Responsive Ad Area

Share This Post

Архитектура / Визуальные искусства / Детская студия / Дизайн / Дом творчества / Методические рекомендации / Общеобразовательная школа / Студия раннего развития

На стыке изобразительного искусства и инженерной науки

На стыке изобразительного искусства и инженерной науки
Автор — Георгий Алейников, педагог-художник ЦДТР «Крылья», г. Апрелевка (Московская обл.)
Современные цифровые технологии в лаборатории художественного и технического творчества.
С появлением цифровых технологий в обработке материалов быстрота воплощения творческого замысла в материал создала новую среду, в которой объединилась деятельность разных профессиональных направлений. Новая технологическая среда привела в соприкосновение области знаний разделившихся много веков назад и существовавших до сих пор как самостоятельные виды ремесла и искусства. В трудах Платона еще нет классификации искусств, но он уже упоминает об искусстве черчения геометрических фигур. Во времена древней Греции искусство и изготовление предметов были равнозначны, такие представления продолжали существовать до разделения труда (греч. techne — искусство, мастерство). Архитектура всегда развивалась параллельно изобразительному искусству достаточно долго. Только с появлением дизайна появилось словосочетание «архитектурный дизайн». В эпоху возрождения зарождается инженерное искусство и к XXYIII веку формируется как инженерная наука. Дизайн определился как самостоятельное направление позже всех — в начале ХХ столетия, однако корни его становления уходят в середину IXX века. Появление дизайна связывают с именем Раймонда Лоули. В начале IXX века, работая в своем бюро, он улучшил внешний вид множительной машины и обнаружил новое свойство технических устройств, которое можно продать, – эстетическую форму. Идейное рождение искусства дизайна часто связывают с появлением Черного квадрата Малевича, а интенсивное развитие — с именем французского архитектора Ле Корбюзье. Сегодня различают множество направлений в дизайне: архитектурный, ландшафтный, промышленный, графический, интерьерный, книжный, и т.д., – список довольно длинный. Принято считать, что слово «дизайн» пришло из английского и означает (по словарю Ефремовой) оформление интерьеров, художественное конструирование предметов и проектирование изысканного облика промышленных изделий. В русском языке закрепилось словосочетание «художественное конструирование».

Обсуждение проекта дачного участка

Сегодня, для изготовления полезных предметов, одному человеку нужны довольно глубокие знания из областей изобразительного искусства, инженерной науки, архитектуры, химии и физики материалов. Появление настольных станков с программным управлением и доступных материалов, создали условия применения оборудования для производства в домашних условиях. Знания материалов и технологии производства, на простом языке, как сделать что-либо и из каких материалов, перешагнули сферу профессиональной деятельности и настойчиво входят в повседневный быт. Стремительные изменения в технологиях подсказали идею площадки объединяющей производство, творчество и обучение. Появилась необходимость разработки учебной программы нового типа, впитавшей в себя современные цифровые технологии и производство предметов. Деятельность, название которой отражало бы творческую художественную и производственно-техническую направленность, представлялось как студия или лаборатория. Мне приглянулось такое, как ЛХТТ — лаборатория художественного и технического творчества (подробнее о концепции на сайте http://хочурисовать.рф/lhtt/). Программа обучения была успешно запущена и опробована на базе ГБОУ ЦДОД «Калейдоскоп» в 2014-2015 учебном году. Основное ее наполнение это проектная деятельность. Программа рассчитана на 8 лет и охватывает возрастной диапазон школьников от второго до одиннадцатого класса. Она получила название «Проектирование и дизайн». Слово «проектирование» перекочевало из инженерной науки, оно означает создание технической документации для производства изделия. Термин «дизайн» означает художественно-эстетическое моделирование, основанное на функциональном назначении и потребительских качествах предмета. Я старался сделать программу предельно гибкой, чтобы школьники независимо от возраста могли включиться в учебный процесс в любой удобный для них момент в течении всего восьмилетнего учебного периода (после начала, в середине или ближе к концу) в зависимости от уровня знаний компьютерной техники, программ и цифровых технологий. В результате этого одна группа получила возможность объединить учащихся разных возрастов и подключать новых участников среди учебного года, продолжая работу над начатым проектом.
Результаты первого года работы научно-технического объединения, без рассмотрения критериев оценки результатов уровня полученных за год знаний и умений, показали стратегическую правильность и перспективность выбора направления обучения на стыке областей знаний, заинтересованность в таком обучении детей и родителей.
Чтобы соответствовать быстро меняющимся условиям современной жизни, реальным потребностям и возможностям обучающихся, программа по предположению должна быть адаптивной и ориентироваться на индивидуальный подход к каждому ученику. Для этого потребовалась гибкая методика и ежегодная корректировка содержания тематического плана.
Размеры статьи, к сожалению, не позволяют дать полный текст программы. Надеюсь, что некоторые выдержки, приведенные ниже, позволят составить представление о содержании.
«…Из истории инженерного дела
Первым инженерно-техническим учебным заведением России начавшим давать систематическое образование становится основанная в 1701 году Петром I Школа математических и навигационных наук. Зачатки науки военных инженеров началось ещё в смутные времена в начале 17 века. На русский язык был переведён «Устав дел ратных», где среди прочего рассказывалось и о правилах обороны крепостей, строительстве оборонительных сооружений. Петр I начинает активно развивать инженерное дело в России. В 1712 году в Москве открывается первая инженерная школа, а в 1719 году вторая инженерная школа в Петербурге. В 1715 году создается Морская академия, в 1725 году открывается Петербургская академия наук с университетом и гимназией. В Санкт-Петербурге, в 1809 году, Александр I основывает Корпус инженеров путей сообщения. При нём учреждается Институт Корпуса инженеров путей сообщения. В течение XIX столетия продолжается создание различных направлений инженерного образования. Это привело к новому качественному развитию инженерной науки. Каждое учебное заведение создавало свою собственную программу нового высшего инженерного образования, заимствуя передовой опыт других, сотрудничая и обмениваясь инновациями. Одним из выдающихся организаторов становления инженерного дела был Дмитрий Иванович Менделеев…»
«…Краткое описание программы обучения
Первый год обучения ориентирован на изучение основ 2D графики, использование графического редактора в моделировании, проектировании и работе с технологическим оборудованием (принтер, плоттер, фрезер, устройство лазерной резки). Практическое задание не должно быть сложным, его следует адаптировать к возрасту и уровню понимания учащегося.
Второй и третий год обучения ориентированы на освоение 3D графического редактора, изучение проективных цифровых технологий и составление конструкторской документации. Сюда же входит обучение работы на технологическом оборудовании с цифровым программным управлением.
Четвертый год обучения ориентирован на изучение свойств материалов (материаловеденее), инструментов для обработки материалов, способов и технологии обработки материалов. Усвоение знаний предполагается в процессе практической индивидуальной и групповой деятельности с обменом информации и опыта между учащимися.

