Responsive Ad Area

Share This Post

Декоративно-прикладные искусства / Детская студия / Смешанные техники

Использование элементов арт–педагогики как здоровьесберегающей технологии на занятиях изобразительной деятельностью. Взаимодействие музыки и цвета

Использование элементов арт–педагогики как здоровьесберегающей технологии на занятиях изобразительной деятельностью. Взаимодействие музыки и цвета
Автор — Новичкова Татьяна Алексеевна, педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодёжи Колпинского района Санкт-Петербурга
IMG_7281
Методическая цель занятия: демонстрация приемов арт-педагогики на занятии изобразительной деятельностью как одной из здоровьесберегающих технологий. Арт-терапия является обращением к внутреннему личностному, жизненному опыту; символическая творческая деятельность становится инструментом межличностных и внутриличностных коммуникаций.
Арт-педагогика – овладение навыками и умениями, компенсация дефицитарности в сенсорной, двигательной, эмоциональной, интеллектуальной сферах.
Арт-терапевтический метод по своей сути – это метод психокоррекционного воздействия, построенный на использовании искусства как символической деятельности и основанный на стимулировании креативных творческих процессов.
В основе создания продуктов в процессе арт. деятельности лежит целая система побуждений, центральными из которых являются:
1. Стремление субъекта выразить свои чувства, переживания во внешней действенной форме.
2. Потребность понять и разобраться в том, что происходит в себе.
3. Потребность вступить в коммуникацию с другими людьми, используя продукты своей деятельности.
4. Стремление к исследованию окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира в виде рисунков, сказок, историй
Арт-педагогика подразумевает свободное самовыражение, предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека.
Продукты творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека.
Арт. деятельность вызывает в большинстве случаев у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию, безынициативность, сформировать более активную позицию. Арт. деятельность основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.
Выделяют следующие функции арт-педагогики:
Развивающая. Ребенок переживает успех, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. При этом развиваются чувства достижения, собственного достоинства, самоуважения. Происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развивается способность к творчеству, саморегуляции чувств, и поведения, социальная компетентность.
Воспитательная. Способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Взрослый и ребенок выступают, как два равных субъекта. Они принимают и воспринимают друг друга, отношение одного значимо для другого.
Психолого-терапевтическая. Лечебный эффект достигается благодаря тому. Что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатического общения, признания ценности, уникальности личности другого человека, заботы о нем, его чувствах, переживаниях. Арт. терапия способствует возникновению ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха.
Коррекционная. Выделяют две области коррекционного воздействия – индивидуальная и коррекция группы как социальной единицы. Корректируются самооценка, неадекватные формы поведения, способы взаимодействия с другими людьми, нарушение адаптации к существующим условиям и в целом образ «я». Моделирование ситуаций с использованием изобразительных средств позволяет вырабатывать иные, более конструктивные способы поведения.
Когнитивная. У человека формируются ценные социальные навыки, он учится активнее использовать фантазию, формулировать мысли, осознавать те ограничения, которые накладывает реальность с её социальными законами, а также реализовывать творческие потребности.
Диагностическая. Арт. деятельность не является методом диагностики в общепринятом понимании, хотя обладает существенными диагностическими возможностями. Это – деликатный, гуманный способ понаблюдать за ребенком в учебной и вне учебной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции.
Значение aрт — педагогики:
Создает положительный эмоциональный настрой в группе.
Облегчает процесс коммуникации со сверстниками, учителями, другими взрослыми. Участие в арт. педагогическом процессе способствует созданию отношений эмпатии.
Укрепляет культурную идентичность ребенка, способствует преодолению языкового барьера, особенно в многонациональных школах.
Позволяет обратиться к реальным проблемам, которым по каким-либо причинам затруднительно обсудить вербально.
Дает возможность экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выстраивать их в социально-приемлемой форме. Позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.
Развивает чувство социального и внутреннего контроля. Создает условия для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями, стимулирует развитие сенсомоторных умений и в целом правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве.
Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков и художественных способностей в целом.
Повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления.
Эффективно в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.
Позволяет выстраивать отношения с ребенком на основе любви и взаимной привязанности и тем самым компенсировать их отсутствие в родительском доме.
Тема: Взаимосвязь музыки и цвета в живописи. (Два мира)
Цель занятия: Установка на практике взаимосвязи музыки и цвета.
Задачи занятия:
Обучающие:
1) Познакомить с цветовой палитрой, созвучной музыкальному строю предложенных произведений.
2) Познакомить с разнохарактерными музыкальными произведениями (Сен-Санс, Бах, Прокофьев).
3) Закрепить навык свободного владения кистью.
Развивающие:
1) Развить творческую и познавательную активность, сферу
чувств, комплексное мироощущение.
Воспитательные:
1) Воспитать нравственно-эстетическое восприятие мира.
2) Привить интерес к различным сферам искусства.
Тип занятия: Обучающее
Форма организации деятельности детей на занятии: групповая (игровая, традиционная)
Характеристика группы обучающихся: 15 человек в возрасте 7-8 лет,1 год обучения.
Продолжительность занятия: 60 минут
Используемые дидактические и методические материалы:
1) Репродукции работ старших учащихся.
2) Методические пособия (Птица).
3) Музыкальное сопровождение.
Материалы для учащихся:
1) Белая бумага
2) Гуашь 12 цветов
3) Палитра
4) Ножницы
5) Клей
Ход занятия:
На доске закреплена плоская модель птицы без декора, выполненная из белой бумаги. До рассказа сказки она закрыта тканью.
Педагог знакомит детей с гостьей и предлагает послушать её сказку.
Дети присаживаются на ковёр и слушают историю-задание.
Сказка о птице-Музе из страны звуков.
Из далекой страны звуков и музыки летела к нам птица Муза. В волшебной стране звуков и цветов мастера приготовили оперение для нашей гостьи. Ее чудесные перья переливались всеми цветами радуги и радовали глаз, но по пути птица потеряла свои волшебные перья. Теперь Муза просит у нас помощи. А есть ли у нас такие мастера? Сумеем мы с вами музыкально нарисовать? Ребята, давайте подарим ей новые перья! Птица принесла нам в подарок прекрасную музыку, которая поможет нам придумать новое сказочный наряд для нее. Как вы думаете, справимся? Давайте сначала послушаем музыку.
1) Прослушивание музыкальных фрагментов и обсуждение соответствующей цветовой гаммы.
2) Просмотр наглядных пособий, обсуждение.
3) Поочередное прослушивание тематических музыкальных фрагментов и их живописное решение в листе.
Радость (В.А. Моцарт – Маленькая ночная музыка)
Грусть-печаль ( П.И.Чайковский — Старинная французская песенка)
Тревога (Бах- Токката и фуга)
Нежность (Сен-Санс — Лебедь)
Цветовые композиции расположены на листе А-2 без резких границ.
Вопросы к эвристической беседе с учащимися:
1) Как вы думаете, какие цвета подходят к этой музыке? (поочередно к различным муыкальным фрагментам).
2) Почему мы не используем белую и черную краску для изображения радости?
3) Чем будет отличаться по цвету грусть от нежности?
После заполнения листа разнохарактерными композициями, выясняем, какие формы характерны для перьев. Один из учеников показывает форму на доске. После этого, вырезаем перья для птицы Музы без предварительной наметки карандашом. Те, кто первыми вырезали перья, начинают наклеивать их на резиновый клей на птицу и помогают остальным. Педагог организует коллективную деятельность, вовлекает в неё всех учащихся. По ходу работы, обсуждаем, куда какие перья поместить на какую часть птицы. Обращаем внимание на то, чтобы перья были сухими (краска на них высохла).
Подведение итогов
Совместный просмотр готовой работы с анализом результатов проводится в игровой форме. По ходу эвристической беседы закрепляются полученные знания. Дети стоят или сидят полукругом около готовой птицы.
Вопросы на закрепление материала:
-Получились ли перья для Музы разными?
-Каких перьев больше?
-Какую музыку любит наша птица Муза?
-Какая музыка соответствует каким цветам?
Задание на следующий урок: из оставшихся материалов (на цветовых композиционных листах) на следующем занятии каждый сможет составить свою птицу-Музу.
Ожидаемые образовательные результаты:
Полученные результаты соответствуют поставленным задачам:
В сфере обучения:
1) Учащиеся познакомились с цветовой палитрой, созвучной музыкальному строю предложенных произведений.
2) Научились подбирать к разнохарактерным музыкальным произведениями (Сен-Санс, Бах, Прокофьев) различные цветовые сочетания, научились «слушать» цвет.
3)Закрепили навык свободного владения кистью на примере беспредметных композиций.
В сфере общего творческого развития:
1) Продолжилось развитие творческой и познавательной активности, сферы чувств, комплексного мироощущения.
2) Выполнение работы стимулировало развитие фантазии и образного мышления.
3) Учащиеся свободно работали красками, не опасаясь неправильных действий.
В сфере воспитания:
1) Продолжилось воспитание нравственно-эстетического восприятия мира.
2) Учащиеся проявили живой интерес к различным сферам искусства.
3) Закреплялись навыки индивидуальной и коллективной работы, развивались взаимосвязи в группе, взаимовыручка и взаимоуважение, дружеские связи в коллективе.
