Венецианская маска

Венецианская маска
Автор — Н.В. Роот, преподаватель живописи и композиции МБОУ ДОД «Сафоновская детская художественная школа им. В.М.Кириллова»

imgbig.php

Методика представлена на Всемирный конкурс рисунков и методик ART LESSON
Пусть жизнь клокочет и бурлит
В бегущих днях, в минуте каждой,
Я счастлив, что во мне горит
Не угасая, жизни жажда…
Каждый учитель стремится создать духовную и богато насыщенную атмосферу в классе. Воспитание и обучение в художественной школе всегда основывается на творчестве. В процессе урока мы всегда подмечаем, на что способен ученик, стараемся выявить его интересы и конечно вовлекаем в удивительный мир искусства. Ребёнок должен иметь возможность для творчества и делить своё хорошее настроение с друзьями и окружающими людьми. В художке мы даём возможность ребенку воплотить смелые замыслы в жизнь, помочь реализоваться и в дальнейшем найти будущую профессию.
Так и сама я – Роот Наталья Васильевна, благодаря своей Сафоновской художественной школе, получила большой заряд энергии и творческого энтузиазма, который повлиял на выбор моей дальнейшей профессии – учителя рисования, черчения и труда. С 1990 года я стала преподавателем живописи и композиции в художественной школе города Сафонова Смоленской области, закончив СГПИ им.К.Маркса. Заниматься с детьми интересно, они всегда разные и ты не только учишь, но и учишься у них. Я стараюсь не только обучить детей рисованию, но и воспитывать личность.
С Катей Семенковой мы познакомились впервые в 2009 году, когда она пришла в первый класс нашей художественной школы. В течение четырёх лет я была у неё преподавателем живописи и композиции. Это была уверенная в себе девочка, тихая, скромная и немного замкнутая. Катя умело держала карандаш и делала смелые рисунки. В живописи работать девочке было намного сложнее, она чётко видела тональные отношения, но терялась с цветом. Во всех работах Катя проявляла себя трудолюбивой, кропотливой и творческой личностью. По композиции было создано много интересных работ, благодаря фантазии, начитанности и старанию этой способной ученицы. Катя становилась призёром Всероссийских, Областных и городских конкурсов. Она являлась областным стипендиатом «Юные таланты Смоленщины» и городским стипендиатом «Юные таланты» города Сафонова. В этом классе я была классным руководителем и помимо учебных занятий мы много ездили на экскурсии. Когда Катя была ещё во втором классе, мы были на натурных зарисовках (летний пленэр) на конюшне. Такие поездки всегда вдохновляют детей и способствуют большему раскрытию их способностей. Катя проявила себя как мастер наброска. Без устали она зарисовывала уточку, плавающую в пруду, овечек выходящих из стойла и конечно лошадей. Потом она с успехом использовала эти зарисовки для композиции в классе. Мы посещали с ребятами Катиного класса города Смоленск, Вязьма, Гагарин, Москва, были в Бородино. Мастер – классы смоленских художников оказали неизгладимое впечатление на детские души. С целью профориентации мы смотрели, как учатся в средних и высших художественных учебных заведениях. В этом году Семенкова Катя поступила на отделение графического дизайна в Смоленский Государственный Университет им.К.Маркса. Я думаю, те знания и желание учиться прекрасному, которые были заложены в нашей художественной школе, помогут Екатерине в дальнейшем творческом пути.

