Роль проектной деятельности в развитии творческих способностей и профессионального мышления студентов-дизайнеров в условиях СПО.

Роль проектной деятельности в развитии творческих способностей и профессионального мышления студентов-дизайнеров в условиях СПО.
Автор — Аткарская Вера Анатольевна, художник, член МСХ, член профессионально-творческого союза художников России, преподаватель спец. дисциплин
в ГБПОУ СПО Первый Московский Образовательный Комплекс, факультет Художественных ремесел.
Преподаватель прежде всего должен создать предпосылки к творческому поиску, способности наблюдать, интерпретировать, преобразовывать окружающую среду — т.е. к тому, что составляет сущность дизайна. Иными словами, создать необходимую творческую среду, формировать из группы студентов единую команду, где существует взаимный интерес к работам друг друга, взаимопомощь и поддержка.
Программа, предусмотренная СПО, готовит, скорее, исполнителя — менеджера, что дает возможность трудоустройства выпускника. Но, если преподаватель не ставит перед собой и своими студентами «сверх задачи», процесс обучения может стать достаточно формальным.
Я думаю, что очень важно в процессе учебы дать студентам «направление движения» на всю будущую жизнь-это и способность постоянно учиться, совершенствовать профессионализм, способность к творчеству и эксперименту, веру в то, что в этом мире что-то зависит от тебя и ты можешь сделать его лучше.
Для этого необходимо полностью погрузить студентов в творческую деятельность, все преподаваемые дисциплины связать единой логикой, как можно больше давать практических заданий, в процессе которых можно изучать материал, воплощать собственные замыслы. Также немаловажным является осмысление студентами собственной деятельности, умение студента объяснить группе полученное задание.
Три года назад, в самом начале работы с группой, меня поразило полное искажение смысла задания в интерпретации студентов. Покажу это на примере занятий по основам композиции, являющейся частью программы по дизайн – проектированию. Объясняя значение и образование ритмического строя в композиции, я показывала различия метра и ритма, преобразование метрических рядов из простых геометрических фигур в ритмические путем изменения масштабов фигур, чередования и интервала. Так метрический ряд превращался в ритм, из которого затем следовало создать динамическую тематическую композицию. Были даны темы таких композиций: «Бег», «Волна», «Ветер» и т.п. Спросив студентов, поняли ли они задачу, они ответили, что поняли и им нужно нарисовать квадратики с кружочками. Это было следствие невнимательности и незаинтересованности, поэтому пришлось расширить сферу примеров, обратиться к значению ритма не только в музыке, что им гораздо ближе, но и в изобразительном искусстве. В дальнейшем студенты занимались прослушиванием и рисованием под музыку, анализом классической композиции с точки зрения ритма.

1.Ритмические ряды

1

2.Композиция «Деревья»

2

3. Композиция «Волна»
3
Я просила студентов самостоятельно объяснить группе значение и смысл этого задания и оценить, насколько они выразили ассоциативную сущность темы. Студентами были одобрены композиции, в которых использовался нестандартный ракурс — «Деревья», сочетание линии, пятна и фактуры — «Волна».

4.Перерисовка композиции Караваджо «Положение во гроб»

3-1
5. Анализ ритмического строя композиции Караваджо «Положение во гроб»
4
Студенты осознали значение ритмической организации композиции и предлагали свои самостоятельные решения, как это видно в интерпретации композиции Караваджо. Прослушивание музыки вылилось в создание плаката на тему музыкального концерта.
Более сложный метод осмысления заданий — создание видеороликов и презентаций. Здесь речь идет уже о командной работе, которая так важна для профессии дизайнера.
Это требует умения выстраивать последовательность работы, организованности, четкого распределения ролей и взаимной ответственности.
Создавая видеоролик, студенты проходят весь путь проекта от замысла до воплощения и отображают его.
Сценарий видеоролика «Почувствуй себя волшебником», представленный на международном студенческом форуме «Стратегические проекты развития художественного образования в современных условиях», мы писали совместно с активом группы. Дальнейшая работа выполнялась самими студентами, я же взяла на себя роль наблюдателя и консультанта.
Интересно, что время работы над проектом, процесс которого постоянно фиксировался, занял гораздо меньше времени, чем обычно. Студенты не тратили времени на обычную «раскачку», работали собранно, заинтересованно и осмысленно.
Когда я три года назад пришла в колледж, эти студенты показались мне самыми немотивированными из тех групп, с которыми мне ранее доводилось работать. Когда молодые люди приходят в колледж из средней школы, они начинают ощущать свободу и активно ею пользоваться. Представления о будущей профессии весьма туманные, отношение к колледжу — как к промежуточному звену, выполнение заданий растягивается, а увеличение количества заданий встречается в штыки. Поэтому перемены, произошедшие со студентами к 3 курсу, очень порадовали.
Видеоролик «Почувствуй себя волшебником» рассказывает о проектном задании «Создание зоны отдыха перед метро Алексеевская».
Перед студентами стояли разноуровневые задачи: осмысление реально существующего пространства, его преобразование, осознание роли дизайнерской профессии, последовательности и значимости каждого этапа работы, и, наконец, заключение всего этого процесса в определенную дизайнерскую форму — видеоролик.
Форма ролика обсуждалась совместно. Мы отказались от голосового сопровождения, и каждый этап предварялся титрами. Видеоматериал — комбинация фото и видеосъемки, музыкальное сопровождение и монтаж-все это самостоятельная работа студентов.
Далее я привожу примеры некоторых кадров видеоролика.
Главным итогом самого проекта является макет, который состоит из специального круглого подиума с двумя пандусами, по которым могут подняться также и люди с ограниченными возможностями. На подиуме расположен газон с круглыми фонарями для подсветки, антивандальные стулья-качалки, в основание которых сбоку вделаны мусорные бачки, фонтан в виде цилиндра из цветного стекла, по которому стекает вода. К сожалению, подробный чертеж этого проекта остался за кадром и, разумеется, в самом проекте есть еще много сырого, но это уже серьезная попытка всестороннего и реального осмысления преобразования городского пространства, создания антистрессовой зоны в непривлекательной существующей среде.
Могу сказать, что главным итогом этой работы было значительное «взросление» моих студентов как будущих профессионалов. Даже те, кто не участвовал в этом проекте, а работал над альтернативным заданием, с большим интересом наблюдали за происходящим процессом.
Сейчас это уже выпускники, работающие над дипломным проектом. Они научились серьезно и ответственно относиться к выполняемой работе, они осознают себя творческими людьми, с готовностью откликаются на поставленные перед ними задачи и учатся находить неординарные решения, выявляя сущность проекта.
Надеюсь, что годы учебы в колледже не станут для них «проходным звеном», а стартом в будущую жизнь и профессию.

Оставить комментарий