Responsive Ad Area

Share This Post

Декоративно-прикладные искусства / Изобразительные искусства / Конкурс ART LESSON / Методические рекомендации / Роспись по стеклу

Урок по изобразительному искусству в ДХШ на тему: «Роспись по стеклу»

Урок по изобразительному искусству в ДХШ на тему: «Роспись по стеклу»
Автор – Скворцова Леана Александровна, преподаватель МБОУДОД «Гагаринская ДХШ» МО «Гагарински район» Смоленской области

первое фото статьи

Методика представлена на Всемирный конкурс рисунков и методик ART LESSON
«Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, но в том, чтобы ее выражать» О. Бальзак
Вступление.
Меня зовут Леана Александровна. Я педагог первой квалификационной категории. Мне 25 лет. Четвертый год преподаю в МБОУДОД «Гагаринская ДХШ». Я считаю, что дети, талантливые в области изобразительного искусства – это не только будущие художники, это культурное достояние нашего общества. И задачей художественной школы является эстетическое, нравственное воспитание, художественное образование детей, выявление и расширение творческого потенциала с целью личностной реализации в окружающем мире.
В обучении изобразительному искусству я вижу большую воспитательную силу, особенную роль отвожу патриотическому воспитанию. Считаю, что прослеживать эту нить нужно как на уроках истории изобразительного искусства, так и на других занятиях, где учащиеся могут себя творчески реализовать.
На занятиях композицией и декоративным искусством я поднимаю важные и актуальные темы. Мы с учениками создаем работы, направленные на патриотическое воспитание (военные, исторические, образы героев нашей Родины, важные этапы в истории родного города, образы России, красота родной природы), нравственное воспитание (добрые дела, семейные сцены), эстетическое воспитание (иллюстрации сказок, стихотворений, былин, отражение прекрасного в окружающем мире).
итоговое фото
В этом году я впервые взялась за классное руководство и хочу познакомить вас с одной талантливой ученицей, серьезной, вдумчивой, которая берется за задачи любой сложности и достойно их выполняет. Лилии Себейкиной 11 лет. Она учится в первом классе нашей художественной школы. С самого начала Лилия зарекомендовала себя ответственной и способной ученицей. Ее работы отличает аккуратность, внимательность и любовь к искусству. Когда мы узнали о конкурсе ART LESSON, из множества тем, техник и приемов нам нужно было выбрать те, которые были бы наиболее выразительными и увлекательными. Мы решили остановиться на росписи по стеклу, которой Лилия до этого еще не занималась, но очень хотела попробовать.
Методическая часть.
Наш урок посвящен художественной росписи по стеклу. Роспись по стеклу является очень интересным видом декоративного искусства с большими творческими возможностями.
Цель урока – эстетическое воспитание, создание условия для развития личности и творческой самореализации ребенка средствами обучения искусству росписи по стеклу.
Задача — обучение основам декоративной композиции, техническим возможностям росписи по стеклу.
Определившись с техникой, нам нужно было выбрать сюжет. И он родился сам собой! Как я уже говорила, большое внимание мы уделяем воспитанию любви к Родине и к природе родного края. А зима в этом году выдалась на редкость красивая, каждая веточка была покрыта серебристым инеем. Природа выглядела поистине сказочной и волшебной.

