Responsive Ad Area

Share This Post

Декоративно-прикладные искусства / Дом творчества / Роспись по стеклу

Методическая разработка занятий по созданию композиции «В гостях у бабушки» (роспись по керамике)

Методическая разработка занятий по созданию композиции  «В гостях у бабушки» (роспись по керамике)
Автор — Ирина Борисовна Бородина, педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД ДДЮТ Кировского района, г. Санкт-Петербурга
бородинаЛоготип1
Мир рукотворный, окружающий нас в повседневности, зачастую воспринимается как обыденность, а не самостоятельная эстетическая сущность. Попытаемся посмотреть на вещи, используемые в быту, как на источник вдохновения и философских размышлений. Еще интереснее вспомнить те предметы, которые уже вышли из повседневного обихода современного поколения, но, возможно, сохранились у бабушек на дачах. Создадим композицию, посвященную старинным или просто старым вещам, показывающую красоту сельского быта, уюта деревенской жизни и передающую тепло семейных связей. Ведь оно так проглядывает в видах на случайно оставленные шахматы, в которые недавно играли, кресло-качалку с уютно свернувшейся кошкой в нем, утренний завтрак с крынкой молока, обед с кипящим самоваром, пенсне, перед сном положенным на страницах недочитанной книги…
Цель методики:
Создание групповой интерьерной композиции из самостоятельных натюрмортов на тему «У бабушки на даче».
Задачи методики:
Обучающие:
  • учить приемам создания художественного образа

  • учить самостоятельности замысла, передачи своего отношения к теме работы
  • учить созданию интерьерных объектов
  • учить подбирать иконографический материал, образцы
  • познакомить с принципами композиции натюрморта
  • обучить навыкам переноса рисунка с бумажной поверхности на керамическую.
  • овладеть техническими приемами росписи по керамике красками и маркерами марки C.Kreul
  • учить приемам росписи кобальтом
  • познакомить с голландскими и русскими монохромными изразцами, Гжельским промыслом
  • учить новым терминам: кобальт, припорох, изразец
Развивающие:
  • развить фантазию, творческое воображение, наблюдательность, обострение зрительного восприятия и памяти
  • развить способность видеть красоту окружающего мира рукотворных вещей
Воспитывающие:
  • воспитать аккуратность, волевые качества
  • воспитать умение работать индивидуально и в коллективе
  • воспитать уважительное отношение друг к другу
  • способствовать связи поколений
Техническое оснащение:
  • Белая глазурованная керамическая плитка промышленного производства
  • Краска для керамики C.Kreul кобальт
  • Краска для керамики C.Kreul золото или золотой поталь
  • Маркер для керамики C.Kreul черный
  • Кисти из натурального ворса
  • Бумага для рисования, карандаш, калька, гравировальная игла
  • Уголь древесный молотый, ватно-тряпочный тампон
  • Губка или тряпочка для устранения огрехов
  • Печь для обжига на 160 градусов, возможно использование духовки
Демонстрационный материал:
  • Фотографии старинных и старых предметов
  • Примеры натюрмортов в живописи и рисунке
  • Фотографии предметов гжельского промысла, голландских и русских кобальтовых изразцов
Ход реализации методики:
Подготовительная работа (135 минут, 3 академических часа)
  • Просмотр изображений старинных и старых предметов.
  • Создание эскизов композиции с одним старым предметом в повседневном натюрморте.
  • Отрисовка элементов композиции на бумаге в масштабе имеющейся керамической плитки
  • Тональная разработка эскиза композиции акварелью в кобальте
  • Тренировка нанесения мазка акварельной краской по бумаге: растяжка, линия, точка, тональная заливка, штрих
Работа с материалом (135 минут, 3 академических часа)
  • Перенос рисунка с бумажной основы на керамическую. Для этого с отработанного рисунка снимается калька, контур рисунка на кальке протыкается гравировальной иглой с промежутком приблизительно 2 мм. Протыкать кальку необходимо в перевернутом виде, поскольку при нанесении припороха шероховатости кальки должны располагаться лицом вверх, чтобы избежать нечеткости перенесения изображения на плитку. В противном случае рисунок, перенесенный на кафель, окажется зеркальным первоначальному замыслу.
Работа кистью и краской C.Kreul кобальтового цвета по припороху. Нанесение линейного рисунка, заливка определенных поверхностей в два тона: светло-синий и насыщенно-кобальтовый. Процарапывание по необходимости орнамента или рисунка по залитым поверхностям оборотной стороной кисти. Украшение рисунка точками и штрихом.
  • Прорисовка деталей черного цвета маркером C.Kreul для керамики (при необходимости)
  • Нанесение золотой краски C.Kreul или золотой потали на определенные предметы, которые необходимо композиционно выделить и придать этим изображениям определенный смысл, значимость.
Просушка изделия. Обжиг при температуре 160º в течение получаса.
После обжига изделия раскладываются перед детьми для обсуждения и обмена мнениями.
Оформление плиток в рамы, развеска. На этом этапе детям необходимо объяснить, что изученный ими способ создания росписи по керамической плитке может быть удачно реализован в домашних условиях для дизайна их квартиры, поскольку их авторские работы могут быть вмонтированы наравне с прочей плиткой в стену, или же могут являться самобытными отдельными произведениями в рамах на стене.

Share This Post

Leave a Reply

Перейти к верхней панели