Подготовка доски для иконы.

Подготовка доски для иконы.
Автор — Никольский Михаил Викторович, директор Детская художественная школа № 2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова, г. Тамбов, Председатель Тамбовского отделения Союза педагогов-художников

imgbig.php

 

Уважаемые коллеги! Мы начинаем печатать материалы из учебно-методического пособия М.В. Никольского «Этапы и техника выполнения иконописного образа (на примере иконы Господь Вседержитель)». Подробное описание работы над иконой будет разбито на шесть частей — читайте статьи в следующих номерах нашего журнала! Несомненно, подробнейши0е инструкции, изложенные в учебнике, будут полезны и для объяснения ученикам сложной технологии изготовления иконы по истории искусств, так и для непосредственной работы.  Содержание пособия:

Глава I. Подготовка доски для иконы.

Глава II. Проклейка и грунтовка иконной доски.

Глава III. Обработка тыльной части основы.

Глава IV. Выполнение подготовительного рисунка.

Глава V. Позолота иконной поверхности.

Глава VI. Выполнение подготовительного этапа для написания иконы.

Глава VII. Выполнение доличного письма.

Глава VIII. Выполнение личного письма.

Глава IX. Завершающий этап написания иконы.

Глава X. Экспонирование иконописного произведения.

Снимок

ВВЕДЕНИЕ.
Возрождение духовных традиций русского народа неизбежно связано с возрождением национального искусства. Многие традиции утрачены и уже не восполнимы. Благодаря многим иконописцам прошлого, а так же изографам сегодняшнего дня удалось сохранить и восстановить древнее искусство иконописания. Данный вид церковного искусства имеет выверенную последовательность и структуру, которая даёт возможность создать произведение, сохраняющее древний канон, а так же выразить духовные воззрения совершенного православного иконописца. Данный учебник предлагает возможность, с помощью написания образа Иисуса Христа, освоить искусство уставного Православного иконописания. Чёткая структура и
выверенная последовательность всех этапов выполнения иконописного образа даёт возможность будущим иконописцам внимательно изучить каждый этап и проанализировать
процесс иконотворчества. В пособии предпринята попытка систематизировать технику и технологию создания православного иконописного образа, но предложенный путь не является догмой, а только руководством к действию. Внимательное изучение этапов и техники выполнения, предложенных в пособии, даёт возможность изучить и освоить мир иконы, как один из путей богопознания, выверенный церковью за многие века своего существования. В предлагаемом учебном пособии содержится последовательный и поэтапный материал, объясняющий целостную
систему создания уставной православной иконы с момента выбора древесины и до экспонирования иконы в специфическом пространстве для богообщения.
Безусловно, что существует множество иконописных школ и направлений, которые имеют свои методические разработки и этапность ведения работы над иконой. Нет каких-либо канонических (или даже методических) установок Православной церкви о том, каким образом необходимо вести работу над иконой для иконописцев, но имеется веками
выверенная, логика создания иконописного образа. Заложен так же необходимый результат в виде иконы для богообщения. Икона «выстроена» по специальным церковным законам
и правилам, выработанными Православной церковью за многие века её существования. Эти законы и правила заложены в великих памятниках иконописного творчества и называются
иконописным каноном.
Иконописный канон воплощается на иконной плоскости по специальным правилам и методикам, которые своей целью имеют сохранение древних духовных традиций, основанных на божественном откровении для помощи человеку в богообщении. Чтобы воплотить данную цель имеется специальная технология, техника и методика выполнения иконописного образа. Чтобы суметь воплотить этот опыт необходимо долго учиться основам иконописи для приобретения соответствующих навыков. Перед началом обучения нужно взять благословение у священника для того, чтобы начать обучение иконописи. Представленный в пособии материал иллюстрирует и объясняет каждый этап создания иконописного образа.

 

Молитва о иконописце перед писанием Честных икон.
Существуют специальные молитвы, посредством которых иконописец просит Божьего благословения перед этим ответственным делом — созданием иконописного образа.
1

Икона Божьей Матери именуемая Одигитрия, перед которой совершают моление иконописцы

