Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Федосово (Феодосово)
Екатерина К.
Россия, Калужская обл, г. Калуга

№ 335963



Название работы Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Федосово (Феодосово)
Описание: Историческая справка Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Федосово (Феодосово) Объект: Церковь Успения Пресвятой Богородицы. (Церковь. Не действует.) Престолы: Успения Пресвятой Богородицы, Димитрия Ростовского, Параскевы Иконийской Архитектурный стиль Классицизм Год постройки: 1815. Адрес: Россия, Калужская область, Ферзиковский район, урочище Федосово (Феодосово) Координаты: 54.5863, 36.47105 История села Федосово с собственной церковью в честь Успения Пресвятой Богородицы Село Федосово Калужского уезда уже никто не помнит. Упоминание о нем можно найти только в архивах и на старинных картах. В Государственном архиве сохранился документ за 1805 год. К нему приложена справка благочинного калужской Одигитриевской церкви об Успенской церкви на Сельне и священнослужителях по состоянию за 1804 г. Согласно справке, церковь показана деревянная, без приделов, в надлежащей твёрдости, утварью довольна. Когда и кем построена, неизвестно. В наши дни село стёрто с лица земли, его имя забыто, постоянные дороги к нему отсутствуют. Остался лишь крест на картах. И колокольня Успенской церкви, которую этот крест обозначает. Колокольня в лесу, среди вековых деревьев, расположена вблизи заплывшего и заросшего калужского большака, который вёл когда-то в п. Желябужский. Территория, на которой стоит колокольня Успенской церкви принадлежит индивидуальному предпринимателю Павлу Фомину. В 2014 г. Павел Владимирович Фомин на паи отмежевал землю в личное пользование, и колокольня оказалась на его территории. П. Фомин решил начать реставрационные работы. Рядом с колокольней построен домик для жилья, территория вокруг которого облагорожена. В планах создать глемпинговое хозяйство, одной из достопримечательностей, которого будет старая церковь. Для сбора информации об истории церкви П. Фоминым был приглашен краевед Легостаев Виталий Васильевич. Результатом работы стало издание книги «Летопись Успенской церкви села Федосово Калужского уезда» Даже не смотря на долгую и кропотливую работу Виталия Васильевича найти храмозданную грамоту и поэтажный план строительства церкви так и не удалось. Представленный рисунок, так же как и макет сделан по словесным описаниям из архивных источников. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Федосово (Феодосово), урочище Автор фотографии Киреева Екатерина Снято 12июня 2024г. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Федосово (Феодосово), урочище Автор фотографии: Андрей Агафонов Снято: 1 января 1990 Самым ранним источником, дошедшим до нас, является труд почётного члена Калужской учёной архивной комиссии П. Симсона «Калужский уезд во времена Михаила Феодоровича». Это первая четверть XVII века. 1630 г. Первоначальные летописные сведения относят нас в далёкие 1630-е годы. Вот какие сведения приводит П. Симсон в своей работе: «По Сельне, правому притоку Калужки находились две церкви. Одна из них на погосте «в уходове» во имя Успения Божией Матери да предел Христовой мученицы Параскевы, нарицаемые Пятницы» [7,] В том же документе описывается сельцо Истоминское, ныне называемое Филисово. Находилось на речке Дуденка, в 14 верстах от Калуги. Было в поместье за Семёном и Василием Константиновичами детьми Филисовыми. Отсюда и пошло современное название деревни. 1719 г. Печальные события произошли в начале весны. В октябре того же года стряпчий Афанасий Литвинов в Синодальный казенный приказ писал: «в нынешнем 1719 г. марта в 21 день в Подгородном стану в урочищах, что на Сельне, приходская наша церковь деревянная во имя Пресвятой Богородицы, честнаго Ея Успения, да придел великомученицы Праскевы, нареченные Пятницы, волею Божию сгорела, и прошу нам вместо придела во имя великомученицы Параскевы повелеть построить деревянную теплую церковь дать благословенную грамоту и ради освящения антиминс, а о строении настоящей церкви Успения Пресвятой Богородицы будем просить впредь». Подписан этот документ в 21 день октября 1719 г. 1720 г. Уже в марте следующего года новая церковь была построена. Это видно из прошения всё того же Афанасия Литвинова. «В прошлом1719 г. октября в 30 день по челобитью моему дана мне благословенная грамота, а ныне деревянная теплая церковь строением в совершенство пришла и прошу для освящения оной церкви во имя великомученицы Праскевы дать антиминс и освященную грамоту на имя Николаевского попа, что на Борщевке — Афанасия Митрофанова». Подписан указ о выдаче антиминса и грамоты 1719 г. марта в 18 день. Документ, как видно, датирован 1719 г., но из прошения видно, что год указан ошибочно, надо читать «1720». 