Responsive Ad Area

Share This Post

Декоративно-прикладные искусства / Дизайн / очный конкурс педагогов-художников

От детских рисунков к профессиональному творчеству

От детских рисунков к профессиональному творчеству
Уважаемые коллеги! Мы начинаем публикацию конкурсных работ III Международного конкурса творческих проектов педагогов-художников.
Автор: Тертышная Валентина Владимировна, МГУП имени Ивана Фёдорова, старший преподаватель, г. Москва
Главный художественный навык – это навык поэтического духовного видения мира. Без него нет искусства – только ремесло. (Б.М.Неменский)

 

Двухгодичная переподготовка в МИОО и знакомство с программой Б.М.Неменского полностью перевернули моё педагогическое мировоззрение. Она заставляет учителя расти, ничем не ограничивая его индивидуальности. В жизни у человека всего два пути — творить или вытворять, создавать или разрушать, и именно от системы образования и учителя зависит, чтобы это образование было созидательным, творческим, а значит — человечным. Сегодня я представляю на первый взгляд простой, но вместе с тем нестандартный урок (занятие). Он позволит нам не только в необычной форме получить замечательные работы, но и развить метапредметные умения (что в рамках ФГОС просто жизненно необходимо), сделать первые шаги к эмоционально ценностному восприятию действительности. Уникальность этого занятия в том, что оно рассчитано на детей любого возраста и при некоторой адаптации может проводится со всеми возрастными группами. Ребята смогут погрузиться в мир музыки, изобразительного искусства и поэзии (говоря современным языком развиаются межпредметные связи).
Тема занятия: «Волшебные краски осени» (работа в технике тиснения осенних листьев)
Цель: Знакомство с выразительными возможностями техники «тиснение листьев», воспитание образного восприятия действительности с помощью музыки, цвета и поэтики. Воспитание художественного вкуса.
Задачи: Познакомить учащихся с техникой «тиснение листьев», пробудить творческий интерес, закрепить навыки изобразительной деятельности, развить эстетическое мировоззрение.
Оснащение: Альбомные или пастельные листы, гуашь, кисти, Стаканчики с водой,  Листья различных деревьев, иллюстрации и фотографии с изображением осени, мультимедийная презентация со слайдами красивых осенних листьев и работ детей выполненных в технике тиснения, аудиофайлы  с музыкальным сопровождением.

Ход урока: Общение с природой очень важная составляющая жизни любого человека. Природа вдохновляет поэтов, художников музыкантов своей волшебной неповторимостью. Каждое время года по своему прекрасно и эту прелесть нужно не только увидеть  но и почувствовать. Давайте представим себя поэтом или художником и откроем свое сердце для восприятия красоты и гармонии красок, слов, звуков (показ слайдов с осенними листьями в сопровождении музыки). А такой увидели осень поэты (декламирую стихи об осени). А сейчас пришло время нам стать художниками и поэтами. Давайте с помощью печатанья листьями создадим свои, неповторимые работы и постараемся придумать к ним коротенькие стихотворения или красивые поэтические названия. Для начала  потренируемся на отдельных листочках (учитель показывает, как наносить краску на листья, как припечатывать, как лучше смешивать краски). Далее под музыкальное сопровождение дети создают свои работы. Пока работы подсыхают наводим порядок на столе (3-5 мин). После чего предлагаем детям придумать четверостишье или красивое название  к своей работе. В заключении можно устроить экспресс выставку прикрепив работы магнитом к доске и попросить приходящих за детьми родителей отгадать, где творение их чада.
В заключении хочется слова  французского просветителя Дени Дидро «Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном».
Сегодня педагогическая деятельность направленная на сотрудничество стала обычным явлением в рамках нового ФГОС в образовании. Ученики, учителя предметники, педагоги дополнительного образования- сотоварищи в учебной деятельности, главная задача которой воспитание интеллектуальной личности.
«Берись за то, к чему ты годен, Коль хочешь, чтоб в делах Успешный был конец», писал А. И. Крылов, ни в коей мере не отрицая гениальности классика, позволю себе с ним не согласиться. По роду своей деятельности, я имею возможность проследить художественное развитие личности начиная с дошкольного возраста (я работаю в доме творчества как педагог дополнительного образования и преподаю рисунок и живопись в МГУП) до студенчества. И я, особенно остро осознаю необходимость непрерывного художественного образования с самого детства, когда еще нет «боязни белого листа», развития детей от общеобразовательного урока искусства через поисковую систему личных увлечений  в кружках и студиях до первых шагов к профессионализму  в художественных школах, а дальше- путь действительно профессионального ученичества в училищах и ВУЗах. Общаясь с детьми я ежедневно слышу «я не умею рисовать», «я не смогу смешать краски», «у меня нет воображения»….Главное, что ты хочешь, говорю я ребенку. «Я хочу!» — это тысяча возможностей поддаться искушению «творить», увидеть красоту в форме и цвете осенних листьев, услышать музыку листопада и суметь перенести на бумагу порыв ветра закруживший опавшие листья…
Детей необходимо учить искусству как способу мышления, давать детям информацию о выразительных средствах, показывать различные приемы работы с краской, учить определять теплые и холодные тона, показывать закономерность построения композиции, технику работы, многообразие творческих  ньюансов внутри темы. Вместе с тем детей надо мотивировать знакомиться с произведениями изобразительного, музыкального и поэтического фольклора, календарных обрядов, подбирать к рисунку стихи, музыкальное сопровождение, выполнять свободные композиции к свободно выбранной теме. Рисунок живопись и композиция должны стать таким же естественным способом выражения мысли как родной язык. При этом необходима смена средств художественной выразительности. Опыт свидетельствует, что заинтересованность и радость детей с лихвой компенсирует предварительную подготовку учителя. При творческой увлеченности самого педагога и работы детей приобретают творческий характер, когда даже небольшие упражнения могут стать настоящими искорками искусства в которые ребенок вложит свой «дар художника», который поможет ему противостоять потокам кича эстетической безграмотности.
Однако нельзя не сказать о том, что если ребенка взявшего кисть карандаш или пастель необходимо «окрылять», и почти любой детский рисунок хорош  своей непосредственностью и эмоциональностью то на более старшей ступени необходимо познавать академические каноны. Становиться ремесленниками  в хорошем смысле этого слова. Схема подготовки будущих художников интегрирует  находки многих педагогов исследователей. В своём развитии она прошла различные этапы, совершенствуя свои цели, методику, постоянно уточняя адресность и результативность построения отдельных упражнений, тем, или заданий.
Только соблюдая последовательность в воспитании и развитии, начиная с дошкольного образования и школьной скамьи, где ставится задача воспитания грамотного «зрителя», человека способного отличить хорошее от плохого, до профессионала, задача которого  нести в этот мир гармонию и эстетику, воспитывать чувства и эмоции. Делать жизнь лучше.
Список литературы:
Курнешова Л.Е.. «Образовательная область «Искусство» сборник научно методических материалов по проблемам непрерывного художественного образования ГОМЦ //Школьная книгаЮ200Г.-102-126с.
Полунина В.Н. «Составление композиций и орнамента» АСТ.Астрель.Москва.2001г. с59-61 с.

Share This Post

Leave a Reply

Перейти к верхней панели