Критерии оценок работ учащихся по итогам занятия:
1.Соответствие тематике задания.
2.Умение составить композицию в листе. Авторские идеи и находки в работе.
3.Колористическое решение. Соответствие подобранных цветовых сочетаний эмоциональной окраске музыкальных фрагментов.
4.Применение в работе полученных теоретических знаний и практических навыков.
Аннотации к УМК занятия по программе «Первоцвет» 1го года обучения к теме «Взаимосвязь музыки и цвета в живописи. (Два мира)».
Название методического материала
Наглядные пособия разных колористических решений
Форма методического материала
Работы старших учащихся.
Раздел и тема программы
Раздел программы: «Цветоведение» Тема занятия: «Взаимосвязь музыки и цвета в живописи. (Два мира)».
Содержательная структура методического материала
Работы представляют разнохарактерные цветовые абстрактные композиции, эмоционально выразительные.
Содержательная нагрузка методического материала
Работы старших учеников помогают младшим сформировать представление об использовании разных цветовых гамм для создания эмоциональных беспредметных композиций.
Методика применения методического материала
Работы старших учеников используются как демонстративный материал при изучении эмоционального воздействия цвета.
Результативность применения методического материала
Применение данных наглядных пособий позволяет сформировать у детей представление об использовании разных сочетаний цветов, для создания разнохарактерных цветовых композиций. Материал способствует развитию фантазии, помогает при выполнении творческого практического задания, расширяет кругозор и даёт импульс для работы.
Название методического материала
Плоская модель птицы.
Форма методического материала
Подготовленная для групповой работы плоская модель сказочной птицы белого цвета для дальнейшего декорирования учащимися.
Раздел и тема программы
Раздел программы: «Цветоведение» Тема занятия: «Взаимосвязь музыки и цвета в живописи. (Два мира)».
Содержательная структура методического материала
Вырезанная из белого картона плоская модель сказочной птицы.
Содержательная нагрузка методического материала
Модель используется как персонаж в сказке о птице Музе при изучении темы и выполнении коллективной работы.
Методика применения методического материала
Модель используются как демонстративный материал и как образный элемент на занятии.
Результативность применения методического материала
Применение данного демонстрационного материала позволяет погрузить детей в новую сказочную реальность, создаёт основу для дальнейшей работы. Материал помогает при выполнении творческого практического задания, расширяет кругозор, развивает фантазию.
Название методического материала
Музыкальное сопровождение.
Форма методического материала
Аудиозаписи музыкальных произведений..
Раздел и тема программы
Раздел программы « Цветоведение».Тема занятия: «Взаимосвязь музыки и цвета в живописи. (Два мира)».
Содержательная структура методического материала
Методический материал содержит подборку музыкальных произведений: Сен-Санс-Лебедь, Прокофьев-Танец Рыцарей, Григ-В пещере горного короля, Шуман- Мечтание, Бах-Токката, фуга, Прокофьев-Утро, Моцарт-Маленькая ночная серенада (музыка).
Содержательная нагрузка методического материала
Методический материал (музыкальное сопровождение) помогает ученикам сформировать представление о взаимосвязи цвета и музыки, составить собственные колористические соответствия музыкальным фрагментам.
Методика применения методического материала
Музыкальное сопровождение используется как материал при объяснении темы занятия, помогает настроить учащихся на нужный лад, будит творческие способности и фантазию. Также музыкальные фрагменты могут использоваться при закреплении изученного материала.
Результативность применения методического материала
Применение данного музыкального материала позволяет сформировать у детей представление о взаимосвязи музыки и цвета. Материал способствует развитию фантазии, помогает при выполнении творческого практического задания, расширяет кругозор и даёт знания из разных разделов искусства (музыка и изобразительное искусство).
Название методического материала
Цветовой круг.
Форма методического материала
Таблица с изображением цветового круга.
Раздел и тема программы
Раздел программы: «Цветоведение».Тема занятия: «Взаимосвязь музыки и цвета в живописи. (Два мира)».
Содержательная структура методического материала
Пособие содержит подборку оттенков цветов, оформленных в цветовой круг.
Содержательная нагрузка методического материала
Наглядное пособие цветовой круг позволяет ученикам закрепить знания о цветах и их оттенках.
Методика применения методического материала
Цветовой круг используется как наглядное пособие, облегчающее процесс создания собственных колористических решений, также он используется для закрепления изученного материала по цветоведению.
Результативность применения методического материала
Применение данного наглядного пособия способствует развитию умения создавать собственные цветовые гаммы.

Share This Post

Leave a Reply

Перейти к верхней панели