1722 г. Злой рок продолжал преследовать Успенскую церковь. Не успели освятить церковное здание, как церковь опять сгорела. Афанасий Литвинов в ноябре 1722 г. сообщает: «в прошлом 1720 г. приходская наша церковь Успения Пресвятой Богородицы волею Божию сгорела, а в нынешнем 1722 г. на оное место купил я деревянную старую церковь в Калуге, которая была во имя Знамения Пресвятой Богородицы, в которой вместо деревянной церкви в Калуге построена каменная и прошу повелеть мне тое вышеупомянутую церковь перевесть мне и для строения дать благословенную грамоту». Благословение на перевозку старой Знаменской церкви и сборку её на новом месте было получено в 16 день ноября 1722 г. Действительно, Знаменская церковь в Калуге построена в 1720 г. на средства калужского купца Козьмы Игнатьевича Ланина и «паданием и радением усердствующих прихожан». [4] 1795 г. По ревизии 1795 г. в приходе показано 93 двора, в которых проживало 407 душ мужского пола. Приходской земли писцовой дачи51 десятина. План на землю и книги хранились в церковной ризнице.1804 г. В Государственном архиве Калужской области сохранился документ за 1805 г., к которому приложена справка благочинного калужской Одигитриевской церкви священника Симеона Васильева об Успенской церкви на Сельне и священнослужителях по состоянию за 1804 г. Согласно справке, церковь показана деревянная, без приделов, в надлежащей твёрдости, утварью довольна. Когда и кем построена, неизвестно (ГАКО, ф. 33, оп. 1, д. 1052, л. 4, 1805 г.). 1806 г. Переустроить церковь предпринял попытку в 1806 г. статский советник Иван Елисеевич Комаров. Сохранилось его прошение, написанное в 1806 г. преосвященному Феофилакту: «Калужского уезда, в погосте, что на речке Селинке, старая деревянная церковь во имя Успения Божией Матери при коей деревня моя сельцо Федосово состоит в приходе, находится в совершенной ветхости. Почему я побуждаем, будучи истинным усердием и согласием с прочими прихожанами оной церкви при вспомоществовании посторонних доброхотодателей, вознамерен вместо оной, в ветхость приходящей деревянной, по прилагаемому при сем на благоусмотрение вашего преосвященства плану и фасаду построить каменную церковь, на месте близ существующей ныне деревянной и в недальнем расстоянием от жилища. Декабря 1806 года» (ГАКО, ф. 33, оп. 1, д. 1142, 1806 г.). В марте 1807 г. преосвященный Феофилакт благословил статского советника Ивана Елисеевича Комарова на построение каменной церкви и выдал храмозданную грамоту с планом и фасадом. Однако новую церковь так и не построили. Т.к. Иван Елисеевич Комаров продал своё движимое и недвижимое имущество и выбыл из прихода. За это время каменный фундамент церкви просел, и здание накренилось на одну сторону. Создалась угроза обрушения. К 1813 г. церковь окончательно пришла в ветхость. По указу Калужской духовной консистории велено старую церковь запечатать, а церковную утварь перенести в ближайшую церковь, что в селе Андреевское. И еще одно важное решение было принято духовной консисторией. «Ветхости старой деревянной церкви не исправлять, а приступить к строительству новой каменной церкви». В августе 1813 г. в Калужскую духовную консисторию было подано новое прошение о строительстве новой каменной церкви, но уже тульского купца Василия Ивановича Попова, который купил землю у Ивана Елисеевича Комарова. 1815. Тульский купец Василий Иванович Попов построил каменную церковь невдалеке от прежней церкви, на большой дороге. В Государственном архиве Калужской области сохранился первоначальный документ, проливающий свет на строительство каменной церкви. С 1900 г. при церкви существовало общество трезвости. В 1903 г. в её рядах насчитывалось 250 человек. В 1904 г. общество пополнилось ещё 164-мя новыми членами. Последняя опись датирована 1922 годом. Работая в архиве в 2023-2024 гг. мы обнаружили, что наша церковь Успенская в с. Федосово была главная, тогда как Благовещенская в с. Андреевское являлась приписной. При строительстве каменной церкви села Федосово часть утвари как раз и хранилась в с. Андреевское, а информация по этой церкви упоминается в президентской библиотеке. Так же еще не полностью изучена информация по Благовещенской церкви в с. Андреевское в ГАКО. Есть направление для дальнейших поисков. Описание внешнего вида Успенской церкви. Здание церкви каменное с недостроенной колокольней о трёх дверях сосновых на железных петлях с крючками. Тринадцать окон с железными решётками, вверху шесть круглых окон. Сведения за 1903–1914 гг. взяты из клировых ведомостей, которые велись за каждый год, начиная с 1862 г. Каменная церковь построена в 1815 г. тульскими купцами Василием Ивановичем и Николаем Васильевичем Поповыми. Колокольня соединена с храмом каменным крытым проходом. Железная крыша была покрашена зелёной краской. Церковные стены и потолок были покрыты масляной краской и расписаны живописью. Пол выполнен из метлахской плитки, частью из дубового паркета. Вокруг храма находилось кладбище, обнесённое каменной с железными решётками оградой. Создание макета Так как подробного описания найти не удалось. То макет составляли при анализе литературы и принципах постройки православных церквей и