Responsive Ad Area

Share This Post

Дизайн / Мастер-классы / Методические рекомендации / Профессиональное училище / Статьи для по послевузовскому (дополнительному профессиональному) образованию и повышению квалификации для педагогов-художников / Художественная школа / Школа искусств

Разработка макета светильника на основе природных форм подводного мира

Разработка макета светильника на основе природных форм подводного мира
Автор — Екатерина Александровна Царева, преподаватель первой категории МБОУК ДОД «Детская художественная школа» г. Верхняя Пышма, Свердловская обл.
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей дополнительного образования, детских художественных школ отделения предпрофессиональной подготовки «Дизайн», по дисциплине «Дизайн-проектирование».
Возраст учащихся 14-15 лет.
Длительность выполнения проекта — 24 академических часа.
Проанализировав несколько программ по дисциплинам «Объемное моделирование» и «Дизайн-проектирование», я сделала вывод, что на протяжении всего курса учащиеся знакомятся с основами объемного моделирования, бумагопластики, выполняют различные задания по теме архитектуры, дизайна интерьера, графического дизайна, но индустриальный дизайн остается в стороне. А это очень интересная, богатая на эксперименты отрасль дизайна.
В 1969 году  Томас Малдонадо (член коллегии Индустриального дизайна) дал весьма ёмкое определение индустриальному дизайну: «Индустриальный дизайн — это творческая активность, имеющая цель улучшать внешние достоинства объектов, производимых в промышленности».
В нашем случае в качестве объекта для дизайн-проектирования был взят светильник. Этот предмет интерьера учащимся близок. Они понимают, как он технически устроен и как функционирует. Поэтому главная цель, которая была поставлена перед учащимися — разработать дизайн светильника и сделать рабочий макет.
В современном искусстве и дизайне существует большое разнообразие приемов и способов выражения авторской идеи. ПРЕДПРОЕКТНЫЙ АНАЛИЗ – это этап поиска аналогий и творческих источников, способных вдохновить художника или дизайнера на создание нового произведения.
Особое место и роль среди направлений поиска аналогий и творческих источников занимает живая природа. В качестве творческого источника для вдохновения были взяты природные формы подводного мира. Главная задача проекта (практического экспериментирования) – это не возможность получения результата точного копирования природных форм, а выработка единых приемов формообразования живых структур и объекта дизайна. А главная цель проекта – это создание гармоничной формы объекта.
ПРОЦЕСС ПРОЕКТИРОВАНИЯ делится на следующие этапы:
I. Биологический уровень.
Проектный анализ природной формы (работа с творческим источником, природным аналогом). Структурно-функциональный анализ внешнего и внутреннего пространства природной формы.
Задача для учащихся: подобрать 15 разных природных объектов, различных обитателей подводного мира, животные и растения. Источник: фотографии из интернета, энциклопедий и т.д.
II. Теоретический уровень.
Построение бионической структуры на основе природного аналога.
Конструктивная адаптация природного аналога в системе дизайн-проектирования.
(Обобщение формы, стилизация, поиск геометрических фигур, из которых состоит природная форма).

фото 1

Задача для учащихся: линейно-конструктивное построение природной формы при виде сверху, сбоку. Построение объемной фигуры в перспективе, учитывая особенности построения, симметрии природной формы. Формат А4. Количество 15 штук.
III. Технический уровень
1. Разработка эскизов
Варианты аналогового проектирования.
Поиск гармоничной формы для дизайн-проекта светильника.
2. Выполнение творческого эскиза.
Итоговый эскиз светильника.

фото 4

3. Выполнение технического рисунка.
Развертки для макета, продумывание технической стороны проекта, крепление к основе лампы с цоколем, шнура с выключателем и макета.
4. Художественное моделирование
Разработка рабочего макета светильника. Материал: бумага, клей Момент, деревянная основа для крепления макета и лампы (часть ламината, ДСП, фанеры), шнур с выключателем, лампочка на Е14 40 Вт, патрон с кольцом на Е14

фото 9

Работы учащихся:
«Staurozoa» Орлова Виктория, 15 лет
фото 10
«Voluta» Джавршян Сателия, 15 лет
фото 11
«Nautilus» Шафигуллина Аделина, 14 лет
фото 12
«Mimachlamys» Романцев Иван, 14 лет
фото 13
«Asteroidea» Рахматуллина Ангелина, 14 лет
фото 14
«Octopoda» Патрушева Ксения, 15 лет

фото 15

Этот проект, а именно процесс восприятия формы (макета) представляет собой способность человека мыслить абстрактными категориями, извлекая «полезную информацию извне» и адаптируя ее в реальный функциональный дизайн-объект.
Путь создания художественного образа идет от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. В этом и заключается путь познания реальности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Т. В. Белько. БИОНИЧЕСКОЕ ФОРМООБРАЗОВАНИЕ В ДИЗАЙНЕ. Поволжский Государственный Университет Сервиса, Тольятти 2013 г.

 

Share This Post

Leave a Reply

Перейти к верхней панели