
«Утрачиваемое достояние. Усадьба Михайловка»
Алена С.
Россия, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
№ 334534
Название работы «Утрачиваемое достояние. Усадьба Михайловка»
Описание: Усадьба Михайловка - один из величайших дворцово-парковых ансамблей Петергофа. Построена усадьба в 1830-х годах для великого князя Михаила Николаевича Романова, сына Императора Николая I, отсюда и происходит само название. Она отображает ту эпоху , когда усадьбы несли в себе не только практическое применение, но и были центрами культурной жизни, а их владельцы стремились к идеалам творчества и воссозданию полного умиротворения. Ранее усадьба была окружена живописным парком с прудами, мостиками, аллеями и редкими растениями, что делало её настоящим оазисом спокойствия и красоты. Однако, былая роскошь усадьбы, её великолепие и изящество пришли в упадок. После революции 1917 года и последующих исторических событий её состояние стало ухудшаться. В годы советской власти многие усадьбы были заброшены или использовались не по назначению. «Михайловка» не стала исключением — её великолепие постепенно исчезало, а здание разрушалось.
В наши дни усадьба «Михайловка» является историко-культурным памятником федерального значения, о чем свидетельствует прикрепленная на усадьбе табличка, и принадлежит Санкт-Петербургскому университету. К сожалению, заявление о том, что объект культуры находится под «охраной», не соответствует действительности.
Сегодня усадьба находится в бедственном состоянии. Элементы архитектуры потеряли свою первоначальную роскошь, а окружающий парк зарос травой и кустарниками, проросшими сквозь лежащие на земле ажурные ограждения ограды, все больше и больше утопая во мраке. Усадьба подвергается вандализму и воровству: начиная от разбитых окон и облезшей штукатурки и торчащих арматур , заканчивая бытовым вандализмом. Вандалы безжалостно расписывают стены памятника культуры,- стены, которые хранят в себе историю нескольких столетий и таят забытое великолепие. Они забираются на крышу и скидывают камни, разбивая стекла. Недостает также и многих фрагментов чугунных ограждений с искусными узорами. На их месте остались лишь гладкие и ровные срезы. При входе в усадьбу можно наблюдать аккуратно сложенные и перевязанные элементы архитектуры, которые в скором бесследно пропадут. Такая же участь уготована, увы, и массивным резным дверям, снятым с петель. Величественная и поистине уникальная по своей красоте усадьба погружается в бездну подавляющего мрака.
Памятник истории и культуры, который рушится у нас на глазах . Своей работой я хотела подчеркнуть необычайную красоту утерянного достояния и привлечь внимание людей к историческому объекту. Картина представляет собой переплетение судьбы Кариатид и самой усадьбы. На статуях сделан акцент, они прописаны белым цветом, что выделяет их из всей картины. Кроме того, одна из них повернута к нам лицом, наполненным печалью и болью. Это говорит о том, что сюжет будет завязываться вокруг них. Чтобы раскрыть замысел, необходимо узнать историю и судьбу кариатид.
Кариатиды - пленные женщины из захваченного пелопоннесского города Карий. После того, как греки перебили карийцев-мужчин, они взяли в плен их жён и в наказание с унижением обязали выполнять тяжкий рабский труд, подвергнув вечному позору. Женщин из знатного рода заставили выполнять сложную работу — переносить тяжести, а в знак унижения и позора им не разрешали снимать богатые головные уборы, которые раньше указывали на их принадлежность к высшему обществу.
Возвращаясь к картине, мы прослеживаем цикличность и некое колесо истории, которое на мой работе отображено через полутона, а также через движение падающих кариатид. Фигуры устремлены вниз и через мгновение окажутся на земле, полностью разбитые не только физически, но и душевно от гнета их судьбы. Так, можно выявить параллель с судьбой самой усадьбы, которая разрушается в настоящее время. Стоит отметить еще одну деталь: заколоченные доски в оконном проеме слева повторяют тоновый расклад силуэтов кариатид. Такое решение подчеркивает мысль о том, что статуи находятся в «оковах» прошлого. Под тяжестью разрушающих фрагментов архитектуры гибнет былая роскошь кариатид.
Возраст: 16
Размер работы: 420×594 мм.
Материалы: Гуашь и тонированная бумага