Методика преподавания декоративной росписи акрилом (работа с декоративными материалами)

Методика преподавания декоративной росписи акрилом (работа с декоративными материалами)
Автор — Бурденюк Елена Валерьевна, преподаватель ГБУДО г. Москвы Краснопресненская детская художественная школа.
Учитель и ученик.БурденюкЕ.В. и Кондраткова Ксения 4кл.
КОНКУРСНАЯ РАБОТА: Всемирный конкурс рисунков и методик ART LESSON 
Всегда бывает интересно изучать новые материалы! Можно поиграть, поэкспериментировать! Но в художественной школе даже в младших классах экспериментируют с профессиональным подходом. Акрил – это удивительный материал! В четвёртом классе детской художественной школы по программе проходят декоративную композицию в круге. Для успешного выполнения программного задания необходимо глубокое понимание и тонкое ощущение связей и отношений элементов композиции для организации целостного, гармоничного взаимодействия элементов в композиции. Связи и отношения элементов композиции носят не механический, а эмоционально-чувственный, образный характер. В силу специфики возраста, учащимся было предложено задание создать роспись в круге и овале по мотивам древнегреческой вазописи. В классе учащиеся читали мифы, выбирали подходящих героев и сюжет. Основой для росписи могли послужить тарелочки или досочки. Когда определилась форма и размеры будущей росписи, на кальке, или любой тонкой бумаге начал рождаться сюжет. Необходимо было учесть силуэтно-линеарное решение композиции и выдержать стилистику, ритмически скомпоновать фигуры персонажей. Когда калька была готова, изображение переносилось с помощью копировальной бумаги на чёрную и коричневую бумагу. Теперь можно работать над эскизами в цвете, ориентируясь на чёрнофигурную и краснофигурную древнегреческую вазопись, впитывая лучшие традиции античного искусства. Цветовая палитра ограничена: чёрный, красно-коричневый, белый. Эскизы выполняются гуашью. Одно и то же композиционное решение в разной трактовке выглядит иначе. Поэтому, для разнообразия круглая и овальная композиции выполнялись одна – «чёрной», а другая «красной». Когда был сделан окончательный выбор, какое цветовое решение падёт на круг, а какое – на овал, наступил самый интересный для учащихся момент – роспись досок, знакомство с акрилом и другими современными материалами, позволяющими успешно решить поставленные задачи. Первый подготовительный этап представлял собой грунтовку и равномерное покрытие доски акрилом с помощью валика. После полного высыхания фонового слоя при помощи копировальной бумаги эскиз переносился на доску и сюжет вновь оживал. Для имитации старой потрескавшейся поверхности был использован специальный грунт и фацетный лак. После окончательного высыхания поверхность досочек можно затереть золотым порошком, чтобы ярче проступили трещинки. И самим авторам не верится, что они всё сами нарисовали. В руках у них старинное потрескавшееся блюдо с мифическими героями… Конечно, технологию древнегреческой вазописи повторить на занятии в четвёртом классе не возможно, но вообразить и домыслить можно многое. Тем более, что в этом помогают современные художественные материалы с необычными свойствами.
Конечно, трудно выделить кого-то одного из целого класса, но хотелось бы отметить одну ученицу, Кондраткову Ксению. Это удивительная девочка! Помимо художественной школы она занимается вокалом и играет на виолончели. Это – тонкая творческая натура, очень трудолюбивый и серьёзный не по годам человек. Ксения выбрала миф об Икаре. Сюжет трагический и совсем не простой в композиционной реализации. По условиям поставленной задачи можно было выбрать «красный» или «чёрный» фон, так как мы договорились имитировать древнегреческую вазопись. Ксения решила художественный образ на чёрном фоне, усилив, таким образом, драматизм сюжета. Она изобразила кульминацию мифа: воск, которым были склеены крылья, тает на солнце и крылья Икара рассыпаются у зрителя на глазах…

работа над эскизом-калькой.КондратковаК.

