Responsive Ad Area

Share This Post

Декоративно-прикладные искусства / Детская студия / Дом творчества / Композиция / Конкурс ART LESSON / Методические рекомендации / Общеобразовательная школа / Роспись по ткани / Художественная школа / Школа искусств

Выполнение декоративного панно в технике ручной трафаретной росписи ткани

Выполнение декоративного панно в технике ручной трафаретной росписи ткани
Автор – Каверзнева Елена Николаевна преподаватель МБОУДОД «Детская художественная школа г. Орла»

Каверзнева Елена Николаевна

Методика представлена на Всемирный конкурс рисунков и методик ART LESSON
Вступительная часть.
Меня зовут Каверзнева Елена Николаевна. Более12 лет я работаю преподавателем в Детской художественной школе г. Орла. Имею высшую квалификационную категорию. В 1997 году закончила Орловский Государственный университет, защитив диплом по живописи на «отлично». С годами стала увлекаться декоративно-прикладным искусством, определив для себя направление в работе – художественная роспись ткани «Холодный батик». Мною разработаны авторские программы дополнительной предпрофессиональной программы «Декоративно-прикладное творчество», общеразвивающие программы по предмету «Работа в материале», художественно-эстетического развития для обучающихся детской художественной школы. Все свои знания и любовь к изобразительному и декоративному искусству стараюсь передать своим обучающимся, многие из которых являются участниками международных пленэров, победителями конкурсов детского творчества как по направлению «Живопись», так и в номинациях декоративно-прикладного искусства,.
Являясь преподавателем подготовительного отделения школы, многие из моих обучающихся поступают в 1 класс на обучение по программе декоративно-прикладного искусства. С одной из таких учениц я хочу вас познакомить.
Каверзнева Е Н и Кошелева Анастасия
Кошелева Анастасия поступила в «Детскую художественную школу г. Орла» на подготовительное отделение в 2012 году. С первых же занятий она обратила на себя внимание аккуратностью в работе, кропотливым отношением к любому учебному заданию. По всем предметам учебного плана у Насти только «пятерки». Но всегда самым любимым предметом для Насти была «декоративно-прикладная композиция». И когда наступило время определить с родителями, по какой программе Настя пойдет обучаться, ответ был очевиден – программа «Декоративно-прикладное творчество». С успехом сдав экзамены в 1 класс, она стала готовиться к обучению в художественной школе, готовить материалы для художественной росписи ткани. Сейчас Кошелева Анастасия – обучающаяся 1 класса дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Декоративно-прикладное творчество» 5 лет обучения. Почти весь мой первый класс — обучающиеся, прошедшие обучение на подготовительном отделении школы, все они подготовлены к школе, знакомы с основными понятиями и терминами, используемыми в изобразительном искусстве, грамотно организуют лист, владеют кистью и карандашом, но самое главное – все они прекрасно трудятся, поэтому работать с таким классом очень интересно. Учебная программа «Работа в материале», по которой обучается Настя, написана мною, где обучающимся в течение пяти лет предстоит освоить художественную роспись ткани «Холодный батик». Задания программы первого класса первого полугодия предполагают первое знакомство обучающихся с красителями, тканью.
Методическая часть.
Изучив технику узелкового батика, обучающиеся приступают к дальнейшему изучению учебного материала – трафаретной росписи ткани. Простота и доступной этой техники позволяет работать с обучающимися любого возраста.
Люди используют трафареты уже очень давно. Искусство трафаретной печати своими корнями уходит глубоко в прошлое человечества — на десятки тысяч лет. Нанесение узоров по трафарету использовались такими великими цивилизациями, как египетская и греческая.  На протяжении тысячелетий мастера по текстилю украшали ткани этим способом, превращая их в произведения искусства. Современное машинное производство привело к тому, что трафаретная роспись стала редким искусством.
Но сейчас трафаретная роспись снова становится одним из любимейших видов декоративного искусства.
3 (1)
Тема задания, которое предстоит выполнить Насте – «Выполнение декоративного панно в технике ручной трафаретной росписи ткани».
Основная цель задания — Использовать и закрепить практические навыки трафаретной росписи ткани для выполнения художественных работ. Это задание – контрольное по этой теме. На предыдущих уроках Анастасия с остальными обучающимися познакомилась с ручной трафаретной росписью ткани, её технологическими особенностями выполнения. Обучающиеся выполнили несколько заданий в этой технике: сначала произвели печать на ткани с помощью трафаретов в один слой. Затем познакомились с послойным наложением цвета, выполнив двух и трехцветную печать. Обучающиеся научились преобразовывать рисунок для печати, раскладывать его на трафаретные слои. При выборе тематики композиции мы обращались к русским лубочным картинкам – преобразовывали рисунки следующих лубков «Кот казанский, ум Астраханский», «Коза и медведь», и др.
Декоративный фольклор дает ребенку образы, близкие ему, которые обладают яркостью внешнего вида, простотой и выразительностью формы, доступность исполнительской техники, где главный герой выделен более крупным изображением  (в этом – и близость к детским рисункам).
Кроме лаконичности и простоты изображаемого, русский лубок нас привлек своим сказочно-декоративным характером: богатыри, шуты, реальные и фантастические звери и птицы, Алёша Попович, Илья Муромец.
Теперь обучающимся предстояло самостоятельно выбрать тематику контрольной работы. Кто-то из обучающихся при выборе композиции обратился к народной вышивке, создавая трафаретные композиции, Настю Кошелеву воодушевил на создание контрольной работы герой русской волшебной богатырской повести Бова Королевич, ведь вплоть до н. ХХ в. в России лубочные сказки о Бове Королевиче выходили сотнями изданий.
Знакомясь с былинами, легендами, дети видят образы героизма, патриотизма, справедливости и смекалки, которыми наделены герои литературных произведений, люди, на которых хотелось бы быть похожими. Вот и Настя, увлекшись русским лубком, познакомилась с новым для неё литературным героем – Бовой Королевичем, его качества Анастасии очень понравились и побудили воплотить чувства и мысли в собственном изделии.

