Responsive Ad Area

Share This Post

ВИДЫ ИСКУССТВ / Выставки / Декоративно-прикладные искусства / Детская студия / Дом творчества / Композиция / Конструктивные искусства / Методические рекомендации / Общеобразовательная школа / Скульптура / Художественная школа / Школа искусств

АВТОРСКАЯ КЕРАМИКА

АВТОРСКАЯ КЕРАМИКА
По материалам исследовательской работы по истории искусств обучающейся 5А класса ДХШ г. Тулуна Иркутской области Мищук Алены (выполненной под руководством преподавателя Михашенко Л.М.)
Керамика относится к виду наиболее древних видов декоративно-прикладного искусства на земле. Наличием легкодоступного материала-глины обусловлено раннее и практически повсеместное развитие керамического ремесла. Данный вид мастерства зародился на самой заре человеческой истории, в период первобытно общинного строя. КЕРАМИКА (keramos — глина), наименование любых бытовых или художественных изделий, выполненных из глины или содержащих глиняные смеси, обожженных в печи или высушенных на солнце.
На занятиях по лепке, проходящих в ДХШ, изучаются народные техники работы с глиной, а также применяются современные технологии и материалы при изготовлении керамических работ. Все это направлено на развитие у обучающихся индивидуального творческого начала при создании авторских произведений.
Мастер, Трифонова Ольга Владимировна — преподаватель ДХШ, создает уникальные керамические произведения. За время работы в данном учебном заведении, Ольга Владимировна представила на суд зрителей много авторских работ. Кроме того уже имеется определенный багаж керамических изделий, выполненных её обучающимися на занятиях по предмету «Лепка», где они изучают детали, секреты и приемы работы с глиной. Эти шедевры ждут своего зрителя. Именно поэтому было решено в честь 35-летнего юбилея художественной школы, организовать выставку авторских работ Трифоновой О.В. как мастера-керамиста и работ её обучающихся. Эта выставка – настоящая карусель, объединенная в один социокультурный проект «Керамика — образ и содержание. Учитель и ученик»! Данный проект включает в себя проведение выставки, мастер-класса и круглого стола с участием детей и взрослых. Цель проекта — популяризация керамического искусства среди жителей города Тулуна. Значимость данной выставки обусловлена самобытностью произведений юных тулунских мастеров.

Ежегодно, обучающиеся ДХШ создают итоговые творческие работы, как правило — это вазы. Задача учащихся усложняется тем, что тема определяется и задается руководителем: ваза-слон, ваза-дерево, ваза-кошка и другие. Данная задача предполагает то, что каждый выпускник создаст индивидуальный образ и придаст ему отличительные декоративные черты, используя при этом все навыки и знания, полученные в процессе обучения. Учащиеся, при изготовлении вазы, так же стремились достичь разумного единства между формой, декоративным наполнением и назначением предмета. Своей оригинальностью отличается каждое изделие. Здесь собраны работы, выполненные с использованием самых различных приемов лепки. К тому же на стенах расположены фотографии обучающихся, выполненные во время учебного процесса на уроках лепки, просмотров и защитой итоговых работ.
Когда глина попадает в руки ребенка, он начинает воплощать свои мысли, фантазию, чувства в реальные объемные осязаемые произведения. При всём разнообразии материалов и технологий, широком круге идей, воплощаемых в предметном мире, рукотворность этих произведений зачастую выражается в как бы случайной незавершённости, необработанности поверхности, в следах прикосновений пальцев, в некоем неясном ощущении присутствия автора. Мастера находят необычайно интересные формы. В керамических изделиях читается переплетение культур, кроме того в каждое из них привнесена частица своего видения мира, соединены глубокое осмысление традиций с поисками собственной художественной индивидуальности. Вместе с этим в данных работах явно просматривается именно детское, непосредственное восприятие окружающей действительности, а зачастую юношеский максимализм, что придает работам особый колорит.

