича и близким человеком патриарха Никона. В «Тульских епархиальных ведомостях» говорится: «По любви к своей родине о. Лукиан успел, в разное время, исходатайствовать годичные руги и жалованье тульскому духовенству, земли церквям и монастырям; государевою казною построил он в Туле (1646-1649) первые приходские каменные церкви - Казанскую и Воскресенскую на городище».
Как только патриарх Никон попал к царю в опалу, Лукиан Кириллов осмелился отлучить от святого причастия своего духовного сына - Алексея Михайловича. После лишения сана Никон был сослан в заточение в Кириллов монастырь, а Лукиан Кириллов удален на родину, в Тулу. В храме находились дары царя и царицы.
Казанская церковь, возведенная в 1646-1649 гг. тщанием Лукиана Кириллова, была пятиглавой и относилась к распространенному в то время на Руси типу «московских» церквей.
В Казанском храме имелся каменный двухэтажный придел; в нижнем этаже находился алтарь во имя Архистратига Михаила, в верхнем - во имя Сергия Радонежского. На Сергиевом приделе была каменная колокольня с железными часами. В таком виде храм запечатлен на гравюре X. Пастухова «Город Тула со стороны оружейного завода» (1807 г.). На фрагменте гравюры Казанская церковь почти в центре на первом плане. Виден придел в два этажа - перед колокольней, справа от основного объема храма. В 1817 году двухэтажный придел был перестроен в одноэтажный. Казанская церковь сильно пострадала при пожаре 1834 года. В 1838 году она была разобрана. Было решено на этом месте построить новый храм. Его проект выполнил архитектор В.Ф. Федосеев.
Казанский храм стал одним из лучших образцов классицизма в Туле, отличался совершенством и строгостью форм и пропорций. Он одинаково хорошо смотрелся с различных точек: и с другого берега Упы, и из окон оружейного завода, и с колокольни Успенского собора, и с прилегающих улиц. Казанская церковь составляла один из красивейших тульских архитектурных ансамблей.
Основной объем храма был увенчан куполом с большими окнами и колонками между ними. На северном и южном фасадах имелись фронтоны и колонны коринфского ордера. Трехъярусная колокольня, второй и третий ярус которой по углам украшали парные колонны, примыкала к трапезной.
В справочной книге «Вся Тула и Тульская губерния», изданной в 1925 году, в разделе «Тульские здания, как исторические памятники» стиль Казанской церкви характеризуется как «поздний петербургский классицизм». В ноябре 1914 года император Николай II посещал Оружейный завод Казанскую церковь Советская власть сочла храм оплотом контрреволюции. Он был взорван 1933 году.
Работа выполнена по фотографии начала XX века «Г. Тула. Река Упа», сделанной с набережной реки Упы (ул. Дрейера), сразу за мостами ниже пор течению.
Возраст: 10
Размер работы: 42/29
Материалы: Бумага, гуашь.