1

Творческая часть:
Для работы нам необходимо: ткань, акриловые краски для ткани разных цветов, щетинистые кисти разного размера: №2, 5, 7, линейка, карандаш, газеты, подготовительный рисунок.
Первый этап. Выполнение рисунка.
Работу начинаем с выполнения рисунка будущей композиции. После поисков композиции приступаем к выполнению рисунка на основном формате. Контур рисунка должен быть четким, понятным, не должно быть лишних деталей, работа строится от силуэта. Главный герой изображается в центре листа, нет никаких планов и мелких деталей, т.к. в дальнейшем их будет затруднительно вырезать и печатать по трафаретам с мелкими элементами.
Второй этап: Выполнение трафаретов для печати.
Теперь предстоит один из самых ответственных моментов – выполнить трафареты по готовому рисунку. Этому предшествует предварительная эскизная работа – необходимо определить, сколько трафаретных слоёв будет в работе, как будут распределены цветовые пятка в композиции. Этот выбор с каждым обучающимся делается индивидуально, уже на стадии определения композиции выполнения рисунка, ведь у каждого обучающегося свои индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать. Очень важно на этом этапе работы выбрать цвет фона — это главный цвет, с которым будут взаимодействовать другие цвета будущей композиции. Анастасия решила, что трафаретных слоев в её композиции будет шесть, фон — цвет небеленого холста, и смело взялась за дело.
Так как мы выполняем композицию по мотивам лубочных картин, то обязательным является наличие черного контура. Анастасия распределила трафаретные слои следующим образом: зеленый, золотой, красный, белый, желтый, черный.
Третий этап: Набивка рисунка кистью. Первый оттиск.
Настя определила, что первый цветовой слой в её композиции будет зеленый,
поэтому начинаем печать с трафаретного слоя для зеленого цвета. Но прежде размечаем внизу ткани линию, которая будет ориентиром при накладывании трафаретных слоев. Специфика трафаретной росписи в нанесении очень тонких слоев краски. Если краски взять много, она будет затекать за трафарет и испортит рисунок. Поэтому, обязательно необходимо убедиться в том, что набрали кистью как можно меньше краски. Вытираем излишки, в случае необходимости, о бумажное полотенце .
Краску наносим вертикальными движениями. Перемещаем кисть перпендикулярно к поверхности, начиная от краев границ трафарета и перемещаясь к его центру. После того как заполнили краской все прорези трафарета, убираем трафарет на новое место и даем просохнуть краске. Если краски взяли правильное количество, то краска высыхает почти мгновенно, поэтому через небольшой промежуток времени можно наносить последующие слои.
Четвертый этап: Набивка рисунка кистью. Наложение второго цветового слоя.
Выполняем печать второго трафаретного слоя золотой акриловой краской для ткани. Не забываем подложить под ткань старые газеты, бумагу, так как краска должна пропитать ткань. При этом не забываем прикладывать трафаретный слой на ориентирную линию, прежде чем начать печать по ткани. Настя внимательно следит за тем, чтобы трафаретные слои сошлись правильно и рисунок не нарушился. Продолжаем печать от краев границ трафарета к центру. Настя старается наложить краску так, чтобы сразу закрыть все участки все видимые точки. Не нужно бояться, что краска протечет на изнаночную сторону, просто бумагу, которую вы подложили под ткань, необходимо почаще менять.
Пятый этап: Набивка рисунка кистью. Наложение последующих цветовых слоев: красного, белого, синего, желтого.

