Responsive Ad Area

Share This Post

Выставки / Детская студия / Дом творчества / Конкурсы / Общеобразовательная школа / Педагогический ВУЗ / Профессиональное училище / Творческий ВУЗ / Художественная школа / Школа искусств

Выставка детского художественного творчества как современный социокультурный проект

Выставка детского художественного творчества как современный социокультурный проект
Авторы —
О.П.Савельева, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова», г. Магнитогорск, E-mail: savelop@mail.ru
imgbig.php

Логотип1

А.А.Кожаринова, магистр 1 года обучения ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова», преподаватель МБОУ ДОД «Детская художественная школа», г. Магнитогорск, E-mail: kogaaa@inbox.ru

imgbig.php1

Логотип1

В пространство художественного образования сегодня все шире входят различные технологии из смежных или взаимодополняемых областей. В данной статье хотелось бы обратиться к двум актуальным в культуре, художественном образовании и эстетическом воспитании понятиям «выставка как социокультурный проект» и «виртуальная выставка-конкурс». Необходимость изучения и теоретического осмысления данных понятий вызваны с одной стороны, достаточно высокой популярностью использования термина «социокультурный проект» с другой стороны, недостаточно корректным его использованием применительно к практике художественного образования. Такое противоречие можно рассмотреть на любом виде художественно-творческой деятельности, однако мы обратимся к виртуальной выставке-конкурсу, так как данная форма сегодня позволяет расширить географию участников проекта и действительно выйти в мировое информационно-коммуникативно пространство.
Отдельно термин «проект» (от латинского project — «брошенный вперед») за более чем вековую историю употребления прошел различные подходы к пониманию: это и результаты архитектурного или машиностроительного проектирования в конце XIX века, и форма организации деятельности во второй половине ХХ века. В толковых словарях добавляются уточнения — «разработанный план сооружения или механизма», «предварительный текст документа» или «замысел, план». Однако, все варианты предполагают предварительную разработку чего-либо.
Ученые предлагают различные определения термина «социальный проект». Поэтому в расшифровке этого понятия основным объектом становится социум, а социокультурный проект, соответственно, должен относиться к социуму и культуре одновременно, быть на стыке этих подсистем.
Луков В.А. определяет социальный проект как «сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению» [3]. В рассматриваемом нами контексте, мы можем определить социокультурный проект как деятельность, направленную на создание духовно насыщенной среды и условий для самореализации и саморазвития человека в культурной сфере.
Для эффективного проектирования необходимо соблюдение следующих этапов:
1 – определение проблемы;
2 – формулировка цели и задач;
3 – разработка мероприятий по реализации идеи проекта;
4 – оценка и привлечение ресурсов;
5 – реализация проекта;
6 – оценка достигнутых результатов.
Проблемы, с которыми сталкивается современное общество в области культуры, определены противоречиями: разрывом между высоким и академическим искусством и популярной массовой культурой, снижением художественного вкуса и интересов у всех возрастных групп, невозможностью использования в полном объеме потенциала духовно-нравственного, эстетического воспитания, художественного образования. На наш взгляд, эти причины лежат в основе широкого распространения и востребованности социокультурных проектов и инициатив.
Одной из актуальных проблем сегодня является формирование в культурно-образовательном пространстве системы эстетических ценностей средствами современного российского искусства. Это возможно осуществить через тесное и продуктивное взаимодействие учреждений образования и культуры, совместно с различными общественными организациями, через деятельность системы непрерывного художественного образования, через систему работы по выявлению и поддержке детей и подростков проявляющих художественные способности в области искусства.
Практика работы с детьми и подростками, анализ состояния художественного образования в современных условиях позволяет выделить следующие тенденции:
движение к интегрированному преподаванию предметов эстетического цикла с акцентом на культурологический аспект (внедрение предмета «мировая художественная культура»);
повышение роли дополнительного образования, как наиболее мобильной составляющей системы непрерывного художественного образования (студии, подготовительные школы и т.д.)
активное внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникативных технологий [4].
