Responsive Ad Area

Share This Post

Детская студия / Дом творчества / Конкурсы / Методические рекомендации / Общеобразовательная школа / Художественная школа / Школа искусств

Конкурс как форма развития образного мышления обучающихся в школе искусств

Конкурс как форма развития образного мышления обучающихся в школе искусств
Автор — Авдюничева Наталья Николаевна, преподаватель предмета «История Изобразительного искусства», МБОУ ДОД г.о.Самара «ДШИ№15», п.Красная Глинка
Несколько лет назад был задуман этот несколько странный на первый взгляд конкурс, конкурс так называемых «малых литературных форм» — это статьи, очерки, репортажи, эссе. Мы назвали его — «Сама – Ра!». Сначала он истолковывался как мероприятие, дополняющее предмет «История Изобразительного Искусства» для учащихся средних и старших классов детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств. Сейчас мы сотрудничаем и с общеобразовательными заведениями — школами, лицеями.
«САМА-РА!»- название конкурса. Ра — древнеегипетский бог солнца; Ра (буква) — названия знаков в нескольких письменностях; Ра — название одного из шести народов, населявших Тибет; а так же Ра (лат. Rha) — название реки Волги у античных авторов первых веков н. э. (Клавдий Птолемей и Аммиан Марцеллин).
Нам хотелось, в первую очередь, повысить интерес учащихся к истории культурной жизни родного города и области. Связи с чем, в задачах конкурса значилось: создание условий для активной позиции учащихся в изучении теоретических предметов ДХШ и ДШИ; развитие творческого отношения к изучению различных видов искусства, выявление аналитически и оригинально мыслящих молодых людей, развитие способностей к самостоятельной работе с теоретическим материалом по выбранной теме; создание условий для более глубокого ознакомления с отечественным достижениями в мире искусства.
Современные дети не ведут дневников, многие ограничиваются коротким записями в Интернет порталах, где «коверкание» слов является нормой общения в группе. Поэтому важным аспектом появления этой формы конкурса (малые литературные) явилось желание стимулировать учащихся к созданию ясных и грамотно оформленных личных или так сказать «персональных» мыслей, впечатлений о событиях и знакомствах.
Кроме того, знакомство и осмысление важных культурных событий, знакомство с биографией выдающихся личностей нашего города позволит молодому поколению увидеть достойные идеалы для подражания, новые цели и возможности для проявления своих способностей на благо города и его жителей.
Конечно, культурная жизнь мегаполиса – это сложный процесс, разобраться в её многогранности, подчас не просто даже опытному взрослому человеку. Нашим детям в этой сложной задаче можем помочь только мы – любящие родители, внимательные учителя. Очень важным вопросом при участии в конкурсе стало решение выбора тем. Они предлагались только как акценты или некие ориентиры. Ученику и его руководителю предоставлялось возможность найти наиболее родственное их внутреннему миру направление. От их совместной работы во многом зависел результат. Увидеть красоту в обыденном и даже подчас обывательском – это способность творческой личности. Эту способность можно и нужно развивать с детства.
Так как наш первый, «пилотный» конкурс был осуществлен в 2010, а это год 425-летия г. Самары и 160-летию образования Самарской губернии, то общая тема обозначилась сама собой:
«Самара – наш родной город. Любим ли мы его по — настоящему? Как выражается эта «Любовь» к его паркам, улицам, дворам … к городу в целом? Каждый житель города – художник? «Художник», «художники» и его любимый город. Современная творческая личность и современный город.» Таким образом, мы предложили ребятам поразмышлять о роли личности в судьбе города.
Лучшей работой было признано эссе «В музее музыка звучала» (авторы Савинова Анастасия, 14 лет и Абудихина Алина, 14 лет). Представленная работа наиболее полно соответствует требованиям конкурса и по теме, и по форме, и по содержанию. Личность в синтезе искусств. Ценным качеством работы является стремление объединить различные творческие специальности: музей как храм искусств, в котором живопись и музыка соединяясь, рождают новое впечатление. Эмоциональность личного посещения мероприятия ярко передана в тексте. Грамотная структура материала: вступление с небольшой исторической справкой, основная часть — динамичное описание события и заключение в яркой стихотворной форме.