6.-Семенкова-Катя-и-Роот-Наталья-Васильевна

Тема нашего урока – это «Венецианская маска».
Один из уроков декоративно-прикладного искусства, на котором Семенкова Катя раскрылась, как творческая личность был посвящён традициям празднования карнавалов, мы говорили о венецианской маске. Всех затронула и заинтересовала тема. Венецианские маски являются незаменимым атрибутом маскарадов и просто украшением любого праздника, делая его необычным и загадочным. После просмотра видеоролика с карнавальным шествием и рассказа об истории создания венецианских масок я сказала, что красочные и завораживающие маски вы сможете сделать своими руками и ученики с энтузиазмом начали рисовать эскизы. Это один из сложных, но интересных этапов работы над образом. Ребята пробовали представить популярные маски карнавала — Баута, Венецианскую даму, Кота, Доктора Чума и Вольто. Катя решила представить элегантную и изысканную маску, изображающую знатную венецианскую красавицу времен Тициана. После выбора лучшего эскиза мы начинаем работу по изготовлению маски из пластилина. Процесс изготовления венецианской карнавальной маски трудоёмок и требует терпения и аккуратности.
Папье-маше – оригинальная техника для художественного труда. В переводе с французского «папье-маше» означает «жёваная бумага». Папье-маше было изобретено во Франции в начале XVI века. Основой для приготовления такого необычного материала служат старые газеты или любая мягкая рыхлая бумага.
Для того чтобы создать маску в технике папье-маше необходимо вылепить слепок из пластилина по размерам своего лица, с характерными особенностями (для этого мы берём пластиковую бутылку или стеклянную трёхлитровую банку). Здесь ребята представляют себя как мастера портретной скульптуры. Необходимо хорошо знать пропорции и передать это на объёмной форме. «Старайтесь, проявите свой талант, и ваша маска будет индивидуальна и необычна» — так я говорю в ходе урока, чтобы была у всех уверенность в начатом деле. Бывают неудачи, но если вовремя поддержать словом и немного помочь, то успех гарантирован.
Когда рельеф закончен, мы должны оклеить его бумагой, соблюдая следующую последовательность:
1. порвать газеты на полоски, но ни в коем случае не резать их. Опустить в миску с водой и размочить;
2. приготовить клей для папье-маше. Использовать клей ПВА, смешанный с небольшим количеством воды (одна порция воды к двум клея);
3. смазать пластилиновую поверхность вазелином;
4. двумя слоями покрыть маску газетной бумагой, смоченной водой, не используя клея;
5. после того, как вы нанесли два слоя бумаги, третий и последующие пять-семь слоев наносятся с использованием клея. Причем на лицо, щеки наклеивайте крупные куски, а нос и рот – мелкие. Чем больше слоёв бумаги, тем крепче получается форма;
6. высушить заготовку, снять маску с пластилиновой основы, зашкурить наждачной бумагой;
7. после высыхания сделать прорези для глаз;
8. покрыть маску для крепости и для придания товарного вида следующим составом: алебастра(1 часть), водная эмульсия(1 часть), клей ПВА, вода. Отполировать до гладкости.
Есть ещё один способ для изготовления формы папье-маше. Беру картонные яичные коробки, разрываю на мелкие кусочки, затем их завариваю крутым кипятком и даю размокнуть (6-12 часов). Картонные кусочки перемалываю в миксере до однородной консистенции, и добавляю клей для обоев. Получается довольно-таки однородная, хорошая масса, которую можно укладывать на форму маски небольшим плотным слоем (предварительно смазать вазелином и покрыть бумажной салфеткой, чтобы легко снять затем маску с формы).
После полного высыхания форму заготовки покрываем составом из смеси алебастры и клея ПВА. Хорошо высушиваем, мелкой наждачкой зашкуриваем поверхность. Затем нужно внимательно осмотреть маску и если есть дефекты замазать их ещё раз. Потом покрыть водоэмульсионной краской или белой темперой, для того, чтобы поверхность была идеально гладкой. И уже переходить к украшению маски.
В процессе работы у учащихся развивается глазомер, мелкая моторика рук, художественное восприятие цвета. Ребята получают огромное удовольствие в процессе изготовления масок. Надо сказать, что это ещё и экологически чистый процесс. До 85% заболеваний современного человека связаны с неблагоприятными экологическими условиями: использование некачественных товаров или товаров, содержащих вредные для здоровья человека вещества. Работа с клеем, бумагой, тканью, художественными красками не причинит вреда здоровью человека. Благодаря творческому процессу дети развиваются и считают свою деятельность в дальнейшем легко применимой в жизни.
Украшение поверхности – это медленный и кропотливый процесс с использованием акриловых красок, золотой и серебряной фольги, эмали, лака, дорогих тканей, перьев бисера… здесь все зависит от фантазии художника. Катя, следуя предварительно сделанному эскизу, аккуратно выполнила декор, используя белый и чёрный цвет акриловой краски, дополнив серебром.
Вот и все, мы создали красивую Венецианскую маску своими руками из папье-маше. Чем ярче выглядит изделие, тем красивее оно смотрится, испортить его большим количеством блеска или украшений невозможно, так что можно не стесняться и расписывать маску так, как душе угодно. Но у Семенковой Кати вышла маска «Домино» в сдержанном стиле (соответственно её характеру). После изготовления маски перед нами стал вопрос: положить маску в шкаф и забыть, один раз показав её на просмотре или на выставке? Нет. Мы решили, она должна украшать интерьер класса. И стали думать о дополнении. Взяли деревянную раму без стекла и картон. Возникло интересное дополнение для маски – шахматная доска в перспективе и силуэты античных фигур на дальнем плане. Так же как и маска, фон выполнен в сдержанном стиле, графически, на тональных отношениях с использованием акриловых красок: чёрной и белой. Органза, как в театре кулисы обрамляет картину.
В венецианской маске воплощено игровое начало, которое помогает выйти из рамок реальной жизни. Эта виртуальная действительность удовлетворяет человеческую потребность в радости, в общении, в отдыхе. Италия «гуляла» и карнавальная стихия оправдывала любые превращения. Скрытое под венецианской маской лицо позволяет раскованно открывать свои чувства окружающим.
На школьном новогоднем балу-карнавале в художественной школе маска Семенковой Кати прозвучала по-новому. В дополнение к маске был специально сшит костюм. И с успехом прошло карнавальное шествие в венецианских масках (изготовленных на уроках ДПИ) под песню Игоря Саруханова «Маскарад».
Считаю, что выполненная нами работа на уроке декоративно-прикладной композиции венецианская маска «Домино» в технике «папье-маше», относится к высокой степени сложности. Чтобы выполнить эту работу Семенковой Кате потребовалось изучить литературу, подробно ознакомиться с техникой выполнения масок, набраться терпения, так как при этой технике спешить нельзя. Если следовать всем правилам, то результат обязательно будет положительный. Качество выполненной работы было высоко оценено на Сафоновской зональной выставке – конкурсе детского художественного творчества учащихся ДХШ и художественных отделений ДМШ и ДШИ. Сейчас панно «Домино» украшает класс ДПИ и даёт возможность увидеть следующим поколениям учащихся пример для подражания в дальнейшей творческой работе. Выполняя практическую работу в технике «папье-маше», Катя не испытывали больших затруднений, так как соблюдала технологию изготовления. Получившаяся маска, легко отделились от используемой пластмассовой основы. Катя аккуратно выполнила черновую работу, но труднее всего, на наш взгляд, было оформить маску, придумать ей образ. Здесь нужно было проявить творческое воображение и фантазию, что и сделала с успехом Семенкова Катя и её товарищи по классу. Каждая маска имеет свою индивидуальность. Результат на лицо: мы с работой справились!

Оставить комментарий