Responsive Ad Area

Share This Post

Живопись / Конкурс ART LESSON / Методические рекомендации / Художественная школа / Школа искусств

Работа над станковой композицией. Этапы работы

Работа над станковой композицией. Этапы работы
Автор — Чиркова Любовь Александровна, МБОУ ДОД «Завьяловская ДШИ», с. Заявьялово, респ. Удмуртия
Методика представлена на Всемирный конкурс рисунков и методик ART LESSON
Я, Чиркова Любовь Александровна, работаю педагогом 21 год, из них в ДШИ — 9 лет. Из общеобразовательной школы в художественную перешла сознательно, так как хотелось наблюдать рост учеников и видеть результат. Да и к 13 годам работы поняла, что деградирую, как художник. С тех пор прошло 9 лет и я ни разу не пожалела о своем выборе. За это время у меня было 5 выпускных классов. С 2012 года дети регулярно поступают в ССУЗы и ВУЗы, чтобы продолжить художественное образование.
Вот так в 2011 году ко мне пришла худощавая девочка ,лет 10, о которой и пойдет речь дальше. Бортникова Алина пришла в середине сентября, вслед за своей подругой, которая была во 2м классе, и заявила о своем горячем желании учиться в художественной школе. Тогда набора в первый класс не было и я собиралась ей отказать ,но посмотрев в ее большие черные глаза, сказать об этом не решилась . Так Алина стала «кандидатом».
4
Школа наша является Структурным подразделением районной ДШИ и своего здания у нас не было. Ютились в тесном кабинете для сольфеджио или с мольбертами в зрительном зале местного сельского клуба. Спасибо , руководство клуба относились к нам с пониманием, шли навстречу. Несмотря на такие условия, дети занимались с огромным желанием и удовольствием.
Мама Алины работала «за троих», так как воспитывала дочь одна и была очень рада, что девочка занята. С 1 января, по решению педсовета Алина стала официальным учеником художественного отделения. По характеру- общительная, веселая, но очень чувствительная девочка и критику переживала болезненно. Пришлось построить работу так, чтобы не было сильного разочарования от того, что ее умения и навыки сильно отличаются от умений и навыков 2-классников. Много работали индивидуально, что вскоре принесло свои плоды. Участвовали во многих конкурсах, но так получалось, что больше, чем, сертификат или благодарность за участие они ей не приносили. Алина стала раздражительной, грубой, не сдержанной. Ей казалось, что все вокруг к ней не справедливы. Постепенно начало пропадать желание и интерес к обучению. Я знала, что Алина очень любит танцевать и читать книги на историческую тему. По моему совету Алина стала заниматься в кружке народных танцев. Это ее захватило и отвлекло от серии неудач в изобразительном искусстве.
Время шло, и из «гадкого утенка» Алина превратилась в изящную хрупкую «белую лебедь». А тут как раз выпускной класс, настало время выбирать тему к итоговой композиции.
2.Методическая часть.
Начали с изучения образа жизни аристократии 18-19 века.
Ее привлекало барокко, балы, жизнь придворных и королевской семьи.
Предполагаемая тема: Русская аристократия 18-19 века.
Цель:
Всестороннее развитие учащихся.
Воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским сознанием, чувством патриотизма;
Воспитание любви к русской культуре, уважение к культурам других народов, обогащение духовного мира учеников, их жизненного и эстетического опыта.
Знакомство и осмысление культуры 18=19 века. Почувствовать эмоционально идеи и образы искусства этого периода.
Свободное и непосредственное вхождение подростков в современное общество через погружение в мир художественной культуры посредством общения.
Найти для себя что-то созвучное своему внутреннему миру, расширить горизонты своего восприятия.
Этого возможно добиться, работая над поэтапным созданием станковой композиции.
Ожидаемые результаты:
После завершения проекта учащиеся смогут-
Объяснить необходимость изучения культуры 18-19 века.
Самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и представлять ее в виде станковой композиции.
Строить устные и письменные высказывания в связи с изучаемыми произведениями искусства.
Формировать устойчивый интерес к искусству, к художественным традициям своего народа.
Формировать и развивать умения и навыки работы в выбранном материале изображения и техники.
Развивать в себе ответственность, креативность, любознательность, системность мышления.
3 . Теоретическая часть.
Сначала Алина увлеклась английскими аристократами и их образом жизни. Изучив свое генеалогическое древо, она выяснила, что возможно является потомком дворянского сословия. Это еще более подстегнуло ее в изучении этой темы. Важно было все: Когда появились, как одевались, где жили, чем занимались. У дворянства России был как рассвет, кульминация и закат. Изучив все стадии, решили остановиться на середине, когда у дворянства была масса льгот, что показалось Алине весьма привлекательным. Тут и родился сюжет композиции.
Образовалось два основных эскиза: «Чаепитие».
Изображены две роскошно одетые дамы за чаепитием и светскими беседами в саду родового поместья.
Обнаружилась серьезная ошибка в построении композиционного центра в формате. Из-за этого работа «развалилась» на две части.
Второй вариант- «Конная прогулка»
Изображена группа из трех человек верхом на лошадях. Совершают прогулку, любуясь окружающим пейзажем.
Этот эскиз стал основой для итоговой композиции.
1.Выбрав какими по внешнему виду будут главные герои, важно было придумать идею- действие, сюжет будущей композиции.
2.В зависимости от идеи выбрали формат-горизонтальный.
3.Затем- расположение героев в формате. Поиск композиционного центра. Выбрали способ: в центре, как наиболее отвечающий идее.
4.Очень важный этап- размер изображения.