5 (1)

 

Выполняем печать трафаретных слоев акриловой краской для ткани красного, белого, синего, желтого цвета. Так как появляются более мелкие детали, используем жесткой щетинные кисти разного размера. Работаем в той же последовательности от края к центру.
Шестой этап. Завершение печати.
Последним, объединяющим всю композицию, идет трафаретный слой черного цвета. Контур линий у этого слоя тонкий, где-то совсем пропадает, поэтому на этом этапе необходимо быть предельно собранным и аккуратным. Настя использует для этого трафарета самую маленькую щетинную кисть. Краски берется как можно меньше, чтобы она не затекла под трафарет, ведь одно малейшее движение, и работа может быть испорчена. Черную краску трудно перекрыть другим цветом, по этому сначала печатаем почти сухой кистью, убираем трафарет, внимательно проверяем, в каких местах необходимо усилить цвет и завершаем работу. Вернув трафарет в исходное положение, наносим еще один слой краски повторно.

Кошелева Анастасия

Седьмой этап. Оформление панно.
Наше панно готово.
Мы не забываем, что при работе над композицией Настя брала за основу русские традиции, лубочные картины. А главная задача лубка — украсить дом. Поэтому приступаем к оформлению края декоративного панно. Мы обшили край ситцем красного цвета, еще больше приблизив работу к стилистике лубочных картин. Анастасия осталась очень довольна выполненной работой, решив подарить панно своей маме, которая так её поддерживает в решении заниматься изобразительным искусством.
Исследовательская часть:
Ошибки – часть творческого процесса, которые надо не бояться исправлять. Ошибка начинающих при работе с трафаретами это использование слишком много или слишком мало краски. Если краска подтекает под трафарет, значит ее слишком много. Для предотвращения этого дефекта необходимо удалить излишки краски с кисти о бумажное полотенце. Если рисунок получается слишком бледным, необходимо следить за тем, чтобы кисть во время работы все время оставалась в краске. Все эти рекомендации по технологии Анастасия внимательно выслушала и приняла к сведению уже с первой работы в технике трафаретной росписи, поэтому таких ошибок у неё в этой работах не было. Единственное, мы немного отошли от первоначальной композиции, добавив облака. Они уравновесили нашу композицию и оживили серый цвет фона.
Заключительная часть: На работу у нас ушло 4 академических часа по 45 минут. Работу Настя выполнила очень аккуратно, с поставленными задачами она прекрасно справилась. В дальнейшем Анастасия Кошелева планирует выполнить еще ряд работ в этой технике, усложнив композицию, добавив орнамент при разработке одежды героев.
Список использованной литературы:
1. Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе. – ИМ.: Просвещение, 1990 г.
2. Елпатьевский С.Я. Ярмарочные картинки // Русское богатство, 1886, №12.
3. Институт русской цивилизации имени митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна — http://www.rusinst.ru/
4. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. – М., 1981.
5. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция, М. «Владос», 2006 г.
6. Снегирев И.М. О лубочных картинках русского народа. — М., 1844.
7. Траудэл Хартэл. Ткань и краска. Шаблоны. Окраска. Печать. Профиздат, 2002 г.
8. Трафаретная печать по ткани. АСТ-Пресс. 2014 г.
9. Шугаев В.М. Орнамент по ткани. – М.: Легкая индустрия. 1969 – 206 с.

Share This Post

Leave a Reply

Перейти к верхней панели