Он же «лайнер», он же «риггер», он же «страйпер», он же «шлеппер»…

Он же «лайнер», он же «риггер», он же «страйпер», он же «шлеппер»…
Автор — заслуженный художник России Сергей Горбачёв.

Горбачёв

В замечательном фильме «Москва слезам не верит» один из героев спрашивает: Георгий Иванович, он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Гора, он же Жора здесь проживает? И я не нашёл ничего лучше, чем перефразировать эту знаменитую цитату для названия статьи. Речь пойдёт о кистях, но уверен: вы поймёте, почему я так сделал, и, надеюсь, вполне со мной согласитесь.
Современная промышленность выпускает огромное количество самых разнообразных кистей для абсолютно любых видов художественных (и не только) работ. Кисти, как правило, отличаются составом, размером, формой, дизайном, но иногда часть из них настолько похожа друг на друга, что уловить разницу очень сложно. Особенно это касается кистей для проведения тонких лилий. Такие кисти часто имеют своё собственное название, а принять их одну за другую проще простого.
Когда меня спросили, «в чём же разница между лайнером, риггером, страйпером и шлеппером?», признаюсь честно, что сходу чётко ответить на этот вопрос я не смог, хотя и довелось за свою долгую практику использовать в работе и лайнер, и риггер, и шлеппер и даже, не удивляйтесь, страйпер. Мне пришлось взять таймаут и рассмотреть все кисти по порядку, чтобы разобраться в тонкостях этого вопроса.
Лайнер (от английского line – линия) – кисть для проведения тонких линий и детализации элементов. Не настаиваю на абсолютной точности предлагаемых определений и допускаю, что из существующей массы иных, но одинаковых по своей сути формулировок что-то может Вам показаться точнее или просто больше понравиться.
Используется кисть-лайнер прежде всего в дизайне, но с равным успехом можно использовать её для живописных, декоративно-оформительских, орнаментальных, шрифтовых и иных видов работ. Лайнер может применяться практически везде, где требуется проведение тонких линий или проработка мелких деталей.
Наши учителя чаще использовали название линер (от русского линия). Вероятно, потому, что в «священный трепет» от всего иностранного не в падали, а утверждение, что «всё заграничное много лучше нашего» считали весьма спорным. Мне такая позиция ближе, но раз теперь большинству нравится говорить лайнер, то пусть так и будет. Смысла спорить не вижу, ибо сути это не меняет. То и другое название является, пожалуй, самым универсальным и напрямую говорящим о назначении инструмента.
Часто в качестве лайнеров используются кисти с длинной центральной выставкой в окружении более короткого волоса, отличного по составу.
рис1
Для центральной части используют, как правило, синтетический волос, а для окружения – натуральный, который призван отдавать красочный материал центральной части кисточки. Получается этакая кисть-фломастер, где более тонкая и жёсткая часть конструкции погружена в мягкую, напитанную краской среду. Это позволяет обеспечить максимальную длину проводимой линии и совместить в одной кисти упругость синтетики и ёмкость натурального материала. Такую современную кисть-лайнер, в силу необычности формы, легко отличить от других кистей. Однако зачастую предельная красочная ёмкость кисти не является определяющим качеством и только ведёт к излишнему расходу краски. Вот тогда используют лайнеры привычной для всех кистей конструкции, и такой лайнер как-то выделить по особым признакам затруднительно.
Риггер (от английского rigging – снаряжение, standing rigging – стоячий такелаж) тонкая кисть для линейных работ.
рис2
Когда-то это название ввели художники-маринисты, которые часто использовали тонкие кисти для изображения такелажа судов. Русские художники её так и называли – такелажная кисть. Название риггер прижилось, было подхвачено собратьями по цеху и до сих пор используется прежде всего живописцами.
Жёсткого регламента у риггера на состав волоса, дизайн или длину ручки не существует. Главное, чтобы было удобно работать. Акварелистам может больше понравиться риггер из белки, работающим в масле – из колонка или синтетики. Такая кисть, попавшая в руки дизайнеру, автоматически превращается в лайнер. Производители кистей часто используют оба названия для одной кисти. Так и пишут «риггер (лайнер)» или даже «риггер-лайнер», чтобы привлечь внимание большего количества потенциальных покупателей. Это не обман, не лёгкое лукавство и даже не хитрый рекламный ход, просто одна и та же кисть успешно выполняет задачи в руках профессионалов разных специализаций.
Страйпер (от английского striper – разметки) – кисть для прорисовки тонких линий при росписи ногтей.
рис3
Тонкие кисти для ногтевого дизайна значительно легче отличить по ряду характерных признаков. Ручка у таких кистей всегда короткая, с большим центральным утолщением. Это утолщение часто напоминает в сечении треугольник, что обеспечивает мастеру удобное удержание кисти во время работы.