Эффективным средством формирования системы ценностей являются выставки-конкурсы детского рисунка или творчества (куда войдет декоративно-прикладное творчество, скульптура, художественное конструирование из бумаги, дизайн и т.д.). Если рассматривать ретроспективно историю проведения конкурсов детского рисунка, то «в этом отношении примечательны конкурсы, проводимые Императорской Академией художеств среди общеобразовательных учреждений России с 1872 г. до самого начала Первой мировой войны» [2, с. 123]. Они позволяли оценить художественную грамотность учащихся и выделить методические принципы обучения рисованию.
Внимание к рисунку ребенка, исследование его как части культуры начинается в нашей стране в 1935 году. Центральный дом художественного воспитания детей РСФСР им. А.С.Бубнова около десяти лет активно проводит конкурсы, олимпиады творчества, собирает уникальную коллекцию (более двухсот тысяч) рисунков детей и подростков. Это стало следствием большой и систематической работы по созданию системы внешкольной работы с одним из направлений – художественно-эстетическим (изостудии, кружки творчества, художественные школы).
В конце ХХ века ситуация меняется кардинально. Система художественно-эстетического воспитания существует, а выставки и конкурсы детского творчества проводятся зачастую изолированно от нее. Детский рисунок перестает быть культурным событием (в истинном понимании этого слова). Конкурсы и экспозиции организовывают в рамках рекламных кампаний, под какие-то «значимые» события, для украшения торговых центров и административных зданий. Получается, что творческое событие для ребенка, праздник диалога автора рисунка и зрителя, который должен понять идею, мысль, настроение становится красивой и модной оберткой для оформления бизнес-проектов и пиар акций.
Положительными примерами очень аккуратной и внимательной работы с маленьким творцом является опыт детской картинной галереи в Ереване (Ж. Агамирян), Русского музея в Санкт-Петербурге (Б.А. Столяров), Мусейона при Государственном Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, музея детского рисунка Института художественного образования РАО, Международной детской художественной галереи в г. Москва, детских картинных галерей в Самаре, Магнитогорске, Тольятти и других городах.
Интересным и действительно социокультурным проектом стала деятельность фонда AdVita («Ради жизни») из Санкт-Петербурга. C 2008 года фондом реализуется проект «Легко-легко», в котором начиналось все с продажи открыток и календарей на основе детских рисунков, подопечных благотворительного фонда. Сегодня это не только несколько тысяч изображений на разных сувенирах, но и акции, мастер-классы, мультсериал «Летающие звери» — огромное пространство воспитания внимания и заботы о больных детях [7].
Стремительное внедрение информационно-коммуникативных технологий во все сферы жизни не обошло и сферу культуры. Известными примерами здесь служат Виртуальный музей Государственного Русского музея, виртуальная выставка ВВС «Рисуя погоду» (2004), виртуальные экскурсии по Лувру, выставка «Ван Гог. Ожившие полотна» (2014), путешествие по маршруту модерна в городе Реус (Музей А. Гауди, Испания), прогноз погоды проиллюстрированный репродукциями работ известных художников на телеканале «Культура» и многие другие.
Это позволяет, по мнению Б.А. Столярова, не только включать музейную коллекцию в образовательное пространство, но и «усовершенствовать стратегию Интернета в области художественного образования и способствовать благодаря доступности изобразительного искусства позитивным социальным изменениям в обществе» [5, c.123].
Не стали исключением и детские галереи. Так например, в Детской картинной галерее Магнитогорска, практически с первых лет деятельности формируется электронный архив детских работ. Сегодня, это виртуальный музей детского творчества http://museum-dkg.ru. На сайтах детских художественных школ мы найдем виртуальные галереи и каталоги выставок. Это и ДХШ г. Магнитогорска http://www.magnitogartscool.ru; и ДХШ №1 им. П.П.Чистякова г. Екатеринбург http://ekaart.ru; и Санкт-Петербургская детская художественная школа №2 http://www.hudozhka2.ru; ДХШ №1 г. Стерлитамака http://rbart1.ru и многие другие.
Опираясь на концепцию художественно-педагогического музея детского рисунка Н.Н. Фоминой, в которой «произведение художественного творчества ребенка рассматривается по следующим параметрам:

1 — как память культуры конкретного народа;

2 — как исторический документ эпохи;
3 — как свидетельство определенной системы художественного образования и воспитания, отражающей понимание возрастных возможностей учащихся;

