Утраченные храмы Екатеринбурга
Полина Ч.
Россия, Свердловская обл, г. Екатеринбург

№ 164001



Название работы Утраченные храмы Екатеринбурга
Описание: ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «УРАЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА, АРХИТЕКТУРЫ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА» (ГАПОУ СО «УКСАП») Автор: Чумакова П.В. студентка III курса специальности Архитектура Руководитель: Гобова Г.П., преподаватель УТРАЧЕННЫЕ ХРАМЫ ЕКАТЕРИНБУРГА 2000-е годы в Екатеринбурге, как и по всей стране, отмечены возрождением традиций храмового зодчества, воссозданием утраченных храмов и строительством новых. Темой нашего исследования стали два объекта храмового зодчества, находящиеся на планировочной композиционной оси Главного проспекта Екатеринбурга, в свое время формировавшие композиционные доминанты двух главных площадей, вписанных в ось проспекта: кафедральная площадь города с Богоявленским кафедральным собором и соборная Екатерининская площадь с находящимся на ней Екатерининским собором. Планировочная ось Главного проспекта горнозаводского Екатеринбурга начиналась на левобережной части реки Исеть высотной доминантой самого крупного в городе на тот период времени горного собора во имя св. Великомученицы Екатерины (Екатерининского). Строительство собора осуществлялось в 1759-1768 гг. Тема барокко, пришедшая из Петербурга, приобрела на горнозаводском Урале новое веяние именно в этом соборе, построенном по проекту Петербургского архитектора Иоганна Миллера, хотя чертежи столичного проекта досконально разобраны не были и были переделаны местным межевиком-геодезистом Афанасием Кичигиным. В результате на столичную композицию с фигурными фронтонами четверика и шпилем на колокольне наслоились наличники в духе «московского барокко». Собор многократно перестраивался, утратил первоначальную барочную стройность, кроме того, в ходе реконструкции, проводившейся главным заводским архитектором М.П. Малаховым, стиль барокко был добавлен излюбленными им классическими портиками. По своему внутреннему убранству Екатерининский собор был самым величественным в городе, площадь помещений собора была почти в два раза больше площади всех остальных храмов (собор мог вместить почти 8000 человек). Екатерининский собор был самым чтимым храмом в городе, он был так богат, что в нем не было ни одного предмета для ведения служб, сделанного не из золота или серебра, а также множества изделий из уральских драгоценных камней. Екатерининский собор был взорван в 1930 г., как и многие другие для использования в качестве строительного материала. В настоящее время на месте собора находится городская площадь Труда, разбит сквер, там, где размещался алтарь собора, возведена часовня св. Великомученицы Екатерины в русско-византийском стиле по проекту арх. А.В. Долгова. На оси Главного проспекта находится другая площадь – правобережная бывшая центральная Торговая, на которой возводился в 1771 -1795 гг. собор во имя Явления Господне (Богоявленский кафедральный собор), являвшийся редким для Урала образцом петровского барокко. Автор проекта неизвестен, но предполагается, что он был учеником создателя Петербургского Петропавловского собора Трезини. Собор был двухэтажным, завершался пологим четырехгранным куполом и главкой на барабане, верхний аттик держал высокий и изящный шпиль. Декор храма производил строгое, но нарядное впечатление. В 1833 году собор приобрел особый авторитет в глазах горожан, где сложился обычай проводить главный Крестный ход на водосвятие. После многочисленных реконструкций собор мог вмещать до 4500 человек. У стен собора проходили самые торжественные городские мероприятия, здесь встречали почетных гостей, в том числе членов императорской семьи, здесь проводились воинские парады. Богоявленский собор был взорван в 1930 году, освободив на площади, называемой сегодня именем 1905 года, дополнительное пространство для проведения митингов, демонстраций, парадов.
Возраст: 17
Размер работы: А3
Материалы: Тушь, перо