Responsive Ad Area

Share This Post

Выставки / Графика / Живопись / Конкурсы

Я вижу мир: преемственность традиций проведения всероссийских конкурсов детского рисунка

Я вижу мир: преемственность традиций проведения всероссийских конкурсов детского рисунка
Автор — Копцева Т.А, кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», член правления МТОО «Союз педагогов-художников».
В декабре 2015 года завершился второй этап конкурса ХХV-ой передвижной выставки детского рисунка «Я вижу мир». На конкурс поступило более 3000 рисунков из России, Украины, Черногории, Казахстана. Высокую активность проявили такие регионы России, как Башкирия, Республика Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Архангельская область, Владимирская, Волгоградская, Иркутская области, Йошкар-Ола, Казань, Кировоград, Курская область, Ленинградская область, Москва, Московская область, Новосибирск, Пермский край, Санкт-Петербург, Саранск, Свердловская область, Смоленская область, Улан-Уде и др. Победителями международного конкурса «Я вижу мир» 2015 года стали 378 участников конкурса: дети 3-18 лет, из них лауреатами – 65 юных художников (см. Каталог). Среди 378 победителей конкурса девочек оказалось большинство: 301 человек. Самой активной возрастной группой стали дети шестилетнего возраста (девочек — 24 человека, мальчиков — 15 человек).

КАТАЛОГ КОНКУРСА

В марте 2016 года состоится открытие ХХV-ой передвижной выставки детского рисунка «Я вижу мир» в Российской государственной детской библиотеке (г. Москва). Организаторами конкурса и выставки стали Институт художественного образования и культурологи Российской академии образования совместно с Международным Союзом педагогов-художников и Российской государственной детской библиотекой. Идею проведения этой выставки поддержала редакция газеты «Пионерская правда».
Примечательно, что конкурс и ХХV-ая передвижная выставка детского рисунка «Я вижу мир» были посвящены Первому всероссийскому конкурсу детского рисунка, который состоялся в России 1935 году. Условия проведения Первого конкурса были размещены на страницах газеты «Пионерская правда». В редакцию газеты со всей России в 1935 году поступали рисунки, которые затем были переданы в Центральный дом художественного воспитания детей (ЦДХВД), так как именно это учреждение выступило инициатором проведения Первого конкурса на лучший детский рисунок.
Сотрудники отдела изобразительного искусства ЦДХВД и его заведующая Галина Владимировна Лабунская к тому времени уже работали над созданием Музея международного детского рисунка, который формировался на базе многочисленных детских рисунков, поступивших на Первую в Москве Международную выставку 1934 года. Помимо союзных республик СССР в этой выставке участвовали 15 стран мира: Австрия, Англия, Германия, Голландия, Дания, Испания, Норвегия, Польша, САСШ (Северо-Американские Соединенные Штаты), Турция, Финляндия, Франция, Чехословакия, Швеция, Япония (Международная выставка детского рисунка. – М.: Всекохудожник, 1934).

