Responsive Ad Area

Share This Post

ВЫСШАЯ ШКОЛА / КВАЛИФИКАЦИЯ / Конференции / Методические рекомендации / Педагогический ВУЗ / Профессиональное училище / Статьи для по послевузовскому (дополнительному профессиональному) образованию и повышению квалификации для педагогов-художников / Творческий ВУЗ

Экспертная оценка работы VIII Открытой научно-практической конференции в области художественного образования детей «АртЕкатеринбург-2014» по направлению «Изобразительное искусство»

Экспертная оценка работы VIII Открытой научно-практической конференции в области художественного образования детей «АртЕкатеринбург-2014» по направлению «Изобразительное искусство»

Автор — Манерова Елизавета Юрьевна, профессор кафедры «Искусство интерьера» ФГБОУ ВПО «УралГАХА», председатель секции декоративного искусства Свердловского регионального отделения «Союз художников России»

28 октября 2014 года на площадке МБОУК ДОД ДХШ № 1 имени П.П.Чистякова состоялось заседание VIII Открытой научно-практической конференции в области художественного образования детей «АртЕкатеринбург-2014» по направлению «Изобразительное искусство».
В работе площадки конференции приняли участие руководители и преподаватели детских школ искусств города Екатеринбурга и других городов Свердловской области, представители профильных ВУЗов города Екатеринбурга, представители Управления культуры Администрации города Екатеринбурга.
На конференции были проанализированы организационно-содержательные условия реализации в ДШИ города Екатеринбурга дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы (далее ДПОП),
«Декоративно-прикладное творчество» подведены итоги первого года работы по этой программе, обсуждены дальнейшие перспективы развития системы художественного образования детей в связи с вступлением в силу Федерального закона№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и принятием федеральных государственных требований (далее – ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации ДПОП в области искусств.
Предложенные докладчиками темы для обсуждения охватили достаточно широкий круг проблем, возникающий при работе с учащимися ДХШ и ДШИ по разделу ДПИ.
Значение мероприятия и актуальность обсуждаемых тем бесспорны.
Большое количество участников тому подтверждение. Но, к большому сожалению, очень немногие школы выбрали направление «Декоративно-прикладное творчество». Возможно, существует ряд объективных причин не позволяющих внедрить и развивать ДПТ в учебных программах ДХШ и ДШИ.
Проблема композиции, ее закономерности, приемы, средства выражения и гармонизации всегда были и остаются актуальными для художников, архитекторов, музыкантов, то есть всех тех, кто занимается творчеством, тем более для тех, кто работает с детьми, обучая их изобразительной грамоте.
«…Композиция существует с момента, когда предметы начинают изображаться не только ради них самих, но для того, чтобы их внешний вид передал отзвуки, которые они вызвали в нашей душе» — говорил П. Руссо.
А Леонардо да Винчи сказал, что «…Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и суждениям глаза, подобен зеркалу, которое отражает противопоставленные ему предметы, не обладая знанием их».

 

Знание основ композиции, влияющее на развитие творческой личности, должно закладываться еще в детстве. Оно формирует элементарную гармоничность восприятия произведений искусства. А ведь «человеку необходимо искусство, то есть бескорыстная, облагораживающая душу страсть» [Ле Корбюзье]. Его роль в формировании личности очень важна. Не только труд, но и искусство создает человека.
Имея большой опыт педагогической работы с детьми в ДХШ, и продолжая, работать уже со студентами УрГАХА по тому же направлению считаю, что в новых стандартах предпрофессиональной подготовки учащихся нужно не только сохранять, но развивать декоративно-прикладное творчество. Уровень детского творческого мышления очень близок к абстрактному или декоративному искусству. Дети быстро и легко рисуют плоскостно (декоративно). А многие законы построения декоративной композиции просто замечательно усваиваются детьми. Профессионалы преподаватели-художники могут подтвердить, что законы организации картинной плоскости в изобразительном искусстве едины.
Наилучший результат обучения композиции, можно получить в раннем возрасте, воспользовавшись легкостью понимания и усвоения детским разумом законов построения декоративной композиции на простых упражнениях и работах в разнообразных техниках ДПИ. Этот опыт не только поможет преподавателям во время обучения детей, но разнообразит фонд выставочно-конкурсных работ.
На многочисленных выставочных площадках состязаются преподаватели-художники и их ученики. С гордостью подчеркну, что работы, выполненные в материале (батики, гобелены, керамика, фьюзинг и др.) всегда подкупают своей «сделанностью» и дополнительными эффектами, которыми каждый вид ДПИ отличается. Но самое главное они остаются детскими по своему виду и сюжету. И тут-то возникает необходимость понять и руководителям и преподавателям школ, идущим по направлению ДПТ о большой ответственности не извратить суть и значение декоративной композиции. Многие работы детей вызывают чувство умиления, как красиво и ярко сделан «Батик», а по сути, преподаватель сам умеет только расписывать «цветы» или «пейзажи», а надо смотреть глубже в суть проблемы или задачи. Надо учить и преподавателя и ребенка декоративной композиции — она ДРУГАЯ и живет особой жизнью. Смесь жанров (станкового и декоративного) и способов изображения (плоскостного и объемно-пространственного) не является чем-то новым и современным в искусстве, это просто приводит к появлению непрофессиональных работ. Совсем недостаточно просто владеть приемами росписи тканей или приемами обжига стекла, надо иметь знания и опыт в декоративной композиции.
Основной вывод напрашивается такой — надо всем нам работать над повышением уровня художественной подготовки преподавателей, постоянного роста и совершенствования знаний в области декоративного искусства. По итогам конференции хочется отметить, что интерес к обучению и повышению квалификации у преподавателей ДПТ есть, но самих специалистов очень мало.
И еще хочется добавить о том, что зачастую увлекаясь чем то «интересным», «красивым», «модным» мы забываем о детях. Результат обучения ребенка – это не то, что висит на выставке, а то, что осталось в его голове и душе. Что он понесет дальше в своей жизни, и как главная цель он станет «Художником», или просто культурным человеком с умением жить и ориентироваться в огромном мире под названием «Искусство».

 

Share This Post

Leave a Reply

Перейти к верхней панели