Responsive Ad Area

Share This Post

Декоративно-прикладные искусства / Детская студия / Дом творчества / Композиция / Конкурс ART LESSON / Мастер-классы / Методические рекомендации / Общеобразовательная школа / Студия раннего развития / Художественная школа / Школа искусств

ВДОХНОВЕНИЕ ВСЕГДА РЯДОМ (РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ)

ВДОХНОВЕНИЕ ВСЕГДА РЯДОМ (РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ)

Автор — Васильева Валерия Владимировна, заведующая художественным отделением МБОУ ДОД Новогородковская детская школа искусств «Лира», преподаватель первой квалификационной категории.
imgbig.php

Логотип1

Методика представлена на Всемирный конкурс рисунков и методик ART LESSON
Глава 1. О том, кто мы и что умеем.
Позвольте представиться. Меня зовут Васильева Валерия Владимировна. Уже четыре года я преподаю изобразительное искусство в Новогородковской детской школе искусств «Лира» в Одинцовском районе Московской области. До этого были полтора года работы в независимых арт студиях, а еще раньше — долгая и извилистая дорога в поисках своего места в жизни.
В нашей школе учатся дети в возрасте от 5 до 18 лет. Все они такие разные: эмоциональные и прагматичные, застенчивые и харизматичные, серьезные и шаловливые, аккуратисты и любители творческого беспорядка, усидчивые и непоседы, одаренные и очень одаренные, музыканты и поэты, танцоры и спортсмены, актеры и ученые, лингвисты и литературные критики и многие другие. Но всех их объединяет одно – искусство.
Два года назад любовь к творчеству привела в стены нашей мастерской и крепко сдружила семерых маленьких волшебников. Каждый из них обладает своим даром: кто-то властвует над природой, кто-то управляет цветом, кому-то подчиняются бабочки, кому-то во всем помогают котики-разноцветики, кто-то одним росчерком карандаша может создать целый город, а кто-то видит сквозь стены. И есть среди них маленькая фея Анечка, которая может подарить вдохновение любому, просто коснувшись его своей усыпанной драгоценными камнями волшебной палочкой. И надо ли кому-то знать, что это обычная палочка из-под мороженого, облепленная радужным пластилином и украшенная от края до края стразами и бисером? Волшебство Анечки всегда срабатывает.
Дар семилетней феи Ани Ковалевой возлагает на нее большую ответственность. Муза нужна не только живописцам, но и театралам, музыкантам, танцорам, рукодельницам, даже игрокам в настольный теннис. Анечка поспевает на своих невидимых крылышках везде. Она никогда не опускает руки и не дает это сделать другим, трудится как пчелка и тем самым подает пример. В ее маленьком сундучке лежат невидимые и неиссякаемы сокровища – любовь и вдохновение. И наша юная волшебница всегда готова ими поделиться с мамой и папой, с младшей сестренкой, с бабушкой и дедушкой, с друзьями и учителями. А Вам не нужно немножко волшебства?

Ковалева_Васильвеа_лира

Глава 2. От Африки до Арктики.
Конспект урока, написанный на простом языке, но с применением педагогических терминов.
Тема урока: от Африки до Арктики.
Уровень сложности: просто и весело.
Сколько человек может одновременно выполнять это задание: от 1 до бесконечности. В нашем случае, семеро юных художников в возрасте 7-8 лет и один взрослый подмастерье.
Вид урока: декоративная композиция.
Тип урока: комбинированный (вспомнили и повторили, узнали немного нового и применили, закрепили, проверили, оценили, усвоили).
Цель: создать декоративную композицию в теплой или холодной цветовой гамме.
Задачи урока:
Образовательные:
— закрепить знания о теплых и холодных цветах;
— усвоить способы выделения композиционного центра в работе;
— познакомиться с выразительными возможностями фактурных поверхностей;
— овладеть навыками работы с гуашью.
Развивающие:
— развитие творческих способностей детей, воображения;
— развитие художественно-эстетического вкуса;
— развитие восприятия цвета;
— развитие уверенности в себе, коммуникабельности.
Воспитательные:
— воспитание бережного отношения к окружающему миру;
— воспитание трудолюбия и усидчивости, аккуратности;
— воспитание потребности в самостоятельной творческой деятельности.
Материалы для преподавателя: классный журнал для «пятерок», методические таблицы по цветоведению, шаблоны