ЛАУРЕАТЫ КОНКУРСА — 2015

Первый Всероссийский конкурс детского рисунка 1935 г. проводился с целью пополнения коллекции Музея детского рисунка ЦДХВД, а также предполагал разработку единых критериев оценки и отбора конкурсных рисунков, выявления и поддержки творчески одаренных детей. Победители конкурса 1935 года получили премии в виде материального вознаграждения (краски, альбомы, кисти, карандаши, отрез ткани).
Все поступившие в ЦДХВД детские рисунки 1935 года были подсчитаны и систематизированы сотрудниками изоотдела. Из 3820 работ присланных на конкурс, было отобрано 1562 рисунка. Примечательно, что 71 % работ выполнили сельские дети и лишь 29% – городские. Мальчики оказались более активными, им принадлежало 72% конкурсных работ (соответственно девочкам всего 27%). Самыми многочисленными участниками конкурса оказались дети 11-14 лет (57% мальчиков, 85% девочек), менее активными – подростки 14-17 лет (27% мальчиков, 13% девочек), самыми малочисленными были учащиеся начальной школы и воспитанники детских садов – дети 8-11 лет (15,5% мальчиков, 22% девочек).
Первый конкурс детского рисунка 1935 года позволил посмотреть на него, как на социально-значимый художественный выставочный проект, способствующий поддержке и развитию творчества одаренных детей, которые самостоятельно, без педагогической опеки, выполняли свои рисунки и присылали на конкурс. В то же самое время, следует отметить, что в связи с проведением Первого конкурса наблюдалась активизация деятельности педагогов изобразительного искусства системы дополнительного образования (кружков и студий) и общего образования, которые нацеливали деятельность детей на участие в конкурсе.
В итоге проведения всероссийского конкурса 1935 года коллекция детского рисунка ЦДХВД была пополнена рисунками детей 8-17 лет, были выявлены критерии анализа и отбора рисунков на конкурс, определена зависимость предлагаемых конкурсных тем от социально значимых событий в общественной и культурной жизни страны, школьных пионерских и комсомольских организаций. Организаторы конкурса определили шесть тем: «Самая красивая новостройка в нашей деревне и колхозе», «Праздник», «Иллюстрация», «Рисунок той местности, куда бы хотел полететь на аэроплане», «Рисунок материи», «Жизнь пионеров», «Рисунок стенгазеты» [7, с.48-55], которые бы максимально смогли помочь детям отразить характерные черты эпохи, свои интересы и увлечения, проявить социальную активность, отразить в рисунке свои мечты и устремления в будущее.
Последующие всероссийские и всесоюзные конкурсы детского рисунка, которые организует отдел изобразительного искусства ЦДХВД, посвящаются темам, имеющим важную культурно-социальную и образовательную роль для социалистического общества [5]. Так конкурс 1937 г. был приурочен к 100-летию со дня смерти А.С. Пушкина; 1938 г. – к 20-летию Октября; конкурс 1939-1940-е гг. посвящен оборонной тематике, в связи с началом Второй мировой войны; 1941г. – 100-летию со дня смерти М.Ю. Лермонтова; 1946 г. – Победе в Великой Отечественной войне и др. Особенностью проведения первых всероссийских конкурсов детского рисунка была ориентация на одаренных детей, которые мотивированы на изобразительное творчество и самостоятельно высылали на конкурс свои произведения.
ЛАУРЕАТЫ КОНКУРСА — 2015
Проведение Первого Всероссийского конкурса детского рисунка 1935 г. позволило выявить его педагогический потенциал, который заключался в следующем:
1) конкурные темы в определённой степени формировали образовательную политику педагогической работы, фокусировали внимание детей и учителей на социально-значимых проблемах общества (сбор макулатуры, сбор золы, участие в государственных праздниках, спортивных соревнованиях и т.п.);
2) разработанные критерии оценки детского рисунка определяли стратегию образования, фокусируя детей и педагогов на достижение определённых результатов;
3) условия конкурса, мотивировали детей на победу, т.к. победители конкурса получали помимо морально-психологического удовлетворения материальное вознаграждение (краски, альбомы, отрез ткани и т.п.);
4) конкурсы стимулировали педагогов на более качественное выполнение своей работы, на поддержку одаренных детей, на организацию систематической работы не только в области дополнительного образования, но и общего.
