Роспись стен. Икусство улиц и стен

Роспись стен. Икусство улиц и стен
Автор –Елена Георгиевна Долбилова, педагог дополнительного образования, МОУДОД «Ленинский дом детского творчества», г. Магнитогорск, Россия

Маша и Елена Георгиевна Долбилова

Методика представлена на Всемирный конкурс рисунков и методик ART LESSON
Детское объединение «Декоративная роспись» под моим руководством начало свою творческую деятельность в 1998 году. На занятиях по декоративно-прикладному творчеству выявляется, поддерживается и развивается творческая одаренность детей в области декоративно-прикладного искусства, создаются возможности для творческой самореализации личности ребенка: дети знакомятся с культурными национальными традициями, народными промыслами, познают секреты мастеров и приобщаются к народному искусству через интеграцию народного искусства с другими видами искусств (живопись, графика, скульптура, музыка и т.д.) в едином познавательном процессе. Основной формой работы с одаренными воспитанниками является разработка индивидуальных образовательных маршрутов, способствующих организации системы самообучения и саморазвития каждого воспитанника. Дети с удовольствием принимают участие в различных проектах и выставках, занимаются исследовательской деятельностью. Одна из моих учениц Корепина Маша.
1
Она пришла ко мне в студию в 7 лет. Первое время ее занятия рисованием были просто развлечением. Ей нравилась атмосфера в студии, нравились новые друзья. По мере взросления менялось отношение к живописи. Она бралась за освоение новых для нее техник: росписи по ткани, дереву, стеклу. С удовольствием Маша проводила мастер-классы для малышей и своих сверстников. Дети спрашивали ее совета, и она всегда грамотно, честно и корректно высказывала свое мнение. Девочка награждена дипломами и городского, и Межрегионального, и Всероссийского уровня. Вместе с другими детьми участвовала в разработке и исполнении социально-творческого проекте «Разноцветные стены». Идеи детей воплотились в росписи фасадов нашего дома творчества и студии, оформлении игровой комнаты, спальни в детском саду и интерьере детского клуба «Яблоко» — роспись внутренней стены. Маше захотелось самой разработать эскиз и выполнить по нему роспись стены в нашем кабинете.
Социальные изменения происходят так быстро, что нет никаких сомнений: детям предстоит жить в совершенно другом мире. Нужно создать условия для формирования опыта самостоятельного решения познавательных, организационных, коммуникативных проблем.
Формировать у детей нужные качества лучше всего через сотрудничество и сотворчество. Педагог — координатор, посредник между учеником и знаниями. Его задача облегчить и одновременно стимулировать процесс учения, создать интеллектуальную и эмоциональную обстановку, атмосферу психологической поддержки. Учитель равен ученику перед познанием. В своей работе я выбираю современные образовательные технологии, предполагающие субъектную позицию ребенка в познавательном процессе, предоставляющие свободу выбора. Одной из метакогнивтивных технологий является технология “Французские мастерские”, которую я считаю самой эффективной и применяю ее с большим удовольствием .
Прежде всего, было предложено изучить и систематизировать искусствоведческий и иллюстративный материал по монументальной росписи; познакомиться с творчеством художников, занимающихся оформлением фасадов и стен в нашем городе; изучить разные технологии выполнения росписей фасадов; выполнить эскизы в разных техниках и только потом сделать роспись. Мне хотелось,чтобы девочка попыталась осмыслить изменения в декоративном и монументальном искусстве, современные тенденции в эстетизации городской среды и определить место и роль монументальной росписи в искусстве нашего города. Она была в восхищении от граффити. Но, приступив к изучению этого течения современного искусства, увлеклась и не остановилась на сегодняшнем дне.
2
Настенные росписи появились задолго до других видов искусства, таких как картины или витраж. Ее образцы остались практически от всех культур, создавших развитую архитектуру. Франция, Греция, Египет, конечно Мексика,-все необычайно интересно, но мы остановились на своей стране и своем городе.
Искусство росписи церквей и соборов пришло к нам из Византии.