Для нас стало неожиданностью то, что на конкурс было прислано большое количество авторской поэзии. Поэтому мы решили добавить специальную номинацию «Поэзия». И в последующие годы этой группе ребят мы стремились дать все возможности проявить себя. Это придало яркость нашему конкурсу. Стихи создают эмоциональный подъём, способствующий иллюстративной деятельности на сильно нагруженных теорией уроках, каким и является предмет «История ИЗО».
Второй сезон конкурса назывался «1812 в 2012» и был посвящен событиям Отечественной войны 1812 года: «Наполеоновские войны, Отечественная война 1812 года, заграничные походы 1813-1814 гг. А в 1912 году в России широко было отпраздновано 100-летие Отечественной войны. Именно тогда выдающийся художник-баталист академик Ф. А. Рубо создал свою знаменитую панораму «Бородинская битва». С каким пониманием мира, войны и творчества мы подошли к этой дате? — вот главный вопрос, которым мы хотели озадачить наших конкурсантов в 2012-ом.
К сожалению, тема оказалась настолько популярной в череде конкурсных мероприятий, проводимых в городе, что на 2011-2012 учебный год это мероприятие не было утверждёно. Но подобная неудача не стала причиной для «замораживания» нашего конкурса малых литературных форм «Сама-Ра». Наоборот, это «подстегнуло» нас искать новое, яркое, необычное.
Поэтому уже следующая попытка на 2012-2013 учебный год стала успешнее. Конкурс назывался «Самара 19 века — Следы времени». Нашим юным участникам мы задали вопросы — «Что должен оставить человек после своей жизни и как этого добиться?» Мы знали, что предложенные к размышлению вопросы чрезвычайно сложны! Это был риск не увидеть ни одной работы, в лучшем случае получить «официальные отписки». В положении к конкурсу указывалась достаточно пространна фраза: «…так как конкурс посвящен культурной жизни Самары 19 века: о людях и событиях в летописи времени нашего города и о современных мероприятиях проводимых в честь исторических личностей и событий. Темы в номинациях предлагаются условно и могут варьироваться в пределах возможного круга тем об искусстве 19 века нашего города. Например, «Личность в истории» — возможные темы: «Писатель Толстой А.Н. (1883-1945), 30 лет музею-усадьбе в Самаре «»Ф.И. Шаляпин (1873-1938) «, » Аннаев В.Е. — художник любитель (140 лет) » и т.п. Или «События и время» — примерные темы: «К нам едет Великий Князь! — к 400-ю воцарения дома Романовых ”, «Первая самарская рисовальная школа. Буров Ф.Е.», «1812 год глазами современных поэтов» (авторские стихи) и т.п. Были предложены шесть блоков с возможными вариантами тем.
Конечно, всё это достаточно сложно для первого восприятия, но результаты участников оказались достойными всеобщего внимания и могли быть опубликованы в массовых изданиях города. И как всегда, потрясли юные поэты:
Карантин
(из цикла стихов Бамбурова Алёши, 13 лет)
Сушится портфель,
Учебники в шкаф,
Вокруг все болеют,
Надену теплый шарф.
Везде едят таблетки
И пьют аспирин,
А это дело значит,
Что в школе – КАРАНТИН!
Но вдруг мы все прозрели,
И к доктору пошли,
А доктор рассказал нам,
Что все мы КРЕПЫШИ!
Тогда пойдём мы в школу
Пятёрки получать,
С друзьями по учёбе
Бежим в футбол играть.
Двенадцатилетний автор с юмором описал несколько дней из школьной жизни. Но разве в 2 мужских, 4 женские гимназиях, 12 училищах, 19 церковно-приходских школах, которые уже существовали к концу XIX века в Самаре, не могло произойти подобное событие?! И конечно, нельзя не согласиться с Алексеем, в аннотации к своей конкурсной подборке, что «ПИСАТЬ СТИХИ – ЭТО ЗДОРОВО!»
В Самаре давно и с успехом действует программа «Дети — детям». На уроках при обсуждении программных тем были прочитаны некоторые конкурсные работы. Уже один тот факт, что они были сделаны сверстниками, поднимал уровень заинтересованности в более глубоком освоении учебного материала. Стремление быть » не хуже !», а может быть и сделать лучше, подталкивает к покорению новых вершин, а добившись, укрепляет уверенность в себе.
