Responsive Ad Area

Share This Post

Детская студия / Дом творчества / Живопись / Изобразительные искусства / Композиция / Методические рекомендации / Общеобразовательная школа / Школа искусств

Поклонение волхвов. Библейская тема для урока изобразительного искусства

Поклонение волхвов. Библейская тема для урока изобразительного искусства
Автор — Щербинина Татьяна Дмитриевна, педагог ИЗО ГБОУ СОШ № 633, г. Москва.
В седьмом классе общеобразовательной школы, без сомнения, одной из самых сложных является «Библейская тема в изобразительном искусстве».
Изучая эту тему, ребята должны познакомиться с особым языком изображения в христианском искусстве Средних веков, с картинами на темы Библии, созданными в Западной Европе и России, с искусством русской иконописи и выполнить практическую работу на библейскую тему.
Библейские темы могут быть сложны и скучны для современных детей, так как они плохо понимают сюжет картины. Для их лучшего понимания можно взять для рассмотрения одну тему, например, «Рождество Христово» и связанную с ней тему «Поклонение волхвов» и познакомить детей с картинами нескольких западно-европейских художников, а также с православной иконой.
В помощь учителю к подготовке к уроку может послужить предлагаемое краткое описание некоторых картин художников средневековья и русской православной иконы. В качестве задания можно предложить обучающимся выполнить композицию на тему «Рождество Христово» или «Поклонение волхвов».
1 Брейгель «Поклонение волхвов», 16 в.
Художник как бы переносит Рождение Христа в современные ему, объятые войной Нидерланды. Люди надеялись на перемены, но их не произошло.
У художника случилось важное событие: не так давно он женился, и в семье рос первый сын Питер. Юная Майкен послужила Брейгелю моделью при создании образа Мадонны в картине. Предполагают, что Брейгель изобразил на картине и себя: бородатый человек в темной одежде, который с серьезной нежностью глядит на Деву с младенцем. Вокруг матери и ребенка толпятся крестьяне и солдаты. Люди недоумевают: почему волхвы в странных одеяниях преклоняют колени перед этой обычной, просто одетой женщиной и ее сыном, почему подносят свои дары? Образ Богородицы и младенца передан с большой симпатией и восхищением. И хотя в картине нет того всепоглощающего религиозного чувства, которое пронизывает работы других художников на эту тему, картина поражает своей искренностью.
Вряд ли цензура инквизиции могла бы пропустить такое произведение. Вероятно, художник писал картину для своей семьи, и при его жизни она не перешла порог дома.

2

Брейгель «Поклонение волхвов. Снегопад», 16 в.
Обращаясь к этому Евангельскому сюжету, Брейгель опять переносит место действия из Вифлеема в современные автору Нидерланды. Процессия волхвов движется по деревне, в которой течет обыденная зимняя жизнь и жители одеты в костюмы современные художнику. Художник как бы говорит нам, что Евангельское событие является значимым, родным и для его народа, для его современников.
Брейгеля наравне с религиозным сюжетом интересует пейзаж и бытовые события, которым он уделяет значительное место в композиции картины. Возможно, это первое изображение снегопада в истории живописи.

