К вопросу сетевого взаимодействия как ресурса развития системы дополнительного образования.

К вопросу сетевого взаимодействия как ресурса развития системы дополнительного образования.
Автор — Терещенко Анна Сергеевна магистрант 2 курса кафедры управления образовательными системами института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета, г. Москва
agneshka90@yandex.ru
Аннотация: Рассмотрен вопрос сетевого взаимодействия с точки зрения ресурсного подхода. Автор приводит виды ресурсов и их влияние на качество дополнительного образования.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие; ресурсы; дополнительное образование.
On the question of network communication as a resource for the development of additional education.
Tereshchenko Anna Sergeevna
2 undergraduate course the Department of Management of educational systems institute of social and humanitarian education of the Moscow State Pedagogical University, Moscow
agneshka90@yandex.ru
Annotation: We have considered the question network communication in terms of the resource approach. The author presents kinds of resources and their influence on the quality of additional education.
Keywords: network communication; resources; education.

MiNYmnHZsec

 

Интенсивное развитие современного общества привело к необходимости преобразования системы образования. Все более востребованными на рынке образовательных услуг становятся учебные заведения, программы которых ориентированы на развитие творческого потенциала, формирование нестандартного, креативного мышления учащихся, реализация которых проводится не только в рамках одной образовательной организации.
Одним из эффективных способов взаимосотрудничества образовательных организаций становится организация сетевого взаимодействия.
Сетевое взаимодействие – это разные по типу, масштабам связи между учебными заведениями, организациями и людьми для достижения каких-либо общих целей.[1]
Уникальный потенциал сетевого взаимодействия расширяет возможности всей системы образования, играет определенную роль в её модернизации, а именно в обеспечении преемственности образовательных программ, реализации проектной деятельности, усилении личностной, творческой, практической и социальной составляющих содержания образования, обеспечении учащимся шанса на успех в выбранном виде будущей профессиональной деятельности. Для реализации выше перечисленного ресурсов одной образовательной организации недостаточно. На наш взгляд, использование сетевого взаимодействия в системе дополнительного образования, дает возможность для получения ожидаемых результатов.
Участники взаимодействия должны ощущать качественное приращение при пользовании сетевыми ресурсами, также сетевое взаимодействие позволяет обогащать ресурсы любого из учреждений за счет ресурсов других участников сети.
Опыт образовательных организаций сообщает нам о следующих возможностях сетевого взаимодействия:
распределять ресурсы при общей задаче деятельности;
опираться на инициативу каждого конкретного участника;
осуществлять прямой контакт участников друг с другом;
выстраивать многообразные возможные пути движения при общности внешней цели;
использовать общий ресурс сети для нужд каждого конкретного участника.[2]
Для того чтобы сетевое взаимодействие было эффективным для системы дополнительного образования, необходимо, чтобы его потенциал включал в себя следующие составляющие:
1. Доступность информационных ресурсов (совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации[3]), в том числе и с помощью компьютерных средств. Под информационными ресурсами понимаются: массивы документов, понятия, теории, методики, совокупность интеллектуальных ресурсов, участвующих в информационном обмене.[4]
2. Методические ресурсы, включающие в себя: учебно-методические и организационно-методические. С одной стороны это совокупность методических документов и договоров, определяющих структуру, а с другой стороны, это четко сформулированные нормы, алгоритмы, критерии и единый понятийный аппарат позволяющие контролировать качество реализации сетевого взаимодействия.
3. Кадровый ресурс является стратегическим ресурсом с большим потенциалом, от его качества зависит в значительной степени успех в достижении поставленных перед организацией целей. Важным фактором является подготовленность кадрового ресурса к работе в качестве субъекта. Реализация сетевых форм и модульных программ повышения квалификации способствует формированию современной системы сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических кадров сферы дополнительного образования детей.
4. Материально-технические ресурсы (лабораторная база, специализированные помещения, учебно-производственное оборудование, инструменты и материалы, компьютерные модели, тренажеры, имитаторы, и т. д.);). [5] Сетевое взаимодействие обеспечивает доступность инфраструктуры и возможность использования ресурсных центров для обеспечения вариативности образовательных траекторий.
Потенциал сетевого взаимодействия, как механизма информационного обмена позволяет использовать не только материальные, но и кадровые ресурсы, дает возможность использовать преимущества сети в повышении эффективности работы образовательных учреждений, оптимизации затрат, повышении качества образовательных программ и академической мобильности. Сетевое взаимодействие нацеленное на достижение социально значимых образовательных результатов посредством оптимального использования потенциала сторон-участников является эффективным ресурсом для развития системы образования.
Литература:
1. Острые проблемы управления учреждением: поиски решения/ Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». – Москва: Изд.дом «Новый учебник»,2008. – 240с.
2. Интернет ресурс http://udsu.ru/official/networking_education (дата обращения: 25.01.2016).
3. Интернет ресурс http://technical_translator_dictionary.academic.ru/78778 (дата обращения: 25.01.2016).
4. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.
5. Интернет ресурс http://baseold.anichkov.ru/files/gzrdo/doc/setevoe-vzaimodeistvie.pdf (дата обращения: 25.01.2016).
6. Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года».
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р

Оставить комментарий