второе фото статьи

Невольно вспомнились строки стихотворения Ф. Тютчева:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит
Мы никак не могли пройти мимо такого великолепия и решили изобразить
зимний лес, показать красоту русской природы.
Творческая часть
Нам понадобится стекло в раме, витражные краски, контуры для работы по стеклу, кисти, палитра, зубочистки, ватные диски и обезжиривающий раствор.
Но прежде чем приступить к работе в материале, необходимо выполнить композиционные, цветовые и стилевые поиски. В процессе работы мы знакомимся с термином «Стилизация». Стилизация – это декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов, упрощения рисунка и формы, цвета и объема.
Стилизация необходима нам при работе над произведениями декоративного искусства. Этот прием издавна использовали мастера ДПИ. Мы на нашем уроке будем стилизовать природные формы.
В зависимости от того, в каком материале будет выполняться работа, один и тот же предмет можно стилизовать по-разному. Перед вами упражнение, когда дерево стилизовано под технику батика, витража и гобелена.
Примеры графических упражнений по стилизации природных форм, которые мы выполняем со школьниками. Примеры цветовых композиций, направленных на стилизацию природных форм.
Поскольку мы с Лилей решили изобразить зимний лес, нам нужно было стилизовать деревья и кустарники. Стояла задача, сохраняя привычные очертания, придать природе сказочною красоту, выразительность, найти ритмическую основу изображения. Нам пришла идея использовать в композиции элементы морозных узоров на стекле.
1. Из большого количества поискового материала, эскизов и зарисовок, выполненных Лилей, мы выбрали вот такую интересную композицию.
2. Следующим шагом было выполнение работы в цвете. Лилия очень вдумчиво, внимательно и кропотливо создавала образ зимнего леса, подбирала приятные, гармоничные цветовые сочетания.
3. Третий этап работы заключался в переносе изображения на стекло. Для этого нам необходимо обезжирить поверхность.
Под стекло подкладываем лист бумаги и наносим контурный рисунок. Следим, чтобы контур был замкнутым, иначе краска растечется).

7

4. Когда контур высохнет (а это может занять до трех часов), начинаем заполнять рисунок краской. Прежде чем нанести цвет на стекло, краски смешиваем. (В качестве палитры можно использовать пластиковые емкости для кубиков льда, если их нет, подойдут пустые коробки от шоколадных конфет). Закрашиваем фрагменты, начиная с крупных.
Теперь нам может пригодиться зубочистка. При нанесении краски иногда появляются пузырьки, которые нужно прокалывать, чтобы после высыхания на этом месте не образовались дырочки.
5. Когда роспись завершена, даем изделию высохнуть (для этого должно пройти не менее суток).
После высыхания закрепляем рисунок специальным защитным лаком.
Наша работа готова! Вот так по — разному она смотрится на светлой стене и на темном фоне. Конечно, работа несколько отличается от эскиза, но это особенность материала. На прозрачное стекло и краски влияет тон поверхности, на которую повешена картина. Таким образом, в зависимости от настроения, мы можем любоваться зимним днём или зимним вечером. Вот такая универсальная картина у нас получилась!

10

Исследовательская часть.
В обучении изобразительному искусству я вижу большую воспитательную силу, призванную развить человека как эстетически, так и духовно, привить ему культурные ценности и моральные принципы.
Цель моей педагогической системы — создание условий для развития личности ребенка, приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям; профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.
В процессе обучения я стараюсь решить проблему реализации воспитательной функции искусства, гармоничного и полного раскрытия творческих способностей ребенка, развития воображения учащегося.
Моя методическая система направлена на формирование ценностного отношения к художественному творчеству, к культуре, на воспитание подрастающего поколения через искусство, на уважение к культуре, искусству и природе как родной страны, так и других народов мира.
Заключительная часть.
Мы с Лилией остались довольны полученным результатом. Конечно, мы столкнулись с некоторыми трудностями, в первую очередь это было связано с особенностью материалов. Для Лилии это был первый опыт работы с витражными красками. Эскиз выполнялся гуашью и получился мягким и нежным, а витражные краски яркие и сочные. Поэтому работа вышла чуть более контрастной и насыщенной. Но главная наша цель достигнута – ученица познакомилась с техническими возможностями росписи по стеклу, и у нас получилось показать сказочную красоту зимнего русского пейзажа (итоговое фото)
Список литературы:
1. Стармер А. Цвет. Энциклопедия. Арт-Родник, 2007

Share This Post

Leave a Reply

Перейти к верхней панели