Responsive Ad Area

Share This Post

Декоративно-прикладные искусства / Детская студия / Дом творчества / Композиция / Конкурс ART LESSON / Методические рекомендации / Общеобразовательная школа / Художественная школа / Школа искусств

Преподавание классических видов изобразительного искусства на основе формальной композиции. «Лесное озеро»

Преподавание классических видов изобразительного искусства на основе формальной композиции. «Лесное озеро»
Автор – Елена Владимировна Ерохина, педагог дополнительного образования, учитель МХК высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия №83» г Ижевска Удмуртской республики

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Методика представлена на Всемирный конкурс рисунков и методик ART LESSON
Разрешите представиться, Ерохина Елена Владимировна, педагог дополнительного образования гимназии № 83 города Ижевска. Работаю в школе с момента окончания университета в 1985 году, стаж педагогической работы 30 лет, в данном учебном заведении уже 21 год. Школа у нас удивительная – с самого зарождения она развивалась как учреждение с углубленным изучением предметов эстетического цикла, поэтому наряду с основным образовательным процессом в ней существуют кружки, секции и студии, где дети занимаются музыкой, танцами и конечно изобразительным искусством, можно сказать, без отрыва от производства. В 2005 году школа получила статус гимназии. Мне же посчастливилось стоять у истоков становления студии изобразительного искусства, которую мы назвали «Белый овал», так называется одна из работ Василия Кандинского и это не случайность, так как методика преподавания в студии опирается на формальную композицию, которая в свою очередь сформировалась во многом благодаря работам художников русского авангарда.
На конкурс мы выдвигаем работу Поповой Лики, ученицы 5 класса (на момент выполнения работы 11лет). Активная, общительная, очень эмоциональная, она танцует, занимается легкой атлетикой и очень любит рисовать, приходит в студию раньше всех, и остается, пока техслужащие не начнут греметь ведрами, занимаясь уборкой. Лика пришла в группу, которая занималась у меня с первого класса довольно поздно, когда ребята уже прошли трехлетний курс обучения, ее перевели к нам из другой школы. Помню нашу первую встречу — она зашла в кабинет, поздоровалась и сосредоточенно, с видом корреспондента, начала перемещаться по аудитории с маленьким блокнотом, делая зарисовки, то и дело поднося карандаш к зубам. Я стала поглядывать на ее картинки, которые, на мой взгляд, были весьма посредственными. Дальше она меня несколько напугала, а именно, в течение нескольких занятий, выполняя предложенные задания, она в конце каждого брала свою работу, выкладывала ее на мольберте и громко восклицала, прижимая руки к груди – «Как КРАСИВО!!!!!!!!!!!» Такая экзальтированность первое время вызывала настороженность в группе детей, да и у меня тоже. Но со временем, толи мы привыкли, толи она стала сдержаннее, но атмосфера занятий вошла в рабочее русло.
Методически предложенное задание относится к композиционному, его особенность состоит в том, что оно выполняется из цветной бумаги с последующим включением графических материалов. Целью его является выработка вкуса через колористическое решение, умение оперировать массами и формами, находя баланс между всеми элементами пространства. К задачам относится отработка навыков организации пространства негеометрическими формами, умение совмещать их и размещать в нужном месте. Кроме того, сложность задания состоит в том, что в ходе выполнения его необходимо грамотно расставлять акценты, обобщать изображение и выделять главное. Назвали мы работу «Лесное озеро», оно пока условное, вызвано цветовыми ассоциациями. Работа начинается с выбора цвета основного пространства, в данном случае это лист пастельной бумаги сдержанного зеленого цвета, размером 50х65 см. Традиционно выбираем расположение листа (горизонталь или вертикаль) и к нему из имеющегося арсенала цветной бумаги подбираем произвольное число соответствующих оттенков – так закладывается колорит будущей работы.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

1 этап. Подготовительный. Подбор цвета (колорит) Длительность 14-15 минут.
2 этап. Еще раз уточняем количество и качество цветовых оттенков и начинаем работу с формой. На этот раз выбираем негеометрическую форму, а именно рваные формы. Поскольку пришло решение делать лес, стараемся рвать бумагу в соответствии с формой деревьев – елки, сосны, кусты…. Одновременно соотнося друг с другом все формы по цвету и массе. Так в ходе практической работы постепенно формируется чутье по взаимодействию форм, что должно быть крупнее, что мельче, в какой конкретной зоне пространства должна появиться та или иная форма.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Именно поэтому мы используем в композиции цветную бумагу – оптимальный материал для работы с формой, ее можно двигать друг относительно друга, изменять при необходимости, добавлять или убирать. К тому же, выбор цветной бумаги сейчас столь велик, что только ленивый не захочет поработать с таким чудесным материалом. И еще один положительный момент этой техники, поскольку дети выбирают цвет самостоятельно, и подбор оттенков тоже является их выбором, происходит процесс арт-терапии, они насыщаются цветом.
2 этап. Работа с формой объектов. (длительность 10-12 минут).
3 этап. Уточнение формы. Наполнение работы деталями. Фиксация форм.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

