Responsive Ad Area

Share This Post

Детская студия / Детский сад / Дом творчества / Живопись / Методические рекомендации / Общеобразовательная школа / Подготовка к школе / Студия раннего развития / Художественная школа

Первый снег

Первый снег
Автор — Агишева Светлана Анатольевна, МБОУ ДО «Детская школа искусств Аткарского муниципального района (Саратовская область).
Урок проходит в 1-м классе ДШИ художественного отделения по предмету «Живопись». Возраст учащихся – 6-7 лет.
Урок комбинированный: на теоретическую часть отводится 15 минут, на практическую – 1 ч. 15 мин. Занятия проходят один раз в неделю по 2 часа.
1. Горбачева Марина 6 лет
ПЛАН УРОКА
Предмет: Живопись.
Тема: «Первый снег» (Гуашь, добавление черной и белой краски).
Тип: Комбинированный.
Вид: Беседа. Выполнение практического задания.
Цель: Знакомство с ахроматическими цветами.
Задачи:
Познавательная: ознакомление с особенностями художественного материала (гуаши). Смешение красок.
Обучающие: обучать учащихся давать художественную характеристику произведениям искусства, научить видеть и изображать форму во всем многообразии цветовых отношений.
Развивающая: развитие цветового восприятия, воображения, аналитического образного мышления.
Воспитывающая: воспитывать эстетический вкус в области изобразительного искусства.
Знания: Усвоение техники гуашью.
Умения: выстроить смысловую композицию с учетом законов композиции, колорита и содержания, передавать характер и состояние пейзажа.
Методы: беседа, метод единства восприятия и практической работы.
Зрительный ряд: Пластов А. А. Первый снег. 1946.

Снимок

Материалы для учащихся: 1 лист А3, карандаш простой, гуашь, кисти, палитра, баночка для воды.
План урока:
1. Орг. момент.
2. Теоретическая часть.
3. Практическая часть.
4. Итог урока. Просмотр и анализ работ.
ХОД ЗАНЯТИЙ
1. Орг. момент.
2. Теоретическая часть.
Сегодня мы с вами будем писать пейзаж. Писатели и поэты начали воспевать красоту природы в стихах и прозе, а художники запечатлевать на холстах, когда люди почувствовали и осознали ее красоту. Поэтому великий художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи написал: «В наставницы я взял природу, учительницу всех учителей». Потому что природа — первооснова всякой красоты и величия, она способна будить в человеке самые разнообразные чувства и состояния. Ведь природа меняется в зависимости от того, светит ли солнце, идет ли дождь, дует ли ветер или наплывают низкие грозовые тучи. И что мы чувствуем, когда видим такую разную природу? Можем ли мы соотнести ее настроение со своим?
Учащиеся: Нам весело и мы улыбаемся, когда теплая, солнечная погода, немного грустим, когда идет дождь и на улице пасмурно.
Учитель: Сейчас мы рассмотрим с вами работу Аркадия Александровича Пластова «Первый снег».
Вопросы к учащимся:
Какое настроение создает картина?
Что можно сказать о погоде того дня, который показан в картине?
Какого цвета небо, снег, дома, одежда детей в картине «Первый снег?» Почему художник использовал такие цветовые сочетания?
Наспех одевшись, выбежали на крыльцо деревенской избы девочка и мальчик, чтобы подставить лица ласковым прохладным снежинкам. Смотришь на картину А. А. Пластова «Первый снег» и вместе с изображенными на ней детьми радуешься падающему из густой сизой тучи нежному пуху, укрывшему побуревшую безжизненную траву, уличную грязь, серые крыши. Довольны и деловитая ворона, и хлопотливая сорока. Колхозник уже успел запрячь лошадь в сани и с бодрым видом «обновляет путь». А снег все идет и идет. Сочетание серебристо-серых и коричневых цветов деревенских домов, ветвей деревьев, одежды детей и ослепительно белого снега создает у каждого, кто любуется этой картиной, праздничное настроение.
На этом уроке мы с вами продолжим знакомиться с красками. Более подробно мы познакомимся еще с двумя красками: белой и черной. Белая и черная не могут названы цветом, так как они, скорее всего краски тоновые, ахроматические («хромос» — цвет, частичка «а» — отрицание, то есть краски бесцветные, тоновые). Однако волшебная сила этих красок в том и состоит, что будучи бесцветными они способны сильно изменить характер цвет; например, синий, если в него добавить белую гуашь, станет вдруг легким, воздушным и нежным, а если его соединить с черным, превратится в тяжелый и загадочный.
Черный цвет – это сажа, мощная и сильная краска, способная поглотить любой цвет, если его чрезмерно взять на кисть.
Напротив, белая – легкая, нежная и слабая, к ней необходимо бережно относиться. Прикасаясь к ней, кисть должна быть чистой. Иначе, если на кисти окажется хоть немного какой-либо краски, она тут же испортит белую.

 

2. Практическая часть.
На занятиях мы с вами будем писать первый снег.
Послушайте стихотворение М. Бирюковой «Первый снег»:
Первый снег пушистый, белый,
Как котёнок озорной,
В вышине игру затеял
С ярко-рыжею листвой:
Щекотал её и шлёпал,
И кружился на ветру;
Таял у оконных стёкол,
Удивляя детвору…
Этим утром, хмурым утром,
Первый снег (я не совру!)
В гости к нам пришёл как будто,
И пришёлся ко двору!..
Продумать:
а) формат листа (вертикальный или горизонтальный);
б) выбрать цветовые отношения: красный, зеленый или синий и т.д.
Необходимо заострить внимание детей на том, что от выбранных красок будет зависеть какое состояние в работах у них получится: предзакатное или сумрачное, вечернее.
1. На листе бумаги простым карандашом наметить композицию.
2. Приступить к выполнению работы гуашью.
Вмешательство преподавателя в творческий процесс минимальное. Педагог, следуя за ходом работы, может лишь словесно «подталкивать» ученика к нахождению более правильного решения с учетом особенностей восприятия каждого отдельно взятого ученика.
3. Итог урока. Просмотр и анализ работ.
Просмотр и анализ детских работ.
Мольберты с прикрепленными на них работами выстраиваются полукругом или по прямой. Преподаватель с учащимися усаживаются напротив так, чтобы ребята хорошо видели весь выставочный ряд.
Обсуждение лучше начать с выявления достоинств каждой работы. Основные критерии:
1. Выразительность.
2. Компоновка.
3. Техника исполнения.
4. Аккуратность.
Учитель оценивает работы ребят по пятибалльной системе с учетом степени реализации способностей ученика, его творческого роста и стабильности исполнения работ.

Share This Post

Leave a Reply

Перейти к верхней панели