В 11 веке в русской живописи переработали византийскую традицию росписи и создали свой стиль. В истории остались такие имена, как: Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниил Черный. На протяжении всего времени, пока в стране строили церкви, их расписывали лучшие художники ( Врубель, Васнецов). Конечно же богатые люди могли позволить такую роскошь как расписные стены в своих дворцах. Но росписи эти чаще всего были внутри, а не снаружи зданий, поэтому видело их ограниченное количество зрителей. После революции 1917 года фасады зданий стали украшать росписями, фресками, мозаикой.
В последние десятилетия существования СССР творческие возможности художников монументалистов были особенно актуальны. Связано это с интенсивным строительством как общественных зданий, так и жилых домов. Скупой декор советской архитектуры требовал внесения живописных акцентов – панно экстерьеров и интерьеров, витражей, лепнины, рельефов и мозаик на стенах зданий. В монументальной живописи выделялись три направления: живопись, связанная с общественно важными темами; монументально- декоративая живопись зданий; чисто декоративная живопись. В 1960-х годах художники-монументалисты вынесли живопись в экстерьер, ввели новые материалы, совмещали живопись с рельефами, как подлинными, так и иллюзорными, живописными.
Но в 90-х годах, в эпоху глобальных перемен монументальное искусство в масштабах страны теряет свою актуальность, перестала существовать система соц. заказов. Художники вынуждены были выживать в новых условиях. Перемены в стране, конечно, не обошли стороной и родной город.
В советский период художники участвовали в градостроительном совете, формировали городскую среду, оформляли интерьеры как в городе, так и за его пределами. Наиболее значимые — роспись с рельефами интерьеров ДК им. С. Орджоникидзе, роспись «Развитие» в библиотеке МГПИ, сграффито и мозаика из природных камней на фасаде государственного пединститута.
В 1994году художественно-производственные мастерские были расформированы. Несмотря на это художниками выполнены интересные заказы: «Греческие мотивы» в спортклубе ММЗ ( Лаптев), росписи с рельефом «Весна» и «Искусство» в ДК ММЗ ( Черепанов), роспись «Поколения первостроителей» в доме престарелых( Лаптев, Жулин).
С.М. Соломатиным была выполнена роспись внутреннего пространства Свято Никольского Храма. Он же автор эскизов росписи интерьеров Свято -Вознесенского собора.
Мы были в мастерской К.П. Черепанова и приходили смотреть как делается роспись художником Р. Шарафудиновым. Он рассказал, что для начала нужно посмотреть и разобраться о предназначении данного объекта, а затем придумывать эскизы. Маша Корепина перед встречей подготовила ряд вопросов, которые возникли у нее при изучении истории монументальной живописи и технологиях ее выполнения. Ринат Шарафутдинов ответил на все ее вопросы. Оказывается, художнику-монументалисту нужно не только уметь рисовать, но и иметь способность отстаивать свои идеи и проекты; быть не только художником, но и снабженцем, прорабом, штукатуром и еще обладать задатками менеджера; иметь твердый характер и умение договариваться с людьми, а что самое главное- не опускать руки и не сдаваться. Эта встреча вдохновила девочку и стала для нее основным индуктором. Своеобразную экскурсию совершила Маша вместе с другими детьми -они посмотрели основные монументальные росписи нашего города, а также граффити на стенах. Дети фотографировали объекты росписи, а потом обсуждали их на занятиях.
Работа наша осуществлялась в следующей последовательности:
1 этап работы над росписью- генерирование идеи, обсуждение способов реализации и разработка эскизов. Была сделана серия эскизов цветового решения и остановились на теплом колорите, чтобы создавалось впечатление солнечного весеннего дня. В эскизах просчитывали всё: выразительность линий, форм, равновесие композиции, организация пространства цветом, взаимодействие всех элементов росписи. Форэскизы делались в цвете и были разделены на несколько композиционных групп. Готовые эскизы передвигали по поверхности стены и компоновали и по вертикали и по горизонтали. Этот этап занял почти два месяца.
3
2 этап — подготовка стены к росписи. Мы выровняли и загрунтовали поверхность. Навели основные колера (фасадная краска для стен и колера «Palish», Текс», гуашь). Широкой малярной кистью загрунтовали колерами фон росписи. Начинали сверху желтым колером и постепенно цвет переходил в зеленый. Карандашом наметили небо и землю, с помощью копировальной бумаги перенесли на стену разработанные эскизы. Сделали основную разметку росписи. Эта работа заняла у нас четыре занятия.
