Responsive Ad Area

Share This Post

Детская студия / Дом творчества / Мастер-классы / Методические рекомендации / Общеобразовательная школа / Скульптура / Художественная школа / Школа искусств

Скульптура. Методика обучения в 1 классе ДХШ. Передача объема и пластики в рельефном изображении из глины

Скульптура. Методика обучения в 1 классе ДХШ. Передача объема и пластики в рельефном изображении из глины
Автор — Барковская Екатерина Михайловна, ГБОУДОД «Детская художественная школа имени И.Е.Репина», г. Москва
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс
Предмет: «Скульптура».
Цели:
Образовательные: углубление представление уч-ся о предмете изучения – «Скульптуре», ознакомление с основными понятиями ( терминами) предмета и способами работы.
Развивающие: накопление знаний и умений по пластическому строю, понимание красоты пластической формы, развитие творческого воображения, наблюдательности, развитие творческой инициативы и интереса к изучаемому предмету.
Задачи:
Образовательные: создание художественных образов с дальнейшим выполнением в материале, установление межпредметной связи: рисунок-скульптура и их соподчинение.
Развивающие: развитие способности видеть и чувствовать форму изображаемого, развитие глазомера, пропорций предметов, способности видеть пространственные отношения, научить различать, сравнивать и видеть пластическое единство частей и всего целого.
Методика проведения анализа датских работ.
1. Композиционно-пространственное решение изображения:
— совмещение планового изображения с фронтальным;
— наличие в композиции горизонта, многоплановости, элементов перспективного построения, развернуто-планового построения композиции;
— с высоким рельефом;
— с низким рельефом;
— выделение главного: цельность композиции, соподчинение второстепенного – главному, закон ритма.
2. Объемно – пространственное построение:
— проволочное;
— элементы загораживания;
— попытка объемной трактовки формы;
— перспективное изображение (центральная перспектива, с двумя точками схода, обратная)
— конструктивное построение;
— пластика формы;
— фактура изображаемой формы;
— «обрубовка» формы;
— плановость;
— связь формы с фронтальной поверхностью.
3. Творческое владение техническими навыками работы с художественными материалами:
— линия в рисунке: проволочная, сложная нащупывающая, штриховая;
— аккуратность в работе;
— четкость изображаемой формы;
— ведение работы от обобщенного целого к частному;
— от частного к целому;
— деталировка формы;
— выделение главного (форма, размер, фактура, степень проработки)
4. Художественная обработка решения композиции:
— реалистичное решение;
— декоративное решение;
— образное решение;
— разнообразие художественных образов;
— детализация отдельных образов;
— цельность композиции;
— центральное размещение ведущего ( главного) элемента композиции;
— оригинальность;
— пластика форм;
— движение и статика в композиции;
— развернутость действия во времени.
5. Процесс изобразительной деятельности:
— первоначальный замысел;
— развитие и реализация замысла в процессе изобразительной деятельности;
— новые поправки;
— соподчинение графического замысла с техническими возможностями материала;
— упрощение, стилизация форм.
Краткое содержание план занятий по передаче объема и пластики в рельефном изображении из глины.
УРОК 1-2.
Тема урока: Лепка гипсового орнамента с натуры. Первые сведения о рельефе.
Вид занятия: Рисование и лепка с натуры
Цели занятия:
Образовательные: познакомить с особенностями строения ( рисования) растительных форм ( на примере листа0, дать первоначальные навыки лепки рельефа, особенности его объемной формы и размещения в пространстве
Развивающие: выработать тонкость восприятия формы изображаемого, развить и выработать умение на глаз определять расположение форм в пространстве.
Задачи занятия:
Образовательные: зарисовка сложной формы листа, лепка гипсового орнамента с натуры в материале ( глине).
Развивающие: научить различать, сравнивать, видеть подробности и вместе с тем, целое пластического формы в рисунке листа и при работе в материале над гипсовым растительным орнаментом.
УРОК 3-4
Тема урока: Лепка натюрморта из геометрических фигур в рельефе. Композиция по представлению в рельефе на тему : « Сказочный город ».
Вид занятия: Рисование и лепка на тему и с натуры
Цели занятия:
Образовательные: познакомить с особенностями рисования города ( улицы и т.д.) с натуры, дать сведения об особенностях лепки натюрморта из геометрических тел в рельефной плоскости, сообщить сведения по композиции в рельефе.
Развивающие: накопление знаний пластического строя и понимания красоты пластической формы.
Задачи занятия:
Образовательные: стилизация рисунка города на основе реалистичных зарисовок, создание художественного образа сказочного города для выполнения в материале.
Развивающие: развить способность чувствовать и видеть форму в объеме, развитие глазомера, пропорций предметов, способность видеть пространственные отношения.

УПРАЖНЕНИЕ В МАТЕРИАЛЕ: ЛЕПКА ГРУППЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ В РЕЛЬЕФЕ

УПРАЖНЕНИЕ: ЗАРИСОВКА ВИДОВ ГОРОДА.

ВАРИАНТЫ ЭЛЕМЕНТОВ ДЕКОРА ДЛЯ КОМПОЗИЦИИ:
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ: СОЗДАТЬ ОБРАЗ СКАЗОЧНОГО ГОРОДА НА ОСНОВЕ НАТУРНЫХ ЗАРИСОВОК.
УРОК 5-6
Тема урока: Изображение драпировки в рельефе. Композиция в рельефе с драпировкой на тему: «Времена года».
Вид занятия: Рисование и лепка на тему по представлению и с натуры
Цели занятия:
Образовательные: познакомить с особенностями рисования драпировки с натуры, дать сведения о выполнении задания в материале.
Развивающие: накопление знаний пластического строя и понимания пластики формы.
Задачи занятия:
Образовательные: создание художественного образа на основе воображения: «Драпировка — как живая форма природы» .
Развивающие: развить способность чувствовать и видеть форму в объеме, рельефе, соразмерность и соподчинение предметов, стилевое единство.

ПОСТРОЕНИЕ КУБА В ПЕРСПЕКТИВЕ.

УПРАЖНЕНИЕ: ДРАПИРОВКА НА СТУЛЕ ( ЗАРИСОВКА)

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ: ДРАПИРОВКА КАК «ЖИВАЯ» МАТЕРИЯ

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: КОМПОЗИЦИЯ В РЕЛЬЕФЕ С ДРАПИРОВКОЙ. ЭСКИЗЫ
УРОК 7-8
Тема урока: Лепка растительной формы «Ветка» с натуры в рельефе. Ажурно-прорезная композиция из растительных элементов в рельефе.
Вид занятия: Рисование и лепка на тему по представлению и с натуры
Цели занятия:
Образовательные: познакомить с особенностями рисования ( строения) растительных форм ( на примере ветки), напомнить о приемах лепки рельефа, об особенностях его объемной формы и размещения в пространстве.
Развивающие: выработать тонкость восприятия изображаемого , развитие глазомера, внимательности, воображения.
Задачи занятия:
Образовательные :зарисовка дерева, создать стилизованный образ лепка ветви с натуры в материале, на основе упражнения создать формальную композицию.
Развивающие: научить размещать , сравнивать форму, развитие целостного видения.

Share This Post

Leave a Reply

Перейти к верхней панели