Идея создания итоговых работ в данном варианте, а именно как вазы, возникла шесть лет назад. Первые керамические вазы должны были быть представлены как «Вазы-слоны». Здесь присутствует общая узнаваемая форма и некое сходство между всеми изделиями, а как иначе, ведь слоны не могут быть другой формы. Главную роль в образной структуре этих изделий играет форма и внешнее сходство с животным, порой утрированная или наоборот, достаточно упрощённая. Есть общие черты, такие как округлый живот, хобот и большие уши, но такие детали как декор поверхностей и наличие налепного орнамента придают изделиям выразительность и подчеркивают их характер. При этом практически не использовано цветовое оформление изделий. Каждая работа по — своему красива, функциональна и имеет свои выразительные средства. Техники, используемые при создании ваз разнообразны, это создание формы из отдельных пластов или жгутов, а так же их комбинирование.
При изготовлении изделия мастер вкладывает свою душу в работу. Своей оригинальностью блистает каждое изделие. «Вазы-деревья» вызывают интерес своей универсальностью. Это очень функциональная посуда, её можно не сомневаясь использовать как предмет декора интерьера, так и как вазу для фруктов. Все изделия этой серии отличаются ярко выраженными образами деревьев: здесь есть плодовые, декоративные, и даже сказочные их виды, многие вообще не похожи на свой природный аналог потому, что имеет удивительное и порой фантастичное сочетание частей дерева. Есть изделия, своими внешними данными напоминающие несуществующий музыкальный инструмент. Трансформация формы продиктована пластическими свойствами глины и образной задумкой мастера. Зачастую встречается обращение к литературным произведениям. Например, ваза, выполненная по подобию дуба из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Здесь нет главного персонажа – ученого кота, но присутствие цепей и могучей кроны словно его голосом читают нам строки замечательного русского автора. Использование декоративных элементов здесь сводится к минимуму, так как основные ноты звучанию каждому изделию задают формообразующие детали – ствол и ветви деревьев. Важную роль здесь имеют прорисовка стеком или создание объемов путем наращивания жгутиков из глины для форм и фактуры поверхности ствола дерева, причудливого переплетения ветвей, которое играет зачастую роль основы всего произведения. Все здесь необычно — листочки, чешуйчатые стволы, замысловатые ветки. Их формы заставляют увидеть деревья совершенно по-новому.

«Вазы-кошки», «Вазы-рыбы» и другие — такие разные и ни одна не похожа на другую. Орнамент, техника, выдумка, исполнение – все здесь неповторимо и авторски оригинально. Образное решение достаточно разнообразно, есть вазы в виде реалистичных животных, есть интерпретация форм в геометрические тела. В поисках выразительных средств художники обращаются к памятникам народного словесного творчества, мультипликации и эпоса. Порой образ изделия рождается в ходе случайных обстоятельств. Так была создана работа под названием «Троянский кот». Изначально задумка отличалась от того, что получилось в итоге, но это только придало изделию большей выразительности. Имеются работы, которые при процессе создавания вызывали любопытство и удивление, и даже непонятность. В итоге необычные формы ваз все же вызывают интерес и желание присмотреться к каждой мелочи. В этой серии изделий имеется функциональный и оригинальный светильник, представленный в образе кошки.
Образная структура всех керамических произведений раскрывается через ассоциации и непрямые сопоставления, подчеркивание выразительности созданного образа средствами самого материала, использование его собственного цвета и фактуры, декора, глазурирование.
Все представленные вазы создали юные мастера, которые пожелали сделать что – то хорошее, доброе, красивое для этого огромного мира, внести свой вклад, оставить след. И пока работы тулунских мастеров не всемирно известны, они уже могут гордиться собой, ведь они сами прошли этот путь, научились, смогли. Ну и конечно же, в этом имеется огромная заслуга преподавателя, Ольги Владимировны, передавшей им свой опыт и знания, сумевшей направить, вдохновить, подбодрить.

Share This Post

Leave a Reply

Перейти к верхней панели