ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ НА ЦВЕТНОЙ БУМАГЕ

ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ НА ЦВЕТНОЙ БУМАГЕ
Автор — Каракуль Ольга Анатольевна, преподаватель-методист МБОУ ДОД Детская школа искусств им. Р.В.Сердюка города Керчи, Крым.
«Натюрморт с самоваром». Возраст учащихся 12-15 лет.
Как самостоятельное явление в искусстве «Натюрморт» сформировался в конце ХVII века в Голландии. Именно голландцы поставили натюрморт в один ряд с такими жанрами изобразительного искусства как пейзаж, портрет, историческая картина. А вот «декоративный натюрморт» — явление сравнительно новое, появившееся в конце ХIХ — начале ХХ века, в эпоху зарождения волны самых разнообразных направлений. Это время художественных экспериментов с цветом, формой, пространством, увлечение поиском разнообразных фактур.
Для декоративного натюрморта характерно условное изображение реальной постановки, он исключает ряд постановочных задач реалистического изображения таких как: отображение воздушного пространства, формы, материальности. Условностью также является плановость изображения.
В декоративном натюрморте на первый план выступают следующие задачи: цветовая композиция, в которой цвета решают задачу заранее продуманного колорита, построенного на нюансе, контрасте.
В декоративном натюрморте важная роль отводится линии, контуру, их движению и взаимодействию с пятном. Допустимым является также использование орнаментов, узоров как аппликативной составляющей.
Главная задача в декоративном натюрморте – стилизация предметов, их формы, цвета, тона. Что такое стилизация? Это декоративное объединение предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема. Однако упростить форму вовсе не означает обеднить ее, а опустив малозначащие детали, подчеркнуть самые выразительные качества предмета.
Усложнение формы может строиться за счет введения декоративного орнамента, отсутствующего в натуре. Художник стилизует предмет в любой степени; отход от натуры бывает очень значительным. Цветы, кувшин, фрукты можно трактовать почти как геометрические формы или сохранить природные плавные очертания. Сильный отход от натуры, преобразованный до геометрических форм, называется абстракцией.
Наряду с заданиями по обязательной программе: рисунок, живопись, композиция, я ввела в свою учебную программу очень интересное и полезное задание — «Декоративный натюрморт на цветной бумаге». Например: «Натюрморт с украинским подсвечником», «Натюрморт с самоваром », «Крымско-татарский натюрморт». «Греческий». Так как мы учимся в школе искусств, где многие ученики обучаются и на музыкальном отделении, в этом году мы рисовали «Натюрморт с музыкальными инструментами».
В детской школе искусств у меня в одном классе обучаются дети разных национальностей, поэтому стараюсь привить детям толерантность, любовь и понимание особенностей разных культур.
Описание ведения работы: декоративный натюрморт, стилизация природных и бытовых форм
«Натюрморт с самоваром» выполняется на бумаге синих оттенков. Главным акцентом постановки является, чайник и чашка с характерным рисунком «Гжель» на красивом полотенце с кружевными краями. Это задает тон всей работе.
Данный натюрморт выполняется гуашью. Используемые материалы:
Лист бумаги А-2 (белый и цветной), копировальная бумага, карандаш, ластик, гуашь, кисти.
Работа в формате:
В начале работы необходимо сделать ряд эскизов и поисков, в которых будет решена задача компоновки предметов, их сочетаний друг с другом. Затем утверждённый эскиз переносится на цветной лист при помощи копировальной бумаги. Уточняем рисунок, обогащая деталями.
При рисовании, форма предметов может изменяться, так же как и количество предметов. Ученики могут сами добавлять детали, а так же разные фактуры и узоры. Проявлять свою фантазию. Когда работа в карандаше выполнена, начинается работа гуашью.
Для получения более эффектного изображения – необходимо варьировать толщину обводки. Главное обводится толстым контуром, а второстепенное — тонким. В старших классах обводкой пользоваться не обязательно. Затем начинается работа в цвете.
Здесь важно сочетать цвета гармонично, использовать определённую цветовую палитру, чтобы не получилось путаницы. Начинать лучше с крупных предметов, затем приступать к проработке деталей. После того как все предметы прорисованы, можно слегка проработать фон, заполнить пустые места. Фон должен быть нейтральным, но не пустым, некоторые места можно оставить цвета бумаги, тем самым создать особый колорит.
Результат работы зависит от творческих способностей учащихся.
В любом случае «Декоративные натюрморты», выполненные учениками получаются красивые и интересные, а главное это задание развивает творческое мышление.

Оставить комментарий