«Современные формы методической работы как результат деятельности Городского ресурсного центра «Изобразительное искусство»

«Современные формы методической работы как результат деятельности Городского ресурсного центра «Изобразительное искусство»
Автор — Веселова Надежда Евгеньевна, заместитель директора по учебно-методической работе ДХШ № 1 имени П.П. Чистякова, руководитель Городского ресурсного центра «Изобразительное искусство», Екатеринбург
веселова
Данная работа предназначена: педагогам-художникам и руководителям детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств (18+), профессиональному сообществу, и всем заинтересованным лицам (партнерам, родителям, учащимся), профессиональный интерес которых лежит в сфере изобразительного искусства.
Краткое описание решаемой проблемы: методическая поддержка преподавателей-художников ДХШ и ДШИ Екатеринбурга.
Актуальность. В ситуации модернизации художественного образования на базе ведущих образовательных организаций появляются новые структуры, ресурсные центры, выполняющих следующие основные функции:образовательную, методическую, организационно-информационную.
Потребность в инновациях в системе художественного образования сегодня во многом базируется на постулатах информационного общества. Для внедрения в учреждениях культуры любых новшеств, от руководителя требуется понимание их сути, а от работников — способность профессионально развиваться.
Программа методической работы МБОУК ДОД «ДХШ № 1 имени П.П. Чистякова» (в статусе Городского ресурсного центра «Изобразительное искусство» с 2011 года) реализуется в условиях перехода на предпрофессиональную общеобразовательную программу «Живопись» в соответствие с новым ФЗ-273 «Об образовании» (вступившим в силу с 01.09.13г.) и федеральными государственными требованиями к ДПОП «Живопись» (срок обучения 5 лет).
Программа поможет обеспечить МБОУК разработку методического инструментария всех этапов образовательного процесса (отбор детей при приеме на обучение по программе «Живопись», промежуточная и итоговая аттестации), учет форм индивидуальной (консультации), аудиторной и внеаудиторной работы, проведение оценки качества образования (внутришкольный аудит).
Цель работы: 1. Методическое сопровождение образовательной деятельности по выявлению и развитию одаренных детей в области изобразительного искусства в условиях художественной школы. 2. Обеспечение непрерывности профессионального развития педагогических работников. 3. Повышение качества художественного образования в сфере изобразительного искусства
Направления работы:
— Методическая поддержка образовательного процесса ОУ
— Методическая поддержка работы городской методический секции педагогов-художников и искусствоведов (20-летний опыт) – особый план методической работы с преподавателями ДХШ и ДШИ города, включающий семинары, мастер-классы для преподавателей, очные и заочные конкурсы по рисунку, живописи, станковой и прикладной композиции, истории искусств, пленэру, компьютерной графики для учащихся от городского до всероссийского уровня.
— Научно-методическая деятельность – участие и проведение НПК, публикации статей в научных и профессиональных периодических изданиях, методические встречи в Челябинске, Сургуте, Ульяновске)
— Организация и проведение Международного образовательного проекта «Школа для одаренных детей «АртПоколение: Россия – Германия» (выездные пленэры)
— Участие в очных конкурсах профессионального мастерства и конференциях
— Формирование виртуального пространства художественного образования в сфере изобразительного искусства (официальный сайт ДХШ № 1 имени П.П. Чистякова — http://pionerart.ru/ и сайт Виртуальный музей изобразительного творчества учащихся детских школ искусств муниципального образования «Город Екатеринбург» — http://ekaart.ru/ ).
Краткое описание и предъявление материалов (Приложении 1)
Виды методической продукции:
  • Локальные акты и Положения ОУ;
  • Образовательная программа (в соответствии с ФГТ) и учебные рабочие программы (их сертификация в Свердловской области);
  • Учебно-методические пособия и комплексы – совместно со студентами СХУ имени И.Д. Шадра в рамках педагогической практики и преподавателей школы;
  • Информационные буклеты о деятельности школы, ее структурных подразделений и о реализуемых проектах;
  • Афиши, стенды и баннеры мероприятий, выставок, конкурсов;
  • Каталоги проектов, конкурсов, социокультурных мероприятий;
  • Электронные интерактивные каталоги.
Методы использования: Модель комплексной методической деятельности ДХШ № 1 в статусе ГРЦ ИЗО может быть применена в различных регионах.
Результаты апробации:
Количественные результаты
Качественные результаты
  • Сохранность контингента ОУ
  • Стабильность педагогического коллектива
  • Повышение доли учащихся, принявших участие в конкурсах и кол-во победителей – за 2 года выросло в 5 раз
  • Публикации ведущих преподавателей школы в профессиональных журналах (тираж по 5000 экз.) – выросло в 3 раза
  • Посещаемость сайта школы (400 чел/день)
— повышение методической грамотности преподавателей;- стратегическое планирование учебной, методической, конкурсно-выставочной и творческой деятельности на весь учебный год с учетом способностей и возможностей каждого ученика;- стратегическое планирование персональной выставочной деятельности педагогов;- непрерывное образование педагогов-художников и искусствоведов;- повышение качества художественного образования в сфере изобразительного искусства в целом
Критерии оценки успешности реализации разработки:
Методическая деятельность образовательного учреждения доказала эффективность модели ГРЦ ИЗО, как элемента муниципальной системы художественного образования в сфере изобразительного искусства. Комплексная методическая деятельность и ее современные формы создают особую творческую среду, которая дает возможность педагогическому сообществу: возможность непрерывного образования через трансляцию собственного опыта, обобщения лучшего опыта педагогов города, а также приобретение научно-методического опыта; возможность профессионального общения (в том числе через объединение в профессиональные союзы), выработки коллективные решения и возможность влияния на образовательную политику государства в сфере художественного образования; вести системный мониторинг деятельности с учетом ФГТ; выход на качественно новый уровень российского художественного образования с учетом традиций академической школы изобразительного искусства, применения современных технологий и коммуникационных возможностей при выявлении одаренных детей и создании условий для их развития.
Варианты использования разработки: Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что методическая работа ГРЦ ИЗО является эффективной моделью формирования и поддержки профессионального педагогического сообщества в сфере изобразительного искусства, так как создает условия для непрерывного образования педагогов, дает больше возможности профессиональной деятельности, создает условия для качественной реализации обновленной государственной политики, тем самым способствует повышению качества художественного образования в России в целом.

Оставить комментарий