
«Железнодорожный вокзал Пермь-I»
Юлия Г.
Россия, Пермский край, г. Пермь
№ 163814
Название работы «Железнодорожный вокзал Пермь-I»
Описание: Железнодорожный вокзал Пермь-I был построен в 1878 году. Долгое время здание пустовало и находилось в аварийном состоянии. Спустя 140 лет после ремонта в нем открылась мультимедийная выставка и заработал зал для пассажиров.
До постройки вокзала возле пристани находились торговые ряды. Все изменилось со строительством уральской горнозаводской железной дороги. Гостиный ряд перенесли в центр города, а на его месте в 1876 году начали возводить железнодорожный вокзал. Проект здания в стиле модерн с элементами русского зодчества разработал инженер-строитель Игнатий Быховец, который затем построил старый железнодорожный мост через реку Каму и первое здание вокзала Пермь-II.
Строительство вокзала заняло два года, и завершилось в 1878 году. Станция Пермь-I стала начальной остановкой уральской горнозаводской железной дороги, которая соединила Пермь с Чусовым, а затем с Екатеринбургом. Возводили вокзал, как и горнозаводскую железную дорогу, на частные деньги промышленники и «Общество УГЖД». На другом конце железнодорожной ветки — в Екатеринбурге по этому проекту построили аналогичный вокзал.
Станция Пермь-I получила новое развитие в связи со строительством новой Пермь-Котласской железной дороги. Пути решили соединить с горнозаводской веткой и проложили их от вокзала Пермь-I до станции Заимки, на которой к 1910 году построили железнодорожный вокзал Пермь-II. Для новых путей пришлось срыть часть склона, а у дома Мешкова построить туннель. Из-за расширения железной дороги в 1899 году вокзал Пермь-I реконструировали: здание удлинили и надстроили вторую башенку, сделав его архитектурный облик симметричным.
Здание вокзала делилось на четыре секции: ресторан, зал ожидания для пассажиров первого и второго классов с мягкими диванами, зал ожидания для пассажиров третьего класса с жесткими диванами, а также билетные кассы и большой иконостас — непременная принадлежность всех крупных станций, чтобы пассажиры могли помолиться перед дорогой, — и, наконец, служебные помещения, — пишет в своей книге «Старая Пермь» историк Елена Спешилова. — На станции был колокол, он звучал перед отправлением поезда три раза, затем свистел обер-кондуктор, после чего паровоз гудел и отправлялся в путь.
Кстати, после строительства вокзала рядом возвели два здания, в которых располагалось управление железной дороги. Одно из них было разрушено, а во втором сейчас находится пермский институт железнодорожного транспорта.
В 1940 году напротив железнодорожной станции построили речной вокзал. Пассажиры прибывали на вокзал Пермь-I, а затем продолжали свой путь по реке на теплоходах. К 1990-м годам состояние железнодорожного вокзала заметно ухудшилось, но станция продолжала пользоваться спросом у пассажиров пригородных поездов. Многие пермяки еще помнят зал ожидания, билетные кассы и газетный киоск внутри вокзала.
В 2004 году памятник архитектуры федерального значения признали аварийным и закрыли на реконструкцию.
Возраст: 20
Размер работы: 297*420
Материалы: этюд, акварель