Пятый и шестой годы обучения нацелены на индивидуальную и групповую творческую проектную деятельность и углубление знаний в различных областях проектирования, таких как дизайн, архитектура, машиностроение, электроника, информатика и другие.
Седьмой и восьмой годы обучения нацелены на индивидуальные предпочтения в любой из областей проектирования и индивидуального цифрового производства. На углубленное изучение теории и применение ее в практической деятельности в какой либо узкой сфере по предпочтению учащегося. Программа поможет найти для каждого любимый вид деятельности и определиться в выборе будущей профессии.
Полный курс рассчитан на 8 лет. Два последних года состоят из практической деятельности с применением технологического оборудования, где творческие замыслы воплощаются в материальные объекты индивидуального производства. Программа предполагает изучение теоретических основ в процессе практической деятельности…»
«…Площадка инновационного творчества в дополнительном образовании – это уникальная образовательная площадка, где каждый желающий школьного возраста с помощью доступного программного обеспечения и высокотехнологичного оборудования сможет проектировать и моделировать различные механизмы и конструкции. Цель – максимальное вовлечение самого молодого поколения в научно-техническое творчество.
Программа ориентирована: на формирование научного мировоззрения, на приобретение опыта научно-исследовательской и технической деятельности, на обучение детей новейшим цифровым технологиям, на адаптацию их в современном социуме путем формирования навыков работы над групповыми и индивидуальными проектами, на привитие навыков работы с компьютером и другой техникой, на осознание связей взаимодействия искусства с жизнью и художественной культурой (на примере рекламы, книжной графики, промграфики и т.п.), на реализацию интересов детей и подростков в познании и научно-техническом творчестве через работу со сложной цифровой техникой. Программа ориентирована на освоение теории в процессе практической деятельности над изготовлением материальных предметов на технологическом оборудовании…»
Полный перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов для ЛХТТ довольно длинный. Для запуска учебной программы в рамках дополнительного образования школьников на базе ГБОУ ЦДОД «Калейдоскоп достаточно было выполнения нескольких пунктов по техническому оснащению помещения. Минимальное оснащение, которое использовалось, соответствовало полному технологическому циклу от проекта до изготовления. Оно состояло из компьютеров и программного обеспечения по свободной лицензии (Inkscape, GIMP, Blender), принтера PrintBox 3D, стола для монтажа изделия, минимального набора расходных материалов и ручного инструмента.
Для дальнейшего развития ЛХТТ предполагается приобретение дополнительно оборудования с числовым программным управлением и некоторого электронного оборудования и приборов.

http://хочурисовать.рф/lhtt/

Share This Post

Leave a Reply

Перейти к верхней панели