1

Работа в цвете над эскизом «Чаепитие». Акварель, бумага.

2

Работа в цвете над эскизом «Конная прогулка». Цветные карандаши,бумага.
Так как захотелось отобразить красоту русского пейзажа, размер выбрали равнозначным с фоном.
5.Следующий этап- передача движения. Главные герои на лошадях, и поэтому движение передано при помощи «эффекта мультипликации». Это повторяющиеся движения ног скакунов и собак на первом плане. А также на втором плане- летящая по ветру, осенняя листва.
6. Цветовой контраст также выделяет главных героев на фоне пейзажа.
На эскизе собаки были в правом нижнем углу, решили перенести их вперед и дать главным героям ружья. Так у итоговой композиции сменилось название- « Особенности национальной охоты». Этому соответствует и изображенное время года.
Пришлось проработать и мимику героев. Позитивно настроенная компания отправляется полезно и приятно провести время, рассказывая по дороге веселые истории.
В конечном итоге материалом для композиции была выбрана гуашь, как наиболее часто используемая и близкая Алине.

5

Завершающий этап работы над композицией.

6

Готовая итоговая композиция. «Особенности национальной охоты». Гуашь, бумага.
Ученица и педагог.
На всю работу было выделено 15 часов.
На выбор темы, идеи- 3 часа
Предварительные эскизы- 3 часа
2 основных эскиза в цвете- 3 часа
Итоговая работа- 6 часов
4. Исследовательская работа.
Задумывая проект создания такой композиции, мне хотелось, чтобы втянувшись в процесс , Алина выросла духовно; приобрела положительные личностные качества;
Научилась поэтапно работать над созданием станковой композиции, осознавать важность каждого этапа.
Художественное образование- процесс непрерывного познания окружающей действительности человеком.
Это важнейший элемент в формировании и развитии гармонически развитой творческой личности.
В образовательной системе осуществляется поэтапное развитие процесса познание мира, включающее в себя дошкольное, начальное, среднее, вузовское и академическое профессиональное художественное образование.
Моя задача заключается в том, чтобы на своем этапе не дать затухнуть интересу развития художественного образования у учащихся. Это и приобщение учащихся к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства.
В ходе работы над композицией , встречались и трудности в изображении животных. Не хватало наблюдений (нужно будет уделить на пленэре этой теме больше внимания). Часто обращались за помощью к произведениям художников-анималистов: М. Ефремовой, В. Ватагина, М. Кукунова, Д.Никонова.
4 . Заключительная часть.
Полученный результат автора удовлетворил. По сравнению с первоначальной задумкой итог видоизменился, так как осуществлялась логическая цепочка действий, чтобы добиться наиболее оптимальных результатов, наиболее точно отражающих идею.
Результат проекта показал, что ряд выполненных задач приблизил нас к выполнению главной цели:
Всестороннее развитие учащегося, расширить горизонты своего восприятия.
Алина стала мягче, терпимее, ответственнее, любознательнее, появилась системность мышления.
5. список источников:
1. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов – Обн., 1996
2. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 1999
3. Гнедич П.П.Всемирная история искусств. – М., 1996
4. СD – Художественная энциклопедия зарубежного искусства. – М., 2004
5. CD – Орнамент. Электронная энциклопедия. – М., 2004
6. CD – История искусства. Электронная энциклопедия. – М., 2004
7. Марина Ефремова, 2009-2014
8. makereality.ru
9. Лаптев A.M. Как рисовать лошадь. М., 1953. с.155.

Share This Post

Leave a Reply

Перейти к верхней панели