В связи с реорганизацией ЦДХВД в Научно-исследовательский институт АПН СССР в 1950-1990-е гг. работой по организации конкурсов стали заниматься разные организации: институты культуры и образования, музеи и галереи, газеты и журналы и др. Сотрудники института Б. П. Юсов, Т. Я. Донцова, Н. Н. Фомина, Н. В. Гросул, Ю. Н. Протопопов Т. А. Копцева и др. принимали участие в жюри конкурсов детских рисунков, посвященных разным историческим событиям.
В 1960-е гг. начинают проходить Международные выставки детского рисунка, которые организует газета «Пионерская правда». Содержание детских работ объединяют темы «Моя страна – мой дом» (1968 г.), «Я вижу мир» (1969-1976 гг.).
Несмотря на то, что Международный конкурс 1969 г. «Я вижу мир» [8], был посвящен 100-летию со дня рождения В.И.Ленина, рисунки, поступившие на конкурс, по большей части не имели политической окраски, а раскрывали особенности жизни детей разных стран мира: природа, спорт, учеба, животные, бытовые занятия, семья.
Размах конкурсов был велик, если на Первый международный конкурс, который объявила газета «Пионерская Правда» в 1969 г. было прислано 120 000 рисунков из 52 стран мира, то на Третий международный конкурс детского рисунка «Я вижу мир» 1975-1976 гг. [9], который был посвящен 30-летию победы над фашистской Германий, поступило 300 000 рисунков из 72 стран.
За время проведения конкурсов были выработаны критерии отбора и оценки детских работ:
1. Оригинальность, а не срисовывание;
2. Рисунки должны были основываться на опыте ребенка, отражать особенности его индивидуально-возрастного видения мира, быть подписанными: содержать важные сведения о ребенке-авторе, его рисунке (название, размер, материал), образовательном учреждение и педагоге;
3. Показывать степень раскрытия и глубину замысла, умение ребенка выразить свои мысли, используя средства выражения: линию, цвет, пятно, штрих, композицию, ритм, объем и т.п.
В конце ХХ – начале ХХI вв. конкурсное движение приобрело особый размах, поскольку помимо институтов культуры и образования к проведению конкурсов детского рисунка стали причастны другие ведомства: министерства сельского хозяйства и промышленности, экологии и медицины, Центральный дом детей железнодорожников и другие ведомственные и межведомственные учреждения.
Характерными особенностями конкурсного движения и выставок детского рисунка в эти годы являются следующие:
– децентрализация: выставки организуют и проводят не только газеты, журналы, государственные образовательные и научные учреждения, но и коммерческие и религиозные организации, частные промышленные компании, разные политические партии и министерства;
– отсутствие единых критериев оценки детских рисунков: порой рисунки не проходят никакого конкурсного отбора, принимаются на выставку без учета эстетической специфики детских произведений. Постулируется тезис: «все дети имеют право на творчество», «чтобы не нарисовал ребенок – все хорошо», в каталогах печатаются невыразительные, неоригинальные работы, часто срисованные с картинок, что насаждает обществу дурной вкус;
– религиозный характер некоторых экспозиций: церковь организует и проводит конкурсы детского рисунка, в каталогах публикуются копии некоторых икон, что не способствует развитию оригинального видения юных художников;
– коммерческий характер, платность: условиями некоторых конкурсов предусмотрена плата за участие в нем, определяется стоимость каждой работы, что понижает уровень художественности таких выставок, устроители руководствуется принципом «заплати и выставляй все, что угодно»;
– организация на выставках детского рисунка аукционов, на которых продаются детские работы;
– стихийность, отсутствие системы: выставки проводятся в связи с тем или иным событием в жизни организации, ведомства или министерства с целью привлечения внимания к своему юбилею, а не с целью поддержки творчества детей;
– конкурсное движение «Одаренные дети» приобрело массовый характер, отсутствие единых критериев оценки работ приводит к постановке на поток дипломов «одаренный ребенок»;
– особой стабильностью отличаются конкурсы, которые систематически проводят художественные музеи и журналы «Юный художник» (гл. ред. В. И. Ивашнев), «Искусство в школе» (гл. ред. А. А. Мелик-Пашаев). Публикуемые на страницах этих журналов детские рисунки отличаются выразительностью и глубиной замысла;
— в целях художественного просвещения подрастающего поколения государственные художественные музеи (Эрмитаж, ГТГ, ГМИИ им. А.С. Пушкина и др.), а также региональные художественные музеи и галереи ежегодно проводят высокохудожественные выставки детского рисунка, формируя тем самым художественный вкус юного зрителя-художника, и пополняя свои собрания детского рисунка;