Моление о иконописце перед писанием Честных икон (перед Б.М. Одигитриею)
Зачало обычное:
Царю Небесный, Трисвятое, по Отче наш, Богородичен: Безмолвны уста нечестивых…
Тропарь Преображению:
Преобразился еси на горе Христе Боже, показывай учеником Твоим славу Твою, якоже можаху: да воссияет и нам грешным светит Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.
Молитва
Господи, Иисусе Христе Боже наш, Сый неописан по естеству Божества, и ради спасения человек в последние дни от Девы Богородицы Марии неизреченно воплотивыйся и благоволивый тако во плоти описуем бытии, иже святый образ пречистаго лика Своего на святом убрусе напечатлен еси, и оным недуг князя Авгвря уврачевал еси, душу еже его просветил еси во еже познати истиннаго Бога нашего, иже Святым Духом вразумил еси Божественнаго апостола Своего и евангелиста Луку написати образ Пречистыя
Матери Твоея, держащей Тебе на объятиях Своих рекшей: «Благодать от Мене Родшагося, Мене ради, да будет с сим образом!» Сам владыко, Боже всяческих, просвети и вразуми душу, сердце и ум раба твоего (имя рек), и руки его направи, во еже безгрешно и изрядно изображати жительство Твое, Пречистыя Матери Твоея и всех святых, во славу Твою, ради украшения благолетия святыя Церкви Твоея, и во отпущение грехов всем, духовно поклоняющимся святым иконам и благоговейно лобызающим оныя, и почитание
относящим к Первообразу. Избави же его от всякого диавольского навождения, егда преуспевает в заповедях Твоих, молитвам Пречистыя Матери Твоея, святого славного апостола и евангелиста Луки и всех святых Твоих. Аминь.
Взято из «Ерминии, или Наставления в живописном искусстве», составленной иеромонахом и живописцем Дионисием фиурноагрофитом.
Глава I. Подготовка доски для иконы
2
1. Прямые липовые деревья на южном склоне.
Для того, чтобы подготовить качественную доску для написания иконы, необходимо выбрать липовую древесину.
■ лучшие деревья для иконы растут на южном склоне, при этом, желательно, чтобы их было много;
■ южный склон имеет наиболее прямые деревья, наполненные наибольшим количеством солнца, а так же на них имеется наименьшее количество пороков;
■ деревья нужно осматривать весной или осенью, то есть до сокоотделения или после того, как отпадут листья;
■ древесина не должна быть очень старой или очень молодой;
■ лес нужно осматривать вблизи водоема, но не у самой кромки берега, так как излишнее попадание влаги сделает древесину труднообрабатываемой;
■ лесное липовое пространство не должно произрастать на замусоренной территории и, тем более иметь механические повреждения или строения;
■ вырубка и подготовка леса обязательно должна быть согласована с лесничеством или организацией имеющей разрешение (лицензию на вырубку леса).
32. Выбранное прямое липовое дерево
При выборе конкретного дерева для его последующей обработки под будущий иконический образ необходимо руководствоваться следующими критериями:
■ дерево должно быть прямым;
■ с минимальным количеством сучков и веток;
■ с максимально однородным покровом коры;
■ без видимых механических повреждений;
■ без гнили и других пороков древесины;
■ не должно быть сильной «конусности» дерева;
■ вокруг дерева не должно быть сырости, плесени, грибов.
43. Подготовленное липовое бревно для изготовления досок
После того, как мы выбрали дерево, его необходимо распилить на бревна размером приблизительно 1,5 метра и, обрубив сучки и ветки, оставить лежать по возможности на этом месте 3-4 месяца до того момента, когда кора начнет отслаиваться. Не снимая коры брёвна необходимо перевести в неотапливаемое помещение в среднем на полгода, а затем в отапливаемое помещение, замотав предварительно торцы дерева полиэтиленовой пленкой. Хранить таким образом брёвна нужно не менее двух лет (чем больше, тем лучше).
В отапливаемом помещении будет хорошо брёвна поставить, но основанием вверх, а макушкой на бетонный пол. Сняв полиэтиленовую плёнку, брёвна хорошо перенести так же в отапливаемое помещение с деревянными полами (можно с каким-либо покрытием) и хранить там минимум 1 год, до того момента, когда понадобится собрать щит для изготовления основы для
иконического образа.
54. Высушенная липовая доска
Как будет окончательно подготовлено бревно его необходимо распилить в столярной мастерской на доски толщиной 50-60 мм.
Полученные доски (специально не снимая коры) сложить в штабель так же в отапливаемом помещении на деревянных полах (можно с покрытием).
Щепки или рейки для укладки досок в штабель лучше иметь из липы или березы.
Доски хорошо укладывать поочередно — широкую сторону доски к узкой стороне последующей (и, соответственно, предыдущей) доски.
Таким образом липовые доски могут храниться неограниченное количество времени, но минимум один год.