4 — как факт педагогического метода» [6, с. 25],
современные архивы детских рисунков и их активное использование могут стать на просто искусствоведческим и историческим документов, но полноправным участником современной визуальной культуры.
Информационные технологии постепенно проникли и в выставочную деятельность. Например, региональная выставка-конкурс «Край родной, навек любимый» (организаторы: Магнитогорский государственный университет в лице Регионального центра развития художественного образования, Детская картинная галерея и Детская художественная школа) с 2004 года собирала рисунки и изделия декоративно-прикладного искусства Челябинской, Оренбургской, Курганской, Тюменской, Самарской, Свердловской областей, Республики Башкирия, Ханты-Мансийского АО, Казахстана. В этом комплексном мероприятии организаторы преследовали следующие цели:
1. наладить многостороннее сотрудничество и обмен опытом между различными учреждениями в области культуры, эстетического воспитания и художественного образования;
2. оказать поддержку в распространении положительного инновационного опыта педагогов в системе художественного образования;
3. выявить и оказать поддержку детям и подросткам, проявляющим художественно-творческие способности в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Работы участников конкурса
В первые годы становления выставки-конкурса была отработана нормативно-правовая база, которая включает в себя: организационную программу, Положение об организации и проведении, смету расходов, протоколы выставкома и жюри конкурса, анализ и аналитический отчет [1, с. 21]. В программу мероприятий вошли – непосредственно выставка-конкурс, научно-методический семинар педагогов художественного образования и конкурс методических разработок. Ежегодный анализ демонстрировал, что в регионе реально и действенно существует не только система непрерывного художественного образования, но и сообщество педагогов-художников, заинтересованных в создании благоприятных условий для творческого развития и самоопределения ребенка.
Для большего охвата потенциальных участников, для расширения культурно-образовательного пространства, для позиционирования Южного Урала, как территории, поддерживающей детское и юношеское творчество в 2010 году было принято решение перевести этот конкурс в виртуальный формат. На сайте вуза была создана страница конкурса и основные этапы подготовки и проведения выставки были перенесены в информационно-коммуникативное пространство. Работы высылали в электронном виде, отбор и оценка их членами жюри проводились дистанционно, общение с конкурсантами, итоговые поздравления и рассылка призовых документов так же осуществлялись с помощью интернет-технологий.
Анализ успешности реализации проекта, в таком варианте выставки-конкурса можно оценивать по следующим позициям:
— художественный и профессиональный уровень представленных работ, их количество;
— охват участников по возрасту, учреждениям, по географии;
— оформление выставочного пространства (пусть и виртуального);
— количество зрителей (просмотров);
— заинтересованность обществом (количество упоминаний в СМИ, в том числе и электронных, ссылки на страницу конкурса).
Поведенный анализ за 2010 — 2012 гг. показал, что во-первых, увеличилось количество участников данного проекта (с 800 до 2000 человек); во-вторых, значительно расширилась география и появились участники из Московской, Нижегородской, Костромской, Иркутская, Омской, Кемеровской, Новосибирской областей, республика Саха (Якутия), Татарстан, стран СНГ (Белоруссия, Украина), дальнего зарубежья (Израиль, Турция); в-третьих, появилась возможность привлечения высококвалифицированных специалистов к оценке конкурсных работ из России и зарубежных стран; в-четвертых, удалось расширить за счет дистанционных технологий аудиторию семинара по вопросам методик художественного образования; в-пятых, снизить финансовые затраты участников (на проезд, проживание, пересылку материалов) и организаторов (раздаточные и информационные материалы и проч.).
В 2014 году конкурс обрел новое название «АРТ-ПРО-СМОТР».
Рис1 - афиша конкурса
Он проводится с целью: во-первых, организации многостороннего сотрудничества, обмена опытом между учреждениями образования, культуры, работающими в системе художественного, общего и профессионального образования; во-вторых, оказания поддержки и содействия в распространении положительного инновационного опыта педагогов в системе общего, дополнительного, начального, среднего и высшего художественного образования; в-третьих, выявления и поддержки детей и подростков, проявляющих художественно-творческие способности в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Положение _АРТ-про-СМОТР
В выставке-конкурсе принимают участие работы, выполненные в различных техниках (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, компьютерная графика, анимация, художественное проектирование) в соответствии с темой выставки по следующим номинациям:
«Многогранный мир»
«Тихий мир моих вещей»
«Личность в истории моего края»
«Мифы и сказы родного края»
«Рукотворное чудо» (ДПИ)
«Урал: образ-проект» (компьютерная графика и анимация).