Ксения с тщательностью выполнила все нижеперечисленные этапы задания. В итоге в её готовой работе поразительным образом сочетается детская непосредственность и глубокое восприятие мифологического сюжета.
Методическая цель:
овладение композиционной организацией двухмерного пространства на основе создания отношений главного и второстепенных элементов в предложенном формате (в круге и овале).
Учебная задача:
построение двух композиций (в круге и овале), в каждой добиться доминирующей роли большего элемента, или группы элементов за счёт их композиционной организации на плоскости, ритмически подчинить изображение формату, используя линию и пятно на основе предложенной стилистической модели.
В ходе работы решались сопутствующие задачи:
освоение новых современных художественных техник и материалов;
использование декоративных свойств материалов как средства усиления выразительности;
освоение новых методик работы на основе классического художественного образования с учётом современных тенденций;
выполнение учебной программы;
развитие творческих способностей детей;
предоставление учащимся возможности дальнейшего творческого роста.
Используемые материалы
Чёрный, белый, оранжевый акрил Trition Solo Goya, прозрачный фацетный лак и грунт — всё немецкой фирмы C.Creull, золотой порошок, валик для трафаретов, синтетические кисти (круглые № 1, 2, 3 и плоские № 14), калька, копировальная бумага, цветная пастельная бумага, гуашь, бумажный скотч (для закрепления эскизов, кальки, копирки).
Когда определилась форма и размеры будущей росписи, на кальке или любой тонкой бумаге начал рождаться сюжет. Необходимо было учесть силуэтно-линеарное решение композиции и выдержать стилистику, ритмически скомпоновать фигуры персонажей.
Когда калька была готова, изображение переносилось с помощью копировальной бумаги на чёрную и коричневую бумагу. Теперь можно работать над эскизами в цвете, ориентируясь на чёрнофигурную и краснофигурную древнегреческую вазопись, впитывая лучшие традиции античного искусства. Цветовая палитра ограничена: чёрный, красно-коричневый, белый. Эскизы выполняются гуашью. Одно и то же композиционное решение в разной трактовке выглядит иначе. Поэтому, для разнообразия круглая и овальная композиции выполнялись одна – «чёрной», а другая «красной».
Когда был сделан окончательный выбор, какое цветовое решение падёт на круг, а какое – на овал, наступил самый интересный для учащихся момент – роспись досок, знакомство с акрилом и другими современными материалами, позволяющими успешно решить поставленные задачи. Первый подготовительный этап представлял собой грунтовку и равномерное покрытие доски акрилом с помощью валика. После полного высыхания фонового слоя при помощи копировальной бумаги эскиз переносился на доску и сюжет вновь оживал. Для имитации старой потрескавшейся поверхности был использован специальный грунт и фацетный лак.
После окончательного высыхания поверхность досочек можно затереть золотым порошком, чтобы ярче проступили трещинки. И самим авторам не верится, что они всё сами нарисовали. В руках у них старинное потрескавшееся блюдо с мифическими героями… Конечно, технологию древнегреческой вазописи повторить на занятии в четвёртом классе невозможно, но вообразить и домыслить можно многое. Тем более, что в этом помогают современные художественные материалы с необычными свойствами.
Используемая литература
Иллюстрированная мировая история. Греки. «РОСМЭН», М.,-1994 г.
О чём рассказали древнегреческие вазы. ГМИИ им. А.С.Пушкина. Мусейон. ИПЦ «Художник и книга». М., — 2006 г.
