Responsive Ad Area

Share This Post

Графика / Конкурс ART LESSON / Методические рекомендации

Станковая композиция. Иллюстрация к алжирской сказке

Станковая композиция. Иллюстрация к алжирской сказке
Автор – Руднева Нина Геннадьевна, преподаватель МБОУ ДОД «Детская художественная школа г. Орла»

фото с преподавателем

Методика представлена на Всемирный конкурс рисунков и методик ART LESSON
Меня зовут Руднева Нина Геннадьевна, мне 48 лет. Я являюсь преподавателем Детской художественной школы города Орла. Вот уже более лет 20 я учу детей видеть прекрасное вокруг, учу искусству цвета, композиции. Умению передавать свои мысли на бумаге. Создаваемые на уроках работы обучающихся способны передать их образ мышления, то, как они видят мир вокруг, выражают их чувства и эмоции от тончайших настроений и переживаний до сильнейших потрясений человека. Во многом этому помогает литература, яркая и образная. Помогающая раскрыть детскую душу ребёнка, помогающая передать мир красоты на листе бумаги.
«Творчество детей – это глубокая своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребёнка.
Сущность педагогического руководства трудом учащихся мы видим прежде всего в том, чтобы ни одно одухотворение трудом, ни одно творческое вдохновение не осталось одиноким огоньком» говорил В.А.Сухомлинский.
Надо отметить, что многие современные дети по-разному относятся к книге и вообще к чтению. Поэтому всегда, приятно появление в группе обучающихся тех девчонок и мальчишек, которые не только стараются и любят рисовать, но и много читают. А это, несомненно, обогащает их внутренний мир и делает интереснее и в творчестве и в общении. Я могу отнести себя к счастливым педагогам, потому, что на своём педагогическом пути мне встречалось много таких замечательных детей. И, как правило, они проявляют себя на предмете «Композиция станковая» образно и ярко. Легко находят главное в литературном сюжете и теме заданий на уроке.
«Ребята очень любят рисовать сюжетные рисунки. В сюжетном рисунке важно уметь сконцентрировать всё самое существенное. Умение выделить основные действующие лица и подчинить им все сопровождающие детали также является важным законом для композиции» — говорил К. Юон. И я с этим согласна.
Конечно, специально выделять одного ребенка из класса непедагогично, но мне бы лично хотелось познакомить Вас с одной из моих замечательных учениц – Кузиной Анастасией, ученицей 1 «Б» класса специальности «Живопись».
Насте совсем недавно исполнилось 12 лет. Как и многие ребята, до этого она посещала занятия подготовительного отделения нашей художественной школы, но занималась у другого педагога. И познакомились мы с ней только в 2013 году, когда она поступила в основную школу. Вместе с родителями выбрала специальность «Живопись», так как с детства любит работать творчески, а на этом направлении обучения был её любимый предмет «Композиция». Что и стало определяющим в выборе специальности для обучения.
Наше первое творческое знакомство произошло в сентябре 2013 года. И уже тогда Анастасия показала себя очень творческим и решительным ребёнком. Она легко выполняла композиционные поиски к любым темам, предложенным на уроках «композиции станковой», ей не составляло большого труда выбрать главное в композиции, но больше всего её работы отличало от других детских композиция то, что она искала образы из литературных произведений. Это и показало нам её отношение к литературе. И когда другие обучающиеся вспоминали сюжеты из путешествий с родителями или школьной жизни, то Настя предлагала фрагменты прочитанных книг, решающих заданные темы. И пусть это были сказки, фантастика или школьная программа, но они весьма точно решали заданную тему уроков.
автор с завершённой работой
Кузина Анастасия – очень спокойный, добрый и воспитанный ребенок. Внимательно относится к родным, уважает мнение старших. В классном коллективе со всеми ребятами у нее сложились хорошие и дружеские отношения. Она часто рассказывает о прочитанных книгах и пользуется уважением в классе.
На занятия всегда приходит вовремя, с большим желанием, с подготовленными инструментами и материалами. Настя следит за своим расписанием и отметками и творческими успехами. Она старается принять участие во всех конкурсах, проводимых в школе. И результаты не заставляют себя долго ждать. Настя собирает своё творческое портфолио. За время, которое мы знакомы, Анастасия приняла участие в восьми конкурсах разного уровня. Это и школьные, городские и международные конкурсы детского художественного творчества, в трех из них заняла призовые места.
С Анастасией сложились доверительные взаимоотношения «учитель-ученик»: она четко понимает, какие задачи перед ней ставят на занятиях, прислушивается к советам, грамотно ведет работу над предложенными композиционными задачами. Если ей что-то не понятно или что-то не получается, то она спокойно спрашивает у преподавателя совета и выполняет его. На каждую предложенную тему у Насти всегда множество композиционных решений. Остаётся только выбрать наилучший вариант. С такими детьми работать одно удовольствие! При появлении объявлений о каком либо новом конкурсе у Насти только один вопрос: «Сколько время на выполнение работы?»