3

Джотто «Рождество Христово». 14 в. Фрески капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе
Главной находкой является жест Марии навстречу ребенку, которого подает повитуха, — жест трепетного приятия. Он одновременно предельно конкретен и возвышенно ритуален. Первое прикосновение и первый взгляд матери — именно в этот момент рождается новый мир. Джотто отказывается от традиции раздельно-отчужденного изображения младенца и Богоматери в сцене Рождества, переориентирует каноническую систему с мировой связи «божественный отец — младенец» на интимную и куда более земную — «мать и дитя».
Два пастуха, повернутые к зрителю спиной, наблюдают за торжествующими ангелами. Тщательно выписаны животные.
4
Джотто «Поклонение волхвов». 14 в. Фрески капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе.
Все внимание обращено к маленькой фигурке новорожденного Господа Иисуса Христа. Он — духовное средоточие мира. Он — нежный, невинный Младенец — есть Первый и Последний, Альфа и Омега, Начало и Конец. Тот, Кто был, есть и грядет. «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». Итак, к Нему, истинному Богу, тяготеет все сотворенное.
В 1301 году рядом с землей пролетала комета Галлея, которую сочли вестницей серьезных потрясений. На фреске Рождества Джотто изобразил ее вместо традиционной Звезды Вифлеема, как провозвестницу грядущих евангельских событий. Звезда или комета – для художника было не так уж важно. Главное, на Святой Земле происходило То, что отражалось во Вселенной.
5
Босх «Поклонение волхвов». 16 в.. Мадрид, Прадо
На крайних створках триптиха запечатлены супруги, заказавшие триптих, и их святые покровители – Св. Петр и Св. Агнесса.
На центральной части триптиха представлена сцена поклонения волхвов. Босх придает ей характер литургической службы: на дарах, которые старший из восточных царей возлагает к ногам Девы Марии, есть маленькая скульптурка Авраама, приносящего в жертву Исаака. Этот библейский эпизод считается предзнаменованием жертвоприношения Христа. Нагрудник второго волхва украшен резным изображением еще одной сцены из Ветхого Завета – посещения царя Соломона царицей Савской.
За происходящим внимательно наблюдают оборванные крестьяне: они выглядывают из-за хлева, лезут на крышу и на деревья. Так Босх изобразил тех пастухов, которые пришли к Младенцу раньше волхвов и теперь стали свидетелями этого торжественного события. Но у Босха крестьяне выказывают гораздо меньше благоговения, чем принято было изображать. Их поведение бесцеремонно. Пастухов обычно отождествляли с иудеями, отвергшими Христа, тогда как волхвы – неиудеи – признали в Младенце истинного Мессию.
Самый загадочный персонаж – человек, стоящий в дверях хлева. На его голове массивная корона, на запястье прозрачный браслет, прикрывающий язву на лодыжке. Он смотрит на Иисуса с какой-то двусмысленной улыбкой, а на лицах его спутников написана нескрываемая враждебность. Они стоят внутри полуразвалившегося хлева – символа синагоги.
Считается, что Босх изобразил Ирода или Антихриста. Существует и еще одно предположение: стоящий в дверях хлева персонаж – «иноплеменный маг и пророк» Валаам, который предвещал Рождество Христа и Вифлеемскую звезду.
На левой створке изображен полуразрушенный дворец царя Давида. Во внутреннем дворике у костра сидит плотник Иосиф. Руины дворца тоже символизируют иудаизм, старую религию, разрушенную после пришествия христианства. За этими руинами, в поле видны танцующие под звуки волынки крестьяне – образ беззаботности и земных удовольствий, часто встречающийся у Босха. В пейзаже на правой створке волки нападают на путников. За хлевом в центральной части триптиха возвышаются величественные стены и башни Иерусалима.

6

 Православная икона«Рождество Христово». Икона 16 в.
Перед вертепом (пещерой) на пурпурном одре изображена Богородица. Богородица обращена к миру.
В левом нижнем углу изображен Иосиф Обручник. Рядом с ним иногда изображают старичка в лохматой шкуре, иногда – пастушка. Кто это такой?
На иконах часто можно видеть изображение помыслов. И здесь мы видим Иосифа в сомнении. Вся композиция иконы – как будто закручивающаяся спираль, центральная точка которой – темное отверстие пещеры, откуда струится Свет. Рядом с яслями Младенца мы видим ослика и вола. Внизу изображена группа женщин, омывающих Христа. На иконе мы видим волхвов, которые спешат найти Богомладенца и принесли Ему свои дары. Здесь же и пастухи. Волхвы, по преданию, шли из далеких стран около двух лет, а пастухи поклонились намного раньше – они были рядом. Но на иконе все эти события изображены одновременно — икона не отображает обычную, действительную жизнь, а знаменует событие Священной Истории и причастно вечности. В вечности нет времени и последовательности событий.
Список использованных источников
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 кл. М.: Просвещение, 2014.
http://www.ikleiner.ru/
http://www.bibliotekar.ru/
http://school-collection.edu.ru/
art.1september.ru
http://www.art-giotto.ru/
http://www.nearyou.ru
Сурова Л.В. Церковный год. (Беседы о православии). М. Изд. «Паломник». 2000.

Share This Post

Leave a Reply

Перейти к верхней панели