АРХИТЕКТОНИКА ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА (на примере проекта «ПОЛОТНО СЛАВЫ»)

АРХИТЕКТОНИКА ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА  (на примере проекта «ПОЛОТНО СЛАВЫ»)
Автор — Пожарская Алла Викторовна, учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории.
В статье отражён личный методический, педагогический опыт автора по организации художественно-изобразительной, проектной деятельности учащихся.
Ключевые слова: художественно-творческий проект, проективная изобразительная деятельность.
Об актуальности проектной деятельности учащихся в школе, о том что «школе нужны проекты, а художественные проекты – особенно», всем давно известно [1]. Но на практике, в процессе создания проектов, всегда возникает множество вопросов. Понятно, что организация художественно-творческих проектов в школе — задача не простая, в решении которой не существует «точного пофазового рецепта» (Л.А.Неменская) [1]. Возможно, представленные в статье размышления, опыт автора по решению данной проблемы, станут ориентирами для школьного учителя в области искусства в его педагогической деятельности.
Перед тем, как перейти к описанию конкретного проекта «ПОЛОТНО СЛАВЫ», напомним отличительные особенности художественно-творческого проекта: а) наличие определенной темы, обуславливающей сюжет проекта (художественное содержание); б) наличие четко поставленной цели, направленной на решение какой-либо проблемы, разрешение которой предполагает практический «выход», т.е. создание нового, оригинального «продукта».
Художественно-творческий проект всегда связан с искусством, в нашем случае изобразительным, поэтому и строится он по законам искусства.
Архитектоника художественно-творческого проекта представляет собой последовательность: предисловие, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог и послесловие. Рассмотрим конкретный пример.
Уже много лет ребята нашей школы №1 г.Камышина перед праздником 9 мая выполняют коллективно-творческие проекты «ПОЛОТНО СЛАВЫ», выполнение которых стало нашей доброй школьной традицией.
Темой художественно-творческого проекта является Великая Отечественная война (1941-1945 г.г.), героические события и героические личности этой войны.
Каждый класс, с пятого по одиннадцатый, выполняет свое Полотно Славы, каждое из которых уникально в своем роде от идеи, до его воплощения (фотографии полотен представлены в презентации).

Конечно, выполнить такое масштабное задание за один урок не возможно, поэтому проект выполняется в несколько этапов, количество которых зависит от степени сложности идеи самого полотна. Бывает, что ребята остаются и после уроков, доделывают, корректируют по мере необходимости. Но последовательность выполнения Полотна Славы, как мы уже упомянули выше, всегда такова:
Предисловие. На первом уроке учениками совместно, самостоятельно (при не навязчивом, умелом контроле учителя), обсуждается содержание полотна, решается, какому конкретному событию Великой Отечественной войны или героической личности оно будет посвящено. Каждый ученик имеет право быть выслушанным. И вот путем голосования содержание полотна определено.
Завязка: Затем все ученики делают свой эскиз полотна на альбомном листе, который он может уточнить дома. Затем, дома, каждый ученик выполняет поисковую работу по поиску содержательного наполнения полотна, используя разные источники информации (семейные архивы, интернет, книги, картины, статьи и др.).
Развитие действия. На втором уроке школьники предоставляют найденный материал, свой эскиз полотна. Эскизы вывешиваются на школьной доске и каждый ученик голосует за самый удачный, по его мнению, эскиз. Таким образом, содержание и сюжет полотна определены. Теперь между одноклассниками распределяются задания, в зависимости от способностей и предпочтений самого ученика. Часть ребят выполняют задание по оформлению фона полотна. Другая часть готовит текст, фотоматериал или другой конкретный материал, нужный для воплощения общей художественной идеи.
На третьем уроке ученики вдохновенно трудятся над созданием деталей полотна, зная, что от результата каждого зависит результат всего класса. Несмотря на то, что не каждый ребенок ощущает себя художником, осознание ясной и нужной совместной цели мобилизуют его творческие силы и креативные возможности.
Кульминацией на данном уроке является  соединение детьми частей полотна в единое целое. И вот Полотно Славы готово!
Развязка. Все полотна крепятся детьми на стены в коридорах школы.
Эпилог. Дети зачастую не могут отойти от полотен, они разглядывают, фотографируют, обсуждают каждую строчку, каждую фотографию, каждый рисунок. Таким образом, полотна становятся не просто украшением стен, а являются воплощением эмоционально-ценностного отношения школьников к Великой Победе, великому подвигу советского народа.
Послесловие. Естественно, участие школьника в художественно-творческом проекте не проходит бесследно для него. Ученик приобретает новые знания о Великой Отечественной войне, умения, навыки в области изобразительного искусства. Он умеет работать в команде, договариваться с другими людьми, идти на компромисс, осознанно делать выбор, принимать решения, выстраивать логику совместной и своей личной художественно-изобразительной деятельности, ставить цель и достигать ее.
А малыши, ученики 1-4 классы, выполнявшие коллективные открытки (за один урок), вместе со мной, учителем изобразительного искусства, смогли лично подарить их ветеранам Великой Отечественной войны.
Обобщая вышесказанное, нужно отметить, что совместное погружение учащихся в тему, эмоциональное проживание героических событий Великой Отечественной Войны: чувства боли – от горьких и трагических человеческих потерь;  гордости – за Великую Победу; радости от совместного творчества  над «Полотном Славы», возвышает душу ребенка, пробуждает у юных художников чувство сопричастности, ощущение себя частью великого народа, страны. Теперь тема войны для каждого ученика становится осмысленной, глубоко лично значимой.
Таким образом, главным результатом проективной художественно-творческой деятельности является не сам «творческий продукт» ребенка, а внутренние изменения, произошедшие в детях. Четкость понимания педагогической цели, логики построения художественно-творческого проекта, поможет школьному учителю в области искусства в его профессиональной практической деятельности.
Литература.
1. Неменская Л.А., Художественные проекты в школе. URL: http://cnho.ru/?page_id=938 (дата обращения: 28.02.2016).

Оставить комментарий