– конкурсы и выставки ретро-современного характера, которые с 1994 г. организуют сотрудники Института художественного образования и культурологии Российской академии образования (Н. Н. Фомина, Ю. Н. Протопопов, Т. А. Копцева, В. Ю. Голобоков и др.) в целях ингрессии (внедрения) прогрессивных отечественных и зарубежных педагогических традиций в современную культуру. Включая в экспозицию выставок исторические рисунки, наряду с современными детскими работами, устроители выставок стремятся обеспечить преемственность ценностных смыслов художественного образования, ратуют за художественность как главный показатель одаренности ребенка и критерий эффективности образовательного процесса;
– просветительные цели преследуют выставки детского рисунка Института художественного образования и культуроологии РАО, организуемые в рамках образовательного проекта «Передвижная выставка» (автор идеи Т. А. Копцева). С 1994 года на протяжении 20 лет проводится ежегодный конкурс детского изобразительного творчества дошкольных и школьных образовательных учреждений. В каталогах публикуются не только выразительные рисунки детей и подростков 3-17 лет, но и статистические материалы и методические рекомендации, осуществляется обобщение опыта работы педагогов-исследователей детских садов и школ, занимающихся внедрением УМК образовательной программы по изобразительному искусству, разработанной Т. А. Копцевой, и учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, соответствующих ФГОС [10; 21; 22].
В результате многолетнего проведения этого конкурса в ИХО РАО собрана уникальная коллекция детского рисунка детей 3-17 лет дошкольных и школьных образовательных учреждений, включающая более 10000 единиц хранения, которые хранятся в коллекции детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО». Накоплен богатый опыт организации и проведения конкурсов и передвижных выставок, передвигающихся по 4-11 маршрутным адресам, включающих детские сады, общеобразовательные школы, учебно-воспитательные комплексы, университеты, центры детского творчества, библиотеки, выставочные залы, музеи, Российскую академию образования, Министерство образования и науки [14].
ЛАУРЕАТЫ КОНКУРСА — 2015
В результате реализации образовательного проекта «Передвижная выставка», в течении 20 лет была собрана коллекция детских рисунков, отражающая содержание четырех тематических модулей образовательной программы по изобразительному искусству: «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека», «Художник и мир искусства» [20].
Анализ исторического опыта проведения ретро- и современных всероссийских конкурсов детского изобразительного творчества первой половины ХХ в., в том числе и Первого Всероссийского конкурса 1935 г., организованного Центральным домом художественного воспитания детей (ныне ФГБНУ «ИХОиК РАО»), позволил выявить критерии конкурсного отбора и анализа детских работ и скорректировать их:
1. Художественное содержание рисунка: степень самостоятельности замысла (высокая, средняя, низкая), сочинение, а не срисовывание; работы должны основываться на опыте юного художника-автора, быть творческими, нестандартными, отражать уникальность видения ребенком мира, продиктованного индивидуальными особенностями его восприятия и развития.
2. Художественная форма рисунка: работы должны отражать «умелость руки» и степень владения художественным материалом(высокая, средняя, низкая), отражать навык владения «азбукой искусства», способами и приемами получения изображения, продиктованными возрастными особенностями развития.
3. Выразительность: художественность, образность, целостность; оценивается степень и глубина раскрытия замысла (высокая, средняя, низкая), умение ребенка-автора выразить свои мысли и чувства, используя изобразительные средства выражения: линию, цвет, пятно, штрих, композицию, ритм, объем и т.п., и через оригинальное название своего произведения (единство художественной формы и содержания).
В современном мире по-прежнему конкурсы детского рисунка проводятся в связи с важными историческими и государственными событиями и раскрывают социально-значимые аспекты общественной и культурной жизни ребенка. Это юбилейные конкурсы в честь деятелей культуры, искусства и науки: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. И. Левитана, М. В. Ломоносова и др., конкурсы разных городов и музеев, посвященные Победе в Великой Отечественной войне, битве под Москвой, Сталинградом и др., памяти событий Отечественной войны 1812 года, Бородинского сражения и т.п., а также на темы близкие и интересные детям: «Пусть всегда будет солнце!», «Наши кошки», «Собака – верный друг», «Как прекрасен этот мир!», «Мир глазами детей», «Радуга красок», «Семейный альбом», «Планета детства» и др.
