Responsive Ad Area

Share This Post

Декоративно-прикладные искусства / Детская студия / Дом творчества / Изобразительные искусства / Конкурс ART LESSON / Методические рекомендации / Общеобразовательная школа / Художественная школа / Школа искусств

Декоративная композиция. Хохломская роспись

Декоративная композиция. Хохломская роспись
Автор – Наталья Алексеевна Борисова, преподаватель МБОУДОД «Детская художественная школа г. Орла»

P1020449

Методика представлена на Всемирный конкурс рисунков и методик ART LESSON
Меня зовут Наталья Алексеевна Борисова. Я являюсь преподавателем Детской художественной школы г. Орла. Мне приходилось заниматься с детьми разного возраста. От самых маленьких до самых взрослых. С первых лет работы в школе я ставлю главной задачей научить детей видеть прекрасное во всём, что нас окружает, стремлюсь воспитать у своих учеников любовь к народному искусству, так как декоративно-прикладное творчество является составной частью искусства народа и несёт в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений. Одним из условий для реализации творческого потенциала учащихся являются конкурсы, которые предоставляют дополнительные возможности развить уверенность в собственных силах, в собственном таланте, поэтому узнав о конкурсе «Art-Lesson» я решила принять в нём участие с моей ученицей.
Борисова Н.А., Глотова А.
С Ангелиной Глотовой мы познакомились впервые, когда она пришла в первый класс художественной школы. Ангелина сразу показала себя очень старательной, трудолюбивой и вдумчивой девочкой. Кроме любви к рисованию, она ещё занимается французским языком и посещает литературный кружок «Магия слова». Ангелине, из всех предметов, которые она изучает в школе больше всего нравится декоративная композиция и поэтому темой нашей работы стала золотая роспись хохломы. Цель будет заключаться в следующем:
— знакомство с историей промысла,
— с технологией выполнения росписи и особенностями рисунка хохломы.
С искусством хохломы моя ученица познакомилась уже давно. На уроках декоративно-прикладного искусства она с учениками выполняла роспись на бумаге, а ей хотелось попробовать на доске, почувствовать себя настоящим народным мастером. И мне удалось осуществить её мечту, приняв участие в этом конкурсе.
Наша задача заключалась в следующем:
Выполнить роспись, дополнив её более мелкими элементами — усиками, завитками, капельками и т.д. Предварительно, мы немножко познакомились с этой росписью, выполнив эскизы и подготовительный рисунок, который перевели на доску. Вспомнили, что такое хохломская роспись?
Ангелина, являясь ребёнком много читающим, не затруднилась дать правильный ответ.
Это народный художественный промысел. Это искусство возникло в конце 17 века. Мастера расписывали в основном деревянную посуду, которую на Руси изготовляли с древнейших времён. Посуда была разнообразной по форме и размеру, её точили на станках, либо выдалбливали из дерева. Хохломской промысел зародился в Нижегородском Заволжье и пошёл от иконописи. Это было время обширного заселения нижегородских земель. Среди поселенцев были «старообрядцы», которые знали секрет золочения икон при помощи серебряного порошка и льняного масла – олифы. Деревянные иконы покрывали слоем серебра, растёртого в порошок, после чего олифили, затем ставили в печь. После закалки икона приобретала новый золотистый цвет. Впоследствии с появлением более дешёвого материала – олова, этот способ перешёл на посуду.
Название промысла связано со старинным торговым селом Хохлома, куда с окрестных деревень везли на продажу расписную посуду. Росписью посуды занимались крестьяне, жившие вокруг Хохломы.
После выполненных эскизов на бумаге мы должны были определиться, какую технику письма мы будем использовать для росписи – верховое или фоновое письмо. Так как Ангелина уже выполняла роспись под фон и работа весьма удачно получилась, мы решили попробовать сделать эту работу в технике верхового письма, которая заключается в том, что орнамент наносится на золотистый фон изделия. Мы выбрали «травную роспись» или её ещё называют роспись «под листок» или «ягодку», мастера включают в роспись листья, ягоды, цветы. Затем мы приступили к практической части. Первый этап нами уже был сделан.

 

1) Это выполнение эскиза в карандаше и в цвете.
2) На втором этапе Ангелина выполнила роспись крупных элементов.
3) На завершающем этапе мы дополнили орнамент «усиками», «завитками», «капельками».
Мы справились с поставленной задачей, хотя во время работы у Ангелины возникали небольшие трудности в выполнении росписи и чтобы их преодолеть, Ангелина много тренировалась, выполняя упражнения по элементам росписи. В процессе работы я обращала её внимание на приёмы работы кистью по овладению письма хохломской росписи. Я напоминала о том, что необходимо кисть держать тремя пальцами у самого её основания и ставить перпендикулярно поверхности доски, а у Ангелины не получалось, и поэтому мазок выходил не всегда аккуратным и точным. Несмотря на это, я считаю, что моя ученица справилась с этим не простым заданием и проявила себя как настоящий мастер.
Список литературы:
Горяева Н.А., Островская О.В. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.
Осетров Е.И. Краса ненаглядная. – М.: Издательство «Малыш», 1985.
Яхнин Л.Л. Весёлое слово хохлома. – М.: Издательство «Малыш», 1989.
Жегалов С.К. Росписи Хохломы: Рассказ. – М.: Детская литература, 1991.

Share This Post

Leave a Reply

Перейти к верхней панели