 

Все документы и галерею работ можно посмотреть на странице конкурса.
Планируется сохранить и усовершенствовать технологию проведения подобных выставок-конкурсов. Существуют точки совершенствования – технология электронной площадки, автоматизации подсчета результатов, и подготовки отчетов, генерирования наградных документов. Однако, данные направления работы уже больше относятся к IT-технологиям. Самое важное, что удалось перебороть стереотип, что «художник и компьютер — вещи несовместимые» и «в интернете много всего и неудовлетворительного качества».
Оценивая данный опыт мы можем констатировать, что цифровое расширение выставочного и конкурсного пространства детского творчества помогает создать действительно качественный и высокохудожественный контент и сделать достоянием широкого (пусть и в интернете) зрителя лучшие образцы детского и юношеского творчества.
Рассматривая количественные показатели успешности, мы естественно, не можем не учитывать обучающий, развивающий и воспитывающий компонент виртуальных экспозиций. Подрастающий художник на сайте конкурса может общаться со своими сверстниками из других регионов, учиться и перенимать творческие и художественные приемы и подходы в создании работ, получать заочные консультации от известных художников. Наверное, именно доступность общения со сверстниками и педагогам, обмен художественной и справочной информацией помогут детям и подросткам не только в процессе самоопределения, но и профессиональной ориентации и в творческом развитии.
Использование такой базы и площадки будет способствовать не только образовательным целям, на которые был направлен наш проект, но и более широким социальным, среди которых мы выделяем создание открытого культурно-образовательного пространства и формирование системы эстетически ценностей.
Список использованной литературы
1. Выставка детского творчества: Методические рекомендации по организации, оформлению и проведению/ Отв. ред. О.Ю.Леушканова. Магнитогорск: МаГУ, 2006. — 82 c.
2. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов / С.Е.Игнатьев. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. 208 с.
3. Луков В.A. Социальное проектирование: Учеб. пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003. 240 c.
4. Савельева О.П. Творческое развитие ребенка в изобразительной деятельности: тенденции и проблемы//Актуальные проблемы теоретических и прикладных исследований: язык, культура, ментальность : сборник материалов междунар. науч.-практ. конф. / науч. ред. В. С. Севастьянова, ред.-сост. А. В. Бутова, А. И. Дубских. – Магнитогорск : МГТУ им. Г.И. Носова, 2014. – С. 239 – 243.
5. Столяров Б.А. Экология визуальности в пространстве культуры и музейного образования: к постановке проблемы// Вестник Санкт-Петербургского университета: Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. С-Пб.: Из-во СПбГУ, 2009. С. 122 — 126.
6. Фомина Н.Н. К проблеме анализа детского рисунка// Педагогика искусства. 2007. № 1. С.25 – 29.
7. http://legko-legko.ru

Share This Post

3 комментария

  1. Я согласна с авторами статьи и том, что появление подобных арт — проектов увеличивает возможности детей из периферийных регионов участвовать, побеждать, конкурировать в конкурсах-выставках различного уровня.Сравнить себя с другими, один из важных аспектов обучения.Естественно и то, что с появлением нового информационного пространства появляются новые формы социального общения, которыми нельзя не воспользоваться. Авторы очень подробно и грамотно изложили все плюсы подобных мероприятий, рассмотрен и спектр решаемых педагогических и эстетических задач.

    • Екатерина, огромное спасибо за комментарий. Думаю, что будущее за такими интерактивными площадками и сетевыми сообществами как для педагогов, так и для детей,тем более, что ИКТ дает огромное множество удобных инструментов, одним из которых является данный сетевой журнал

  2. Замечательный проект. Хорошо, что в регионах кипит жизнь. «Душа ребенка — чистая слеза, в ней и тепло, и свет, и откровение, а искренность, доверенность в глазах! И ожиданье доброго общения!» Кристина Нескоромнова.
    И детское художественное творчество — вот кладезь духовного общания ребенка с мипром взрослых. Попытка донести до нас свои чувства, переживания и радости.
    Удачи организаторам проекта.

Leave a Reply

Перейти к верхней панели