Современный этап развития конкурсного движения, характеризуется также локальностью проведения выставок детского рисунка и небольшим охватом детской аудитории. Например, на ХХIII-ый конкурс Передвижной выставки детского изобразительного творчества «Наши кошки», организованный ИХО РАО в 2012-2013 гг., поступило 8000 рисунков из четырех стран (Россия, Украина, Казахстан, Словакия). На конкурс ХХVпередвижной выстаки «Я вижу мир» поступило всего более 3000 рисунков.
Сравнивая результаты конкурса 2015 года с результатами первого конкурса 1935 года, то можно сделать вывод о том, что темы-лидеры в обоих конкурсах совпали: «Иллюстрация», «Путешествие», «Узор для ткани». Самыми популярными темами из семи предложенных стали «Узор для ткани», ее выбрали 78 человек, «Иллюстрация» (71 человек) и Путешествие» (71 человек). 62 юных художника предпочли создать свои рисунки на тему «Праздник», 30 человек создали шрифтовые композиции, 21 человек посвятил свои творения теме «Добрые дела» и самой малопривлекательной для детей явилась тема «Новостройка» (16 детей).
По сравнению с Первым конкурсом детского рисунка 1935 г. самыми активными участниками конкурсного движения стали не мальчики, а девочки, а инициативное начало из подросткового возраста перешло в дошкольную группу и младший школьный возраст. Объясняется это, прежде всего тем, что ведущую роль в подготовке юных художников к выставке имеют учителя и воспитатели, а не ребенок. Педагоги стимулируют детскую творческую активность, применяя на своих занятиях игровые методики и средства художественно-педагогичеcкой драматургии [7; 10; 15; 16; 17; 19] и более всего под такое влияние попадают дошкольники и ученики начальных классов.
ЛАУРЕАТЫ КОНКУРСА — 2015
Анализ ретро-современной коллекции детского рисунка Института художественного образования и культурологи РАО, собранной изоотделом ЦДХВД (зав. отд. Г. В. Лабунская) в 1930-50-е годы и лабораторией изобразительного искусства — в 1990-2000-е годы (зав. лаб. Н. Н. Фомина) в результате проведения всероссийских, всесоюзных и международных конкурсов, показал зависимость результатов детского изобразительного творчества от форм и методов педагогического влияния. Детский рисунок, созданный в образовательном учреждении под руководством воспитателя детского сада, школьного учителя изобразительного искусства, руководителя изостудии или преподавателя художественной школы, является свидетелем педагогических технологий, документом, отражающим содержание художественного образования.
Поэтому неслучайно современный конкурс и передвижная выставка детского изобразительного творчества рассматриваются как социокультурный педагогический проект [7, 18], который призван решать не только художественно-эстетические и методические, но и исследовательские задачи, быть важным источником информации о педагогических системах и технологиях, стать действенным средством обновления организационных форм и содержания образования при работе с дошкольниками и школьниками, студентами и педагогами в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования, а также быть эффективной формой выявления и поддержки творческих достижений детей и подростков в области изобразительного искусства.
В декабре 2015 года завершился второй этап международного конкурса детского рисунка «Я вижу мир» в рамках проекта «Передвижная выставка», посвященного 80-летию Первого Всероссийского конкурса детского рисунка. Юные художники выразили свое отношение к шести конкурсным темам и делегировали рисунки на конкурс. Члены жюри международного конкурса отобрали 370 рисунков детей победителей конкурса и 65 — лауреатов, которые с сентября 2015 года начнут свое путешествие по разным образовательным учреждениям и учреждениям культуры.
Награждение победителей и лауреатов, а также итоговая выставка детского рисунка «Я вижу мир», посвященного 80-летию Первого конкурса 1935 года состоятся в марте 2016 года в Российской государственной детской библиотеке в период работы ежегодной конференции Международного Союза педагогов художников (исп. директор М. К. Астафьева) и найдет отражение на сайте МТОО «Союз педагогов-художников» (www.artteachers.ru) и в Международном сетевой журнале «Педагог-художник» (ART TEACHER).