рис4
В ногтевом дизайне мастер обычно держит кисть как пишущую ручку, так как площадь ногтя всегда маленькая, уж никак не сравнить с изобразительной поверхностью обычного живописного произведения, и поэтому хват кисти определён заранее и оптимальная форма её ручки не так вариативна. Краски используются достаточно вязкие краски, чаще акрил и цветные лаки, поэтому страйперы делают преимущественно из синтетики или волоса колонка.
Я, конечно, ногти не расписываю и опробовал страйпер не по прямому назначению, а в живописи маслом, акрилом и акварелью. Хорошая, вполне пригодная для работы над мелкими деталями и есть её специализация, а по поводу того, что в качестве основы вместо ногтя были выбраны холст и бумага, кисть возражать не стала. Смело могу сказать, что если у Вас по какой-то причине нет риггера или лайнера, берите страйпер и не сомневайтесь – всё получится. Ну, чтоб уж всё вышло отлично и с гарантией, то можно перед работой страйпер торжественно наречь риггером. Подозреваю, что и мастер ногтевого дизайна успешно справится со своей работой при помощи колонкового лайнера, даже если он при этом будет называться риггером.
Шлеппер (от немецкого schlepper – буксир, schleppen – волочить) – художественная кисть с удлинённым волосом, созданная для проведения длинных прямых линий или каллиграфических работ.
рис5
Обычно такое название тонкой длинной кисти встречается у мастеров каллиграфии и рисованного шрифта. Шрифтовики иногда называют шлеппер – шрифтовая кисть, а дизайнеры называют на свой лад – проектировщик.
Шлеппер всегда имеет длинную выставку (видимая часть волоса кисти) и, как правило, длинную ручку. Это основное отличие шлеппера от других кистей. Длинный волос позволяет удерживать большое количество краски. Очень важное свойство при работе над шрифтовыми каллиграфическими композициями, где желательно написать, возможно, большее количество знаков за одно наполнение кисти. Кисть держится без нажима, почти перпендикулярно поверхности, позволяя краске легко стекать на бумагу. Работая таким хватом, мастера шрифта получают возможность проведения не только длинных прямых линий, но и достаточную свободу движения во всех направлениях.
Длинная ручка у шлеппера не обязательна, но часто желательна и помогает варьировать высоту положения руки относительно листа, что очень важно при смене формата композиции, а также влияет на изящество выполнения основных и дополнительных штрихов, выносных и декоративных элементов.
Очевидно, что шлеппер можно держать обычным способом и успешно использовать в работе не только над шрифтовыми композициями.
Список собственных названий для маленьких круглых и тонких кистей можно продолжить, к примеру, добавить сюда же кисть споттер (от английского sрotter – корректировщик) – маленькая круглая кисть для всех видов тонких работ.
рис6
Уверен, что у мастеров декоративно-прикладного искусства, лаковой миниатюры, иконописцев и художников миниатюристов есть ещё какие-то особенные свои названия, что я не упомянул. Вы уж простите, но всё знать невозможно.
Профессии художника и дизайнера очень многогранны, имеют огромное количество специализаций и не меньшее количество специфических инструментов, разных кисточек в том числе, но так уж вышло, что часть кистей вполне могут заменить друг друга.
Отличия, конечно, есть. Как же без этого? Вот шлепперы могут быть такой толщины, что для изображения такелажа уже не подойдут, а страйпер из белки вряд ли уместен – быстро износится. Но, в общем и целом, всё это тонкие, круглые и острые кисти, что часто очень и очень похожи. Особенно трудно отличить кисти самых малых размеров. Посмотрите на фото их рабочей части – прямо братья-близнецы.
рис7
Художники зачастую могут называть разными именами одну и ту же кисть, и это не вопрос каких-то особо специфических свойств инструмента, а всего лишь вопрос специализации самого художника. Я глубоко уважаю такое простое и понятное желание подчеркнуть свою «цеховую» принадлежность, а потому пусть будут на равных все названия, и новые названия пусть тоже появляются. Выбирать кисти так и так придётся, ориентируясь, прежде всего, на их свойства и качество. А если кто-то что-то перепутает и возьмёт в работу подходящую по всем параметрам кисточку, но с неподходящим названием на этикетке, то не беда – всё равно всё получится. Если не получится, то, скорее всего, ошибка не в выборе кисти, а выборе профессии. И то не факт, если хорошенько постараться.
P.S. Слышал я, что по этикету кушать гарнир десертной вилкой крайне неприлично, а пить водку из коньячной рюмки и того хуже. Однако сильно подозреваю, что правила этикета на работу кистями не распространяются, хотя и владеть специальной терминологией тоже никому не помешает.

Оставить комментарий