
Аэровокзал "Уктус" 1980 года
Светлана К.
Россия, Свердловская обл, г. Екатеринбург
№ 163549
Название работы Аэровокзал "Уктус" 1980 года
Описание: Аэровокзал «Уктус»
О картине
На картине представлен Аэровокзал "Уктус" 1980 года в его историческом виде. Автору (ученице) пришлось изучить фотографии и поработать с архивами, чтобы восстановить облик здания. На картине воссоздана атмосфера 80-х годов прошлого столетия. Прогуливающиеся люди, парковка автомобилей, прекрасная солнечная погода, взлетающий самолет - настоящая жизнь аэровокзала. Затем здание вокзала постигнет грустная участь, но мы запомним его таким как на картине.
Постройка
История строительства Аэровокзала аэропорта «Уктус» неразрывно связана начальным этапом развития авиации России, отражена в хронологии событий, зафиксированных прессой.
История авиации в Екатеринбурге начинается с марта 1917 года, когда был создан Екатеринбургский Аэроклуб. Аэроклуб возглавил известный уральский метеоролог и физик Г. Ф. Абельс - директор Екатеринбургской обсерватории. В марте 1917 года организационное оформление аэроклуба было согласовано в Петербурге во Всероссийском аэроклубе.
Переговоры от имени комиссии проводил военный летчик А. Д. Муратов. В своем письме от 28 марта 1917 года на имя председателя Екатеринбургской городской Думы он просил помощи в приискании поля для аэродрома, обращал внимание на участок между скотобойней и Уктусским трактом, где было «место ровное и весьма подходящее для полетов». А 27 (14) июля 1917 года состоялось организационное собрание, которое постановило присвоить создающемуся обществу название «Екатеринбургский Аэроклуб».
В 1923 году аэропорт Екатеринбурга располагался в районе нынешнего южного автовокзала. Из-за близости к городу власти решили перенести его подальше: «Раньше на месте микрорайона Ботанический располагалось летное поле. Аэропорт начали строить в июле 1924 года. «Открыли его только в 1930-м. Тогда здание аэровокзала было деревянным, двухэтажным. Простояло оно недолго. В 1936 году между Москвой и Владивостоком открыли первое пассажирское авиасообщение. Свердловск оказался на этой магистрали. Для этих целей нужно было построить новое здание. К концу 1937-го или в начале 1938-го было закончено строительство здания по эскизу архитектора Ткача.
«Это здание из первого поколения довоенных аэровокзалов, которые не сохранились. Многие из них были модернизированы, потребовали строительства более вместительных сооружений, а этот аэровокзал, хоть и строился по типовому проекту, но до сегодняшнего дня он был единственным в России представителем довоенных региональных вокзалов», – рассказывал историк «Новому Дню».
Здание относится к стилю советской неоклассики: С 1934 года в городе перестают строить дома конструктивистского стиля, он оказывается неугоден в данную эпоху. Это воспоминания об имперской архитектуре России начала ХIХ века. Аэровокзал – одно из первых зданий, построенных в такой стилистике. Они подчеркивают рождение этого стиля в Свердловске.
Перенос аэропорта под Арамиль
До 80-х Уктус активно использовался самолетами малой авиации для полетов на небольшие расстояния. В 1985 аэропорт перенесли под Арамиль, а микрорайон, который получил название Ботанический, начали застраивать жилыми домами. Здание аэровокзала еще какое-то время служило пассажирам. Воспоминанием о нем поделился житель города Дмитрий: «Если собирался куда-то ехать, то приезжал на Ботанику, оттуда автобусом тебя везли до аэропорта. Удобно было добираться». Большие же суда, которые использовались для полетов на дальние расстояния, приземлялись в Кольцово.
Борьба против сноса
В 1980-х здание аэровокзала заняло Уральское управление воздушного транспорта, которое относилось к Росавиации. Организация находилась в помещениях аэровокзала до конца 2019 года и покинула его из-за аварийного состояния здания. Объект получил в оперативное управление Росавианадзор, а собственником здания является Росимущество. Росавианадзор решил здание снести. Причем без задокументированного согласия собственника, как пояснила «Новому Дню» член Общественной палаты Екатерина Петрова. Уральские общественники пытались спасти Уктус, требовали внести его в реестр объектов культурного наследия.
Несмотря на усилия общественников, управление Госохраны объектов культурного наследия отказалось включить аэровокзал в реестр ОКН. Суд активисты тоже проиграли. Горожане писали письмо главам области и города с просьбой спасти здание.
Но 26 ноября 2021 года историческое здание аэропорта было снесено для освобождения места под торгово-транспортный узел, который после завершения строительства (завершить запланировано к 2023 году) должен будет включать здание нового автовокзала, действующую станцию метро «Ботаническая», новый торговый центр «Золотой» и парковки.
Возраст: 19
Размер работы: 35х50
Материалы: холст, масло