часовен. Во многих источниках литературы говорится о том, что вообще был создан альбом типовых проектов церквей. При подаче прошения о разрешении строительства храма, просители были обязаны указывать номер проекта из этого альбома. Если просители претендовали на слишком обширный, по сравнению с количеством прихожан, проект, им указывали на необходимость жить скромно, по достатку. Именно поэтому в конце XIX - начале ХХ в. при прошении на разрешение строительства храма вполне могло и не быть специально выполненного проекта - он ведь был типовым. Первый вопрос стал о количестве глав в церкви. Традиционной формой кровельного покрытия русских православных храмов является купольная, позакомарная, шатровая, горкой кокошников, ярусная и щипцовая. Венчает храм глава луковичной, шлемовидной или иной формы с Крестом наверху. Традиционное количество глав на многоглавых храмах 3, 5, 7, 12, но может быть и иным. Как правило, количество глав бывает не меньшим, чем количество престолов в храме. У нас есть выдержки из архивных документов «По сему Калужскую духовную консисторию покорнейше прошу на вышеписанном условию по приложенному плану и фасаду дозволить мне на показанном мною месте, а ежели на это место применение соизволения не последует, то хотя на старом погосте подле ветхой церкви с употреблением оной на обжигу кирпича построить новую каменную с таковой же колокольнею во имя Успения Божией Матери с приделами св. Димитрия Ростовского и св. мчц. Параскевы, возвратив мне план с фасадом и снабдить храмосданною грамотою за архипастырским утверждением и подписанием. 1813 года августа 12 дня.» [4] Храм был трёхпрестольный. В настоящей холодной части храма престол освящён в 1826 г. епископом Григорием во имя УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, память 15/28 августа. В трапезе тёплый придел — во имя святой мученицы ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ, память 28 октября /10 ноября. Престол освящён в 1903 г. Другой придел в трапезной части храма, тёплый — во имя св. ДИМИТРИЯ, МИТРОПОЛИТА РОСТОВСКОГО, ЧУДОТВОРЦА, память 28 октября/10 ноября (1709) и 21 сентября/4 октября. Престол освящён в 1903 г. Обычно количество куполов на здании храма соответствует количеству храмовых приделов, находящихся под одной кровлей. В таком случае над средней частью каждого из этих приделов сооружается купол. Т..к изначально у церкви был один престол, то у нашего макета будет шлемовидный купол у часовни и один луковичный у самой церкви. Зеленый. Этот цвет в Православии считается символом вечной жизни и Святого Духа. (нашли в описании) Золотой. Золотой в христианской живописи символизировал Божественное откро Синий. Синий считается цветом неба, символизирует смирение, бессмертие, целомудрие, благочестие, крещение и гармонию. В золотом сиянии многие видели воплощение вечного Божественного света. Синий является цветом Богоматери, на иконах ее изображают в плаще, окрашенном в синий или его оттенки. Святая Дева Мария - Царица Небесная, которая своим плащом покрывает, защищает и спасает верующих. (традиция красить церкви в честь Богородицы в голубой оттенок) При создании эскиза храма были использованы фотографии, сделанные при осмотре церкви на местности. За основу плана церкви для эскиза был взят чертеж из «Атласа планов и фасадов церквей» №15 и №19. [2] В дальнейшем были созданы макет храма. Макет, созданный по описанию Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Федосово (Феодосово), урочище Автор фотографии Киреева Екатерина Снято 12июня 2024г. Список литературы 1. АРХИТЕКТУРНО-СИМВОЛИЧЕСКИЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ЧАСОВЕН, Методические указания к выполнению курсового проекта для студентов 2-го курса специальностей 270301.65 «Архитектура» и «Дизайн архитектурной среды», Хабаровск Издательство ТОГУ, 2009 2. Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях / изд. Святейшего Синода. - М. [Синод. тип.], 1911. - [4], 50 л. ил.14:26 3. Волкова, М. Р. Математический способ построения куполов православных церквей луковичной формы / М. Р. Волкова, М. А. Долговец. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 2 (65). — С. 10-14. — URL: https://moluch.ru/young/archive/65/3322/ (дата обращения: 16.09.2024). 4. Легостаев В. В. Летопись Успенской церкви села Федосово Калужского уезда / В. В. Легостаев. — Калуга: Издатель Захаров С. И. («СерНа»), 2015. — 80 с. — (Серия «Приходы земли Калужской». Часть 13.) 5. Православные храмы. В трех томах. Том 2 Православные храмы и комплексы: Пособие по проектированию и строительству (к СП 31-103-99). МДС 31-9.2003/АХЦ «Арххрам». - М.: ГУП ЦПП, 2003 6. Рошефор, Николай Иванович де. Опись церковных памятников Калужской губернии / / [Соч.] Гр. Н.И. де-Рошефор. — Санкт-Петербург : тип. Имп. Акад. наук, 1882. — 51 с. : 25. 7. . Симсон П. Калужский уезд во времена Михаила Феодоровича. Калуга, 1894. С. 19 https://rusneb.ru/catalog/002789_000099_53/
Возраст: 17
Размер работы: А4
Материалы: Карандаш, графика