AT THE WORLD COMPETITION OF DRAWINGS AND TECHNIQUES ART LESSON
Methods of teaching decorative painting
(decorative materials)
Teacher State budget institution
additional education of Moscow
Krasnopresnenskaya art school for children
Burdeniuk Elena Valeryevna
Decorative painting with acrylics
Always interesting to learn new materials! You can play, experiment! But in art school, even in Junior high are experimenting with a professional approach. Acrylic – this is amazing stuff! In fourth grade the children’s art school under the program are decorative composition in the circle. For successful execution of software tasks requires a deep understanding and the feeling thin ties and relations of the elements of the composition for the organization of holistic, harmonious interaction of the elements in the composition. Communication and relationship elements of the composition are not mechanical, and emotionally sensitive, imaginative nature. Because of the specific age, the students were offered an assignment to create a painting in the circle and the ellipse based on Greek vase painting. In class, students read myths, choosing appropriate characters and the plot. The basis for the painting could serve as plates or planks. When it is determined by the shape and size of the future painting, on tracing paper, or any thin paper began to be born the plot. It was necessary to consider the silhouette-linear solution of the composition and can withstand the style and rhythm to compose the figures. When the tracing was finished, the image was transferred using carbon paper black and brown paper. Now you can work on sketches in color, focusing on black-figure and red-figure Greek vase painting, absorbing the best traditions of ancient art. The color palette is limited to black, red-brown, white. Sketches are done in gouache. The same composition in different looks different interpretation. Therefore, for a variety of round and oval compositions were performed: one «black» and the other «red». When was the final choice has been made, what color scheme will fall on the circle, and some on the oval, came the most interesting for students of the time – painting boards, introduction to acrylic and other modern materials, allowing to successfully solve the task. The first, preparatory phase consisted of a primer and uniform coating of acrylic Board using a roller. After complete drying of the background layer with the help of carbon paper sketch was transferred to the Board and plot revived again. To simulate the old cracked surface was used a special primer and crackle varnish. After final drying, the surface of the boards can be floated in a Golden powder that stood out brighter cracks. And the authors themselves do not believe that they have painted themselves. In the hands of these old cracked dish with mythical heroes… of Course, the technology of ancient Greek vases to repeat the lesson in the fourth grade is not possible, but to imagine and conjecture can be done. The more that help the modern art materials with unusual properties.
Of course, it is difficult to single out any one of a whole class, but I would like to mention one student, Kondratova Xenia. This amazing girl! Apart from art school, she does vocals and plays the cello. This is a subtle creative, very hardworking and serious beyond his years. Ksenia chose the myth of Icarus. The plot is tragic and it is not easy to compositional implementation. Under the terms of the task, you could choose «red» or «black» background, as we agreed to imitate ancient Greek vase painting. Ksenia decided artistic image on a black background, increasing, thus, the drama of the story. She portrayed the culmination of the myth: the wax, which were glued wings, melts in the sun and the wings of Icarus scattered to the viewer’s eyes…
Xenia care has fulfilled all of the following stages of the job. In the end, it is ready to work spectacularly combines childlike and profound perception of the mythological story.
Methodical purpose:
mastering of two-dimensional space the composite organization on the basis of creation of the relations of the main thing and minor elements in the offered format (in a circle and an oval).
Educational task:
creation of two compositions (in a circle and an oval), in everyone to achieve the dominating role of a bigger element, or group of elements at the expense of their composite organization on the plane, rhythmic to subordinate the image to a format, using the line and a spot on the basis of the offered stylistic model.
During work the accompanying problems were solved:
 development new modern art technician and materials;
 use of decorative properties of materials as means of strengthening of expressiveness;
 development of new techniques of work on the basis of classical art education taking into account current trends;
 implementation of the training program;
 development of creative abilities of children;
 granting to pupils of possibility of further creative growth.
The used materials
Black, white, orange TritionSoloGoya acryle, transparent facet varnish and soil — all of the German firm C.Creull, gold powder, the roller for cliches, synthetic brushes (round No. 1, 2, 3 and flat No. 14), a tracing-paper, a transfer paper, color pastel paper, gouache, a paper adhesive tape (for fixing of sketches, a tracing-paper, a carbon paper).
The used literature
 The illustrated world history. Greeks. «ROSMEN», M.,-1994 of.
 About what told Ancient Greek vases. Pushkin Museum of Fine Arts of A.S. Pushkina Museyon… IPTs «Artist and Book». M, — 2006.

Оставить комментарий