На этом этапе еще раз рассматриваем взаимодействие форм, обращая внимание на то, что они не должны повторяться по цвету, массе и расположению в листе, отслеживаем отсутствие параллельности форм, добавляя необходимые для выразительности детали. Фиксируем формы друг относительно друга и на листе клеем-карандашом.
3 этап. Фиксация форм в пространстве листа (длительность 12-15 минут).
4 этап. Работа над выразительностью. Включение графических материалов в изображение. В данном случае, поскольку цвета, выбранные для работы, были сдержанными, останавливаемся на цветных карандашах тех же, что и бумага оттенков. В некоторых местах, там, где нужны яркие акценты, используем фломастеры соответствующих цветов.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

По замыслу работа называется «Лесное озеро», с помощью карандашей выполняем отражение деревьев в воде, повторяя цвет и форму, заданные ранее в бумаге. Постепенно работа наполняется цветовыми нюансами, подробностями, складывается общий колорит пространства.
4 этап. Включение графических элементов (длительность 35- 40 минут).
5 этап. Деталировка изображения. Усиливаем цветоносность отражения в воде с помощью второго слоя цветных карандашей, дополняя эффект водной поверхности с помощью ритма горизонтальных штрихов. Параллельно обращаем внимание на деревья второго плана, уточняем стволы, ветки, наполняем легкой дымкой небо с помощью белого карандаша.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

5 этап. Длительность 35 минут.
6 этап. Работа над первым планом. Детально прорабатываем силуэт ближних деревьев и кустов. Необходимо найти выразительность движения веток, соотношения штрихов и тональных пятен первого плана.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Изначально на первом плане было яркое лиловое пятно, позднее, мы заменили его на более сдержанный терракотовый цвет, работа стала более цельной.
6 этап. Первый план. Длительность 20 мин.
7 этап. Заключительный. Проставляем акценты, чтобы приблизить первый план, добавить выразительности работе. Ставим блики на воде. Работа закончена.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Подводим итоги работы. На мой взгляд, поставленная задача гармонизации пространства листа булла успешно решена. Колорит получился сложный, сдержанный, создающий настроение покоя и умиротворения. Графические материалы стали эффектным дополнением и не входят в противоречие с общей атмосферой работы. Графические фактуры удачно поддерживают и держат внимание на первом плане работы, создавая эффект глубины пространства с одной стороны и переводят общее впечатление от работы из разряда реалистического пейзажа в декоративный. Некоторые сомнения вызывают акценты первого плана, возможно нужно было поискать другие решения их воплощения. В целом, работу Лики Поповой «Лесное озеро», которая стала ассоциироваться у нее с любимым литературным произведением «Часодеи» получила второе название «Хрустальное озеро» можно считать удачной.
7 этап. Ставим акценты. Длительность 7 мин.
Обращение к формальной композиции стало ключевым в моей профессиональной деятельности. Еще во время учебы в УдГУ, на художественно-графическом факультете я ощущала недостаточность образования в области композиции. Возможно ли подвести какую-то научную основу под композиционную деятельность? Как сделать эту работу эффективной? Уже тогда вопросы освоения композиции у меня возникали. Ответы на них пришли спустя 11 лет после окончания ВУЗа. Помог случай, в 1996 году мне выпала счастливая возможность попасть на курсы формальной композиции, которые проводились автором методики «Преподавание классических видов изобразительного искусства на основе формальной композиции» Близниной Е.В. Она уроженка наших мест, но уже тогда длительное время жила в Литве, в Вильнюсе. Там сложилась ее система и она решила апробировать ее в среде учителей Ижевска. Так завязалось наше длительное сотрудничество. Особенность методики, предложенной Близниной в том, что каждый педагог, работающий в этой системе, становится соавтором методики, которая состоит из 10 заданий по ключевым направлениям, носящим общий характер. А конкретное наполнение заданий разрабатывается самим педагогом. И основой всего становится именно композиция, формальная композиция, как более общая система закономерностей организации пространства. Исторически она опирается на основы, заложенные в начале 20 века художниками-теоретиками авангарда – Кандинским, Малевичем, Лисицким, Филоновым, Черняховым, Иттеном, Флоренским. Почти 20-летняя практика работы по этой методике показала, что она дает мощный толчок для развития творческого потенциала учащихся и самого педагога. Потрясение от погружения в удивительный мир композиции сказываются в моей жизни до сих пор. Сейчас я не мыслю себя без искусства. Новые идеи рождаются и воплощаются снова и снова. Прежде, чем предложить учащимся новые задания, я выполняю несколько их вариантов сама, чтобы вникнуть в тонкости процесса, осмыслить последовательность и технологию новой работы. Знания, полученные в области композиции распространяются и накладываются на другие формы работы – живопись, графику, пластику, создавая единый комплекс преподавания изобразительного искусства.

Share This Post

Leave a Reply

Перейти к верхней панели