Итоговым заданием полугодия по предмету «Композиция станковая» является конкурсная композиция. В этом задании обучающиеся могут выбрать любой из объявленных конкурсов в школе. Поэтому, когда мы узнали о новом конкурсе иллюстраций Алжирских сказок, то у меня сомнений не было в том, что именно Анастасия решиться выполнить такую работу. Но настаивать не в моих правилах. Я стараюсь предложить участие в конкурсе так, чтобы обучающийся не чувствовал, что его заставляют что то делать , чтобы ему самому понравилась тема конкурса и появился свой вариант для выполнения работы. А вот тут уже и я рядом, помогу, подскажу, поддержу. Так всё и вышло. Мы устроили чтение предложенных Союзом педагогов художников Алжирских сказок для иллюстративного конкурса. Это сказки о добре и взаимовыручке, о хитрости и глупости, о находчивости и простоте героев. И конечно иносказательные сказки, где главным героем являются животные. И Настя, одна из первых решила поучаствовать в этом конкурсе.
Но параллельно этому конкурсу шёл конкурс «Art-lesson» Так мы и решили сделать свои работы и поучаствовать сразу в двух конкурсах.
Итак, заданием к творческой работе Анастасии Кузиной стало выполнение иллюстрации к выбранной ею Алжирской сказке «ОСЁЛ И ВЕРБЛЮД».
Возможно, причиной такого выбора стала любовь Насти к животным и не только домашним. При работе с иллюстрацией необходимо точное выполнение сюжета по описанию. Сказка чужой страны требует знания природы, животного мира, а также костюма народа той страны. Поэтому первым этапом стало знакомство с животными, участвующими в сказке – верблюд и ослик. Было пересмотрено множество фотографий этих животных, чтобы понять, как они выглядят, двигаются какой окраски.
Текстовой фрагмент, выбранный Анастасией, был началом сказки:
«Осёл и Верблюд убежали от своего хозяина. Шли они, шли и пришли в зелёную долину, где журчали ручьи, пышно росла сочная трава, кустилась альфа и цвел тамариск.»
Главными персонажами стали Верблюд и ослик, пришедшие на просторную поляну. И немного удивлённые окружающей их красоте.
По условиям конкурса иллюстрации на конкурс могли быть выполнены в графическом и цветовом решении. Но так как Настя любит графическое решение, то и технику исполнения мы выбрали соответственную. Это гелиевая ручка с небольшой тонировкой акварелью.
Основная цель задания, помимо участия в конкурсе, совершенствование навыков ведения композиционной работы, с выделением центра композиции в двух плановом пространстве.
Как известно, выделить главный предмет композиции можно различными способами: размером, тоном, размещением на картинной плоскости, проработанностью элементов. Все эти знания и использовала Анастасия в своей работе.
Итак, теперь давайте поговорим подробнее об этапах создания творческой работы.
Работа над композицией началась с выбора сюжета, формата и техники исполнения. Так как иллюстрации часто выполняются в формат книжной страницы, Анастасия выбрала альбомный формат, развернув его в горизонтальное положение, для передачи простора поляны, на которую прибежали персонажи сказки. Затем она сделала быстрый набросок композиции в разных форматах карандашом средней твердости, чтобы выбрать размер изображения и положение предметов в формате. Затем начался следующий этап работы – выполнение подготовительного рисунка. Здесь и помогли просмотренные фото верблюдов и осликов.
2 этап работы – начало работы в выбранном материале. Так как задание планировалось выполнить с тонировкой акварелью, Настя в начале работы в цвете избавилась с помощью ластика от лишних линий построения и прошла лёгким тоном коричневой акварели по земле, спинке ослика и горам, усиливая тон гор по необходимости, до желаемого результата. Это сделало возможным большую концентрацию внимания на главных персонажах.
3 этап работы: – начало работы гелиевой ручкой стал возможным при полном высыхании листа, после акварельного слоя. Так как гелиевая ручка лучше рисует на горизонтальной плоскости, мы нашли возможность работать не за наклонённым мольбертом.
4 этап работы: Следующий шаг в творческой работе – продолжение работы в графике. В первую очередь, Настя начала с главных героев иллюстрации, которых выделила тонально и размером на своём листе. Размещённые в центре листа эти два персонажа были проработаны графической фактурой передающей мех животных, их разницу в окраске.
5 этап работы: Следующим этапом стало графическое решение поляны и гор вокруг главных героев сюжета.
6 этап работы: Заключительный этап работы – проработка деталей первого плана. Для этого понадобилась гуашь белого цвета, чтобы выделить белым цветом вершины гор и белые цветы первого плана.
Проверка цельности работы, его пространственного решения и выявления центра композиции оставила довольным автора работы и преподавателя.
В целом, работа над исполнением этой работы заняла три урока (примерно 2 часа 15 минут). Нужно сразу отметить, что это был первый опыт работы смешанной техники гелиевой ручки с акварелью моей подопечной. Поэтому мы остались довольны результатом проделанной работы. И работа стала участницей конкурса иллюстраций Алжирских сказок.
Работа получилась цельной, завершенной, с акварельной легкой прокладкой тона. Настя потратила на творческую работу всего один рабочий день, так как работала быстро с интересом. Она выразила своё отношение к понравившейся сказке. «Выражая себя, человек растёт» говорила Н.К. Крупская. Выходит, мы ещё немного выросли.
В ходе работы Анастасия совершенствовала навыки ведения работы над иллюстрацией, познакомилась с новой для неё, смешанной техникой. И таким образом, главная цель этой творческой работы была решена. А значит, все получилось!
Список использованной литературы:
Б.М. Неменский. Мудрость красоты. Москва, 1981 г.
Н.И. Кучер и А.М. Лавров. Родники прекрасного. Москва, Просвещение, 1983г.
Н.М. Сокольникова. Основы композиции. Обнинск, Издательство «Титул» , 1996 г.

Share This Post

Leave a Reply

Перейти к верхней панели