Responsive Ad Area

Share This Post

Декоративно-прикладные искусства / Композиция / Методические рекомендации / Общеобразовательная школа / Роспись по стеклу / Роспись по ткани / Художественная школа / Школа искусств

Зентангл (англ. zentangle). Декоративные графические узоры. Освоение и применение в прикладном искусстве (из опыта работы).

Зентангл (англ. zentangle). Декоративные графические узоры. Освоение и применение в прикладном искусстве (из опыта работы).
Чеботарева Виктория Викторовна, «Почётный работник общего образования» г. Ростов-на-Дону МБОУ гимназия №12, Региональный центр довузовской архитектурно-художественной подготовки Академии архитектуры и искусства ЮФУ. Декоративные графические узоры. Освоение и применение в прикладном искусстве (Из опыта работы).
Графическим узорам присущ длинный список достоинств, который постоянно растет:
— разминка и развитие художественных способностей;
— творческое пробуждение, появляется вдохновение;
— развивается твердость руки, глазомер;
— повышается самооценка;
— помогают успокоиться и справиться со страхами;
— делают вас более уравновешенными, снимают стресс;
— помогают создавать красивые произведения искусства;
— улучшают почерк;
— концентрируют ваше внимание;
— разрабатывают мелкую моторику руки;
— снимают напряжение, расслабление;
— получение удовольствия от рисования, релаксация.
Зентангл (англ. zentangle) – новая, развивающаяся форма искусства, которая сочетает в себе творчество, медитацию и удовольствие. Проводя линии и штрихи полностью, погружаешься в процесс: навыки и умения работают чётко, слаженно, быстро и легко. Энтузиасты по всему миру используют эту вдохновляющую технику, чтобы «поймать» медитативный фокус и стимулировать творчество. Обычно зентаглы рисуют на квадратных листах бумаги небольшого размера. При помощи карандаша наносят границы рисунка, рисуют направляющие линии – струны, чтобы разделить полотно рисунка на секции. При помощи линера или гелиевой ручки заполняют каждую секцию, отделенную струной, орнаментами, графическими узорами. Рисунок, выполненный таким способом, не имеет ни верха, ни низа, поэтому законченное произведение можно рассматривать под любым углом и в любом направлении.

Для выполнения первых творческих работ, я предлагаю учащимся использовать простые замкнутые контуры: свою обведённую ладонь, силуэт листика растения, контур стилизованной обобщённой рыбы, яблока и др.
Композиции надо уравновесить и ребята знакомятся с понятиями: равновесие, цельность композиции, приём оверлеппинга (оверлеппинг – частичное совпадение или наложение одной формы на другую).
Первое задание : на листе форматом А 3 закомпоновать 5 ладоней используя приём наложения одной ладони на другую.
Для заполнения каждой ладони – замкнутого контура используется свой графический узор, для пересечения – свой, таким образом, для выполнения этого задания, необходимо придумать от 8 до10 вариантов узоров. Для равновесия композиции предлагается чередовать более плотные узоры с тонально разряжёнными. Выполненное упражнение можно рассматривать как авторскую творческую композицию. С таким заданием успешно справляются обучающиеся разного уровня подготовки, что очень актуально при объединении групп обучающихся и возникновении некого психологического порога у ребят с не очень высоким уровнем подготовки.
Для повышения эффективности освоения графических узоров на занятиях я отвожу 10-15 минут на творческую разминку: знакомство с новыми узорами, создание своих композиций на маленьком формате, в альбомчиках для творчества. От 4-х до 8-и новых узоров и беспредметная композиция, узорный мотив с использованием новых вариантов. Творческим заданием является создание узорной композиции на цветном, тонированном листе форматом не более А5, с использованием 2-3 цветов (гелиевые ручки, линеры, фломастеры, цветные карандаши).
Другое творческое задание – создание декоративного контура-образа животного, птицы, игрушки, заполненного различными графическими узорами. Композиция выполняется на формате А3, чёрными гелиевыми ручками и фломастерами. Возможен вариант выполнения композиции на заранее подготовленном фоне (акварельная заливка). Этот вариант полностью исключает предварительную работу в карандаше на подготовленном формате.
Следующее задание может содержать более сложную композицию из нескольких контуров с использованием приёма оверлеппинга (наложения форм). Тема может быть любой. Мне очень нравится изображение подводного мира — широкий выбор различных вариаций форм и контуров. Изображения должны быть плоскостными, силуэты стилизованными.
Далее выполняется задание в смешенной технике декоративной композиции — акварель, тушь, гелиевая ручка (металл – золото или серебро, в зависимости от цветовой гаммы) Лист ватмана форматом А3 закрепляется на столе или мольберте, хорошо смачивается водой, после чего « по-сырому» наносится акварель пятнами, произвольно, можно в определённой цветовой гамме (тёплой, холодной). Следующим этапом на высушенный лист наносится тушью, пером контур по заранее разработанному карандашному эскизу меньшего формата. Творческие задания могут быть различными: образ птицы, животных, драконы или жители подводного мира, насекомые, растения. Требование только одно – чётко читаемый силуэт. Добавляются ещё мелкие детали (звёзды, водоросли, бабочки, кляксы, шарики и т.д.). Остальной фон заливается чёрной тушью. Завещающий этап – заполнение чёрного фона мелкими графическими узорами, выполненными гелиевой ручкой.

 

Узорные фантазии можно воплощать в любых декоративных материалах и техниках:
Контурная роспись по керамике (керамической плитке, керамической посуде и др.) Узоры выполняются акриловыми контурами по стеклу и керамики по прогрунтованному чёрной краской для керамики фону. Для завершения композиции добавляют интерферирующий акриловый медиум или краску, и оформляют керамическую плитку в рамку или имитацию рамки
Роспись по дереву или фанере выполняется акриловой краской (2-3 цвета, обязательно использование белил), тонкой кистью (белка, колонок от № 0до № 2), покрывается матовым акриловым лаком.
Роспись по ткани выполняется на холсте контурами по ткани и акриловыми текстильными красками по ткани. Это может быть роспись сумки, рюкзачка, чехла.
Текстильная игрушка (чердачная игрушка). Роспись выполняется акриловыми красками по ткани или контурами по ткани.
Витражная роспись может быть выполнена как на стекле, так и на пластике. Мы используем для работы рамки для фотографий. Формат от 20х30 и до 50х 70.По выполненной витражными красками росписи наносятся графические узоры контурами по стеклу или универсальными контурами.
Витражная роспись и роспись гипсовой маски
Узорные композиции на основе слов выполняются гуашевыми красками на чёрных бумажных листах.

Share This Post