3этап — Были дорисованы мелкие детали и наведены все колера. Расписывать начали сверху и только большие цветовые пятна. В работе использовали кисти № 10, 9,8. Для разнообразия оттенков в колера добавляли гуашевые краски.
4этап — поэтапная роспись каждой композиционной группы. Роспись от большого к малому, роспись мелких деталей. На этом этапе использовали кисти №1,2,3. Периодически роспись рассматривали на расстоянии, чтобы цветовое решение одной композиционной группы не выбивалось из общего колорита других композиционных групп. Роспись мелких деталей заняла достаточно долгое время. Все воспитанники с удовольствием включились в этот этап работы и помогли автору в реализации идеи, расписывать одной оказалось слишком тяжело.
5 этап — доводка. Роспись сделана, но всегда остается что-то для исправления и доработки.
4
6этап — осознание того, что роспись должна огранично вписываться в интерьер. Мы покрасили стены в помещении с учетом нашей росписи(желтая стена и зеленая), сшили новые шторы (желто-зеленые), покрасили стулья и столы (розовые и зеленые).
Окончание работы, афиширование. Это этап показа реализации своих идей. Он закончился импровизированным праздником в группе. Маша Корепина дала детям по отрезу капрона, и каждый расписал его по своему желанию, но в цветовой гамме росписи стены. Одни сделали из ткани накидки, другие шарфы или шляпы. Были игры, розыгрыши, фотографии на память. Довольны остались все.
Процесс обучения определяется как открытия учеником нового в себе. Ребенку дается возможность работать спокойно, заниматься самостоятельной исследовательской деятельностью. Даже после того, как основная работа сделана, остается масса вопросов, и ответы на них ребенком ищутся помимо занятий. Самостоятельный выбор позволяет ребенку определить задание, соответствующее его уровню знаний и способностей. Через технологию мастерских реализуется идея личностного роста.
5
Еще 10 лет назад у детей не было проблем в общении. Они занимались рисованием, а в свободное время ходили друг к другу в гости, вместе гуляли, вместе ходили на выставки, дружили. Сегодняшние дети хотят общаться, но не умеют. Применение методики сотрудничества помогает воспитывать партнерские отношения. Дети много говорят, обсуждают, учатся слушать чужое мнение и уважать его. Создаются условия для самопроявления и самореализации ребенка в процессе индивидуальной и групповой работы.
Система знаний выстраивается через активность детей, их деятельность, практику. Координирующая работа педагога направлена на помощь в постановке проблемы, определения целей и задач деятельности, планировании действий по реализации, анализе результатов. Ребенок может за этой помощью обратиться, а может и нет. Лучше осознать и исправить свои ошибки, чем выполнять работу только под руководством.
Не новость, что на сегодняшний день многие детские учреждения похожи на офисы. Мы довольны тем, что наша студия — домашняя, теплая, уютная. Роспись стены «Ералаш» очень нравится и детям, и родителям. Работа над росписью стены вылилась для Корепиной Маши в исследовательскую работу «Монументальная живопись». Собран большой иллюстративный и искусствоведческий материал по монументальному искусству, создано несколько презентаций о зарубежных и российских художниках-монументалистах.
Литература
1. История русского искусства. В. Н. Александров. Минск «ХАРВЕСТ»2007
2. Ренат Шарафудинов. Дизайн каталога-Р. Шарафудинов при участии В. Уатаева. Магнитогорский дом печати
3. Полевой В.М. Малая история искусств. Искусство ХХ века 1941-1945.-М.: Искусство, 1991.
4. Популярная художественная энциклопедия. — М.: Сов. Энциклопе­дия, 1986.
5. Современная энциклопедия живописи. — М, 1997.
6. Справочник школьника. История мировой культуры. / Под ред. Ф.С. Капица.Т. М. Колядич. — М.: Слово, 1996.
7. «Художники Магнитки». МОВТОО «Союз художников России» – Магнитогорский дом печати, 2006 г. – 138с.
8. «Искусство граффити». О. П. Медведева, Ростов-на-Дону. 2005г.
9. В.Г.Власов. Стили в искусстве: Словарь. -СПб.: Кольна, 1995
10. А.В.Ефимов. Колористика города. — М.: Стройиздат, 1990
11. www-windows-1251.edu.yar.ru

1 Комментарийна“Роспись стен. Икусство улиц и стен”

  1. Чудесный преподаватель и замечательный человек! Желаю процветания студии и здоровья и творческих успехов Елене Георгиевне!

Оставить комментарий