65. Липовые рейки «распущенные» для сборки щита.
Для того, чтобы липовый щит под будущую икону был качественным, крепким и долговечным его необходимо «вязать» из липовых реек.
Для этого нужно «распустить» имеющиеся доски на рейки необходимой толщины (чем больше доска, тем толще рейки) в столярной мастерской.
Если имеются пороки оказавшиеся в древесине, то такие фрагменты на рейках необходимо удалить путем выпиливания.
76. Подготовленный липовый щит
Имея «распущенные» липовые рейки можно приступить к сборке щита, который должен быть чуть больше необходимого размера будущей иконы (запас должен быть таким, чтобы можно было свободно опилить и обработать торцы будущего щита).
Рейки для щита должны быть подобраны таким образом, чтобы полосы от готовых колец на торцах реек в целом образовали «ёлочку». В противном случае доску может «выгнуть» и она будет в сечении дугообразной.
Склейку необходимо выполнять натуральным клеем в столярной мастерской, где имеются специальные струбцины, которые при стягивании реек в щит так, чтобы не было видно швов от клея. Рейки должны различаться друг от друга только древесной структурой. Изготовив щит, его необходимо отшлифовать и отфрезеровать так, чтобы угол точно соответствовал 900.
Если со щитом сразу после сборки не планируется выборка ковчега, то его необходимо положить под груз между двумя досками или листами ДСП, чтобы избежать деформации.
87. Липовый щит с выбранным ковчегом
На любой уставной православной иконе можно заметить своеобразную рамочку с незначительным углублением «средника» (от 0,5 до 5 мм в зависимости от размера иконы). Это углубление называется «ковчег». Он имеет глубокую символическую основу, и, поэтому, его игнорировать нельзя (что зачастую можно увидеть на иконах синодального периода).
В зависимости от задуманного сюжета и духовно-эстетических предпочтений определяется ширина ковчега и его глубина.
Выбирается ковчег горизонтальным фрезерным станком со скругленными углами и косой лузгой (лузга — толщина ковчега).
Можно выбирать ковчег вручную, с помощью резцов по дереву — «косяка», полукруглой и плоской стамесок.
Для этого необходимо обрамить ковчег «косяком» под наклоном, затем выбрать продольные полосы (параллельные друг другу) с помощью полукруглой стамески на необходимую глубину. Затем сравнять получившиеся рёбра плоской стамеской. «Косяк» поможет выровнить плоскость. После того, как эта работа закончена, нужно проциклевать тем же «косяком» плоскость
и зашлифовать всю доску (и ее торцы) шлифшкуркой средней зернистости. Необходимо немного сошлифовать острые углы. Таким образом щит с ковчегом будет готов для установки шпонок и для последующей обработки.
98. Вставленные шпонки с тыльной стороны щита
Для того, чтобы получившуюся доску не деформировало её необходимо закрепить так называемыми шпонками. Сохраняются иконные доски посредством различных шпонок, имеются: торцевые, поперечные, продольные, так называемые «бабочки» и т.д.
Опыт показывает, что наиболее существенными и эффективными являются поперечные клинообразные шпонки. Таких шпонок мы установили две, следующим образом:
■ изготовляем две клиновидные и трапециобразные шпонки толщиной как щит под икону, но длиннее ширины этого же щита;
■ выбираем (плоской стамеской или фрезой) пазы на щите под икону для установки шпонок, глубиной на одну треть толщины щита, причём узкие части пазов должны идти друг над другом;
■ с помощью деревянной или резиновой киянки аккуратно вбиваются в пазы таким образом, чтобы икона прочно была закреплена в пазах, но без дополнительной фиксации;
■ с узкой стороны шпонки спиливаются точно с торцом и с широкой стороны оставляя 5-10 мм для необходимой подтяжки;
■ тыльная сторона зашлифовывается шлифшкурками.
P.S.: шпонка изготавливается из плотных пород древесины (чтобы прочнее держать щит). Лучше всего изготовлять шпонки из дуба или красного дерева.
109. Иконная доска с пробитой плоскостью
Для того, чтобы правильно подготовить иконную поверхность необходимо разрешить проблему качественной сцепки всех последующих слоёв (проклейки, грунтовки, красочного слоя и закрепления). Поэтому существует технологическая обработка доски «царапанием», «пробивкой», «полосовкой», «прокоциванием» и т.д.
Мы предлагаем пробить доску ножницами, со слегка затупленными концами, небольшими вмятинами, расположенными хаотически на расстоянии 1-3 мм друг от друга.
Если есть необходимость в частом приготовлении досок под иконописание, то можно изготовить несложное приспособление, взяв 10-20 гвоздей одного размера и стянуть их скотчем (или изолентой), предварительно слегка затупив их напильником или шлифшкуркой.

Продолжение следует.

Оставить комментарий