ЛАУРЕАТЫ КОНКУРСА — 2015

ЛИТЕРАТУРА:
1. Попов, М. М. Иллюстрированная история методики рисования / М. М. Попов. – Спб., 1909.
2. Флёрина, Е. А. Детский рисунок / Е. А. Флёрина. – М., 1924.
3. Флёрина, Е. А. Рисунок, как материал для изучения ребенка //Сборник «Как изучать ребенка». Под ред. З. К. Столицы / Е. А. Флёрина. – Орел: Издательство «Красная книга», 1923.
4. Искусство в школе. Сб. статей / Под ред. А. В. Бакушинского. – М.: Новая Москва, 1929. – С.3).
5. История художественного образования в России ХХ века. – Монография. В 2 т. Т.1. – М.: Педагогика, 2002.
6. Международная выставка детского рисунка: Каталог, 1934.
7. Копцева, Т. А. Передвижная вставка детского изобразительного творчества – социально-значимый художественно-педагогический проект: Монография / Т. А. Копцева. – М.: Альтекс, 2013.
8. Я вижу мир: Первая международная выставка детского рисунка: Каталог / Сост. М. В. Петрова. – М.: Пионерская правда, 1969.
9. Я вижу мир: Третья международная выставка детского рисунка: Каталог / Сост. Е. А. Успенская. – М.: Пионерская правда, 1976.
10. Копцева, Т. А. Воспитательный потенциал изобразительного искусства в образовательных учреждениях России: Монография / Т. А. Копцева. – М.:Альтекс, 2006.
11. История художественного образования в России: Проблема культуры ХХ века. – Монография. В 2 т. Т.2. – М.: Издательский дом Российской академии образования, 2003.
12. Бакушнский, А. В. Художественное творчество и воспитание /Сост. Н. Н. Фомина, вст. статьи Н. Н. Фомина, Т. А. Копцева / А. В. Бакушинский. – М.: Карапуз, 2009.
13. Фомина, Н. Н. Художественное воспитание детей в культуре России первой половины ХХ века / Н. Н. Фомина. – М.: Альтекс, 2002.
14. Копцева, Т. А. Передвижные выставки детского изобразительного творчества по художественно-экологической программе «Природа и художник» / Т. А. Копцева // Эстетическое воспитание: Опыт, проблемы, перспективы. Ежегодник ИХО РАО. – М., 2003. – С. 23-29.
15. Копцева Т. А. Поэтические образы на занятиях изобразительного искусства / Т. А. Копцева //«Про все на свете»: Сборник стихов и загадок. – М.: Наука, 1996. – С.6-45.
16. Копцева, Т. А. Ритм в искусстве и детском изобразительном творчестве//Музыка и мы: Двенадцатая передвижная выставка детского изобразительного творчества. – М., 2007. – С. 20-47.
17. Копцева, Т. А. Творческая игра – способ развития универсальных учебных действий младших школьников / Т. А. Копцева // Педагогика искусства: электронный научный журнал. – 2012. – № 3. – URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/. – 0,5 п.л.
18. Копцева, Т. А. Передвижная выставка детского рисунка – социально-значимый художественно-педагогический проект / Т. А. Копцева // Педагогика искусства: электронный научный журнал. – 2012. – № 1. – URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/. – 0,5 п.л.
19. Копцева, Т. А. Художественно-педагогическая драматургия занятия по изобразительному искусству / Т. А. Копцева // Педагогика искусства: электронный научный журнал. – 2011. – № 4. – URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/. – 0,5 п.л.
20. Коллекция детского рисунка ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»: П 231, П 368-391.
21. Копцева, Т. А. Продуктивная деятельность / Т. А. Копцева //Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования: Диалог / Под ред. О. Л. Соболевой / Т. А. Копцева. – М. Дрофа, 2013.
22. Копцева, Т. А. Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство: программа 1-4 класс / Т. А. Копцева. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011, 2015.

Share This Post

Leave a Reply

Перейти к верхней панели