
Успенская церковь (Кондопога)
София Г.
Россия, Свердловская обл, г. Екатеринбург
№ 328423
Название работы Успенская церковь (Кондопога)
Описание: Несмотря на то, что официальной датой создания храма числится 1774 год, первые упоминания о нем датируются 1563 годом. После поражения России в Ливонской войне шведские захватчики вторгаются на территорию северо-западной части страны, где учиняют массовые разбои и резню мирного населения. Под удар шведов попадает и город Кондопога, где располагалась первое здание церкви.
Через три года после Ливонской войны церковь восстановили. Однако порождённые смутой разбои не дают новому храму простоять долго. В 1616 году церковь отстраивают заново, а упоминание об этом отмечается в земельных книгах 1616-1619 годов. Церковь после второго «рождения» простояла дольше обычного. Уберегли ее и от огня, от естественного же старения спасти не смогли - здание разобрали из-за ветхости строительных материалов.
Последний вариант церкви, 42-метровый деревянный шатровый храм Успения Пресвятой Богородицы, возвели в 1774 году. Специально для её освящения написали некоторые иконы. Успенская церковь в Кондопоге (Карелия) была построена на «средства и тщанием» прихожан.
Строительство шатровых церквей уже было запрещено патриархом Никоном, в 1652 году. Но на Русском Севере, где "до царя далеко", традиции шатрового деревянного зодчества продолжались ещё долго. Высокая и стройная церковь (высота её - 42 метра, выше её не было в Карелии) служила ещё и маяком на Онежском озере. Особенность этого храма в его удивительной стройности, это делало храм подобной на сторожевую башню и свечу, устремлённую к небу.
Успенская церковь в Кондопоге (Карелия) — шатровый деревянный храм. Принадлежит к местной прионежской школе шатрового зодчества, которой присущи характерные особенности: фронтонный пояс на восьмерике и расширение центрального столпа к верху. 1
Особенности архитектурного стиля:
Основной объём — два восьмерика с повалом, поставленные на четверик, с прямоугольным алтарным прирубом и двумя висячими крыльцами. 1
Высота церкви — 42 метра, была самым высоким деревянным сооружением в Карелии.
Пропорции форм строги, просты и гармоничны, а пропорции совершенны. Высота шатра и сруба башни, двух восьмериков и четверика, а также высота четверика и его ширина находились в отношении примерно 1:2.
Место. Успенская церковь сливается с пейзажем и при этом резко с ним контрастирует. Церковь стоит на узком выступающем мысе Чупинской губы Онежского озера, на самой его высокой точке, вокруг горизонтальные полоски островов, пологий берег, невысокие строения. «Здесь контраст — средство господства и единения: храм, подчинивший себе пространство, словно впаян в озёрные дали».
Четверик. Сруб храма массивен: бревна громадные, тяжёлые. Стены кажутся нерушимыми. Мощный четверик поднимает ввысь рубленый восьмерик.
Восьмерик. Здесь не один, а целых два восьмерика, последовательно расширяющихся к центру. Верхний шире нижнего, и соединяются они плавным промежуточным повалом, его функция не только декоративная — повалы в деревянной архитектуре это ещё и водоотводы.
Повалы. Верхний восьмерик завершается энергичным и широким повалом. Нависающие друг над другом повалы создают ощущение динамики, взлёта. Кажется, что храм очень лёгок — будто рвётся от земли вверх.
Декор. Храм украшен скупо, но очень нарядно. Над соединяющим два восьмерика повалом тянется фронтонный пояс из резных досок. Резные столбики крыльца воздушны, карнизы ажурны. Окна маленькие и контрастируют с глухой поверхностью бревенчатых стен.
Трапезная. С западной стороны, выходящей на озеро, к основному четверику примыкает обширная трапезная с сенями под двухскатной крышей. Ее статичность противопоставляется устремлённому ввысь шатру. И хотя трапезная массивна, она не кажется тяжёлой.
Алтарь. Алтарная аспида пристроена к основному срубу с востока. Ее перекрывает килевидная бочка с главкой.
Крыльца. Легкие крыльца наполнены светом и воздухом. Они будто висят на кронштейнах вдоль боковых фасадов трапезной и создают контраст с массивностью сруба. Лестницы выходят на восток, в сторону деревни.
Шатёр. Главное украшение — 15-метровый шатёр, увенчанный главкой с крестом. В нем — основная динамика строения и главный смысл: «Церковь-башня и церковь-маяк».
Внутреннее убранство. Если снаружи Успенский храм поражает масштабом и вертикалью, то внутри он максимально прост: лавки и иконы. «Не в правилах северных мастеров было делать грандиозные интерьеры. Молельное помещение оставалось традиционной северной клетью».
Трапезная. Трапезная подчёркивает демократическое содержание храма. Светлая, просторная, со скамьями вдоль стен и резными столбами с «руками» — кронштейнами. Столбы крепкие, перетянутые витыми жгутами-перехватами. Они не просто стоят, а несут на себе тяжёлое перекрытие, и поэтому на их упругих контурах чувствуется словно мускульное напряжение.
Иконы. Уходящий вверх шатёр храма изнутри не виден, там он перекрывается расписным потолком-«небом», в которое упирается четырёхъярусный иконостас. Большинство сохранившихся до последнего пожара икон Успенской церкви были написаны неизвестным кондопожским мастером ещё к открытию храма. При этом, по словам Ирины Соболевой, реставратора-иконописца иконописной мастерской православного прихода Кондопоги, эти иконы были мало изучены, специалисты чаще интересовались более древними образами.
«Небо». Уникальна иконописная композиция «неба», сохранившегося с конца XVIII века и полностью отреставрированного к 2006 году. На ней «Великий вход» в небесной Литургии, Великим архиереем которой является Сам Иисус Христос. Он — в центральном круге, предстоящий пред престолом в архиерейском облачении. В шестнадцати иконах-секторах — архангелы и ангелы, выносящие священные сосуды и предметы, их осеняют херувимы и серафимы. В четырёх углах «неба» — святые евангелисты. Эта композиция подчёркивает единство Небесной и Земной Литургии.
В церкви был иконостас в стиле барокко и иконописный потолок-небо. Небо кондопожской церкви Успения — единственный образец композиции «Божественная литургия» в действующей церкви. В центральном медальоне неба — образ «Христос Великий Архиерей». Непосредственно вокруг Христа, на рамке центрального кольца, и на 16 гранях, херувимы с серафимами и ангелы в дьяконском облачении с литургическими атрибутами в руках, движущиеся по кругу с запада на восток.
10 августа 2018 года церковь подожгли. Со всех сторон к церкви шли люди. Вокруг церкви на разном расстоянии стояли пожарные машины, от которых тянулись шланги для подачи воды. Несколько машин качали воду прямо из Онежского озера.
К церкви можно было подойти довольно близко, насколько позволял исходящий от храма жар. Пожарные отчаянно боролись с пламенем, сменяя друг друга, чтобы охладиться под струями воды. Но было понятно, что церковь уже не спасти. Огромные бревна с треском падали на землю. Зловещее пламя на глазах у десятков словно окаменевших в немом бессилии кондопожан пожирало деревянную жемчужину карельской истории.
Возраст: 10
Размер работы: А4
Материалы: Графика, карандаш