Идея обмена опытом очень привлекательна в конкурсной практике. Поэтому в состав жюри были приглашены представители Самарской областной организации молодых литераторов, а так же представитель «Центра Чтения» областной библиотеки . Молодые литераторы и юные конкурсанты быстро нашли общий язык и взаимопонимание. Организаторы и участники конкурса искренне благодарны им (Домарёв Денис Николаевич, Долгова Елена Васильевна и Сыромятникова Дарья Сергеевна) за призы и подарки, а так же за интересное мероприятие, проведенное на церемонии награждения.
Сезон 2013-2014 гг. Что нам ждать от него?! Как найти тему для этого учебного года? Объявлен 2014-й «годом Культуры», кроме того всё живут предстоящей Олимпиадой в г.Сочи. Как поддержать общую тенденцию, но при этом не быть тривиальным?
Название конкурса было сформулировано так — « Путешествие в сокровищницу Земли Самарской».»… конкурс о культурных ценностях, традициях и проблемах сохранения культурного наследия. Особо приветствуются работы в форме приключений-экскурсий (путешествие с «героем»/другом/новым знакомым; приключение в городе/музее/на концерте; путешествие в прошлое, будущее ). Можно воспользоваться ниже представленными темами:
1. Экскурсия по любимым местам (архитектурные, изобразительные мотивы);
2. Путешествие по страницам истории (этнография);
3. Путешествие на машине времени (фантазии);
4. Виртуальное путешествие;
5. Музыкальное путешествие;
6. «Если с другом вышел в путь …» (о людях, социальная публицистика);
7. Дороги памяти нашей (патриотическая тема);
8. Свободно сформулированная тема (в рамках темы путешествия)».
По сложности восприятия действительности список содержит темы разного уровня: 1, 2, 7 темы достаточно просты, 6-я тема — социальная публицистика — сложна в передаче своих идей, но это не отпугнуло конкурсантов.
Многие участники уделили внимание социальным проблемам. Например, эссе-размышление Богомоловой Лизы, 14 лет под названием «Если всё будет бесплатно?». Она размышляет о том, что такое «деньги», «самореализация», «экономический кризис», «безработица», и как ей в этом сложном мире жить. Меня потряс рассказ «Встреча» Яковенко Даши, 14 лет. В нем драматизм современных реалий и вечный вопрос отцов и детей. Её герои из молодёжной субкультуры, где всё остро и прямолинейно.
Очень сложные темы касающиеся фантазий и виртуальности. И в этих темах ребята предложили неординарные способы раскрытия своих сюжетов. Интересное решение нашла Сусликова Маша, 13лет. Её эссе называется «Не уже ли я требую слишком многого от жизни?». Она пишет о своей олимпийской мечте, о скелетоне: «… я стою на вершине огромной трассы с крутыми поворотами и виражами, за мной вся моя команда. Объявляют мою страну. Легкая дрожь пробегает по всему телу, но обратной дороги нет. Сани начинают разбег. Вместе со скоростью растёт страх и в то же время уверенность в себе. Да, это скелетон!».
Оригинальное виртуальное путешествие предложили Ивко Маша (16 лет) и Медведева Оксана (15 лет). Они сделали репортаж из будущей страны Олимпийский игр, из Южной Кореи. Полицковая Ксения (15 лет) пошла ещё дальше, она в эссе «Полёт» предложила перевоплотиться в орла. Рассказывая о заморских прелестях Кореи и безграничной свободе птиц, все таки девочки сошлись во мнении, что Родина одна, она прекрасна, а красота мира в многообразии. Фантазия помогла им сделать путешествие по своим проблемам и заглянуть в свои мечты.
Может быть сменилось поколение, но и на смежных уроках ребята стали оперировать большим количеством сравнений, стали давать разнообразнее эпитеты, их образы стали ярче, точнее в своих определениях. Конкурс в очередной раз показал, как талантливы наши дети и от внимания всех взрослых зависит, как ярко засверкают эти таланты.
Конкурс — это соревнование и соревнование прежде всего с собой, со своими страхами и слабостями. Он заряжает новой энергией, желанием преодолеть, стать лучше, поверить в свои силы. Он раскрывает внутренние скрытые резервы и показывает новые горизонты.
Всё сказанное выше относиться и к организаторам. Нам то же есть над чем работать и к чему стремиться. Есть целый ряд проблем, например, как улучшить понимание «Положения по конкурсу» (почему-то до сих пор не выполняются технические требования), работать над расширением контингента участников (в этом году появилась страничка в соц.сети, где выложены «Положение» и фото с мероприятий конкурса), стремиться к повышению качества творческих работ и, конечно же, осуществить запланированное издание лучших произведений участников конкурса.

Share This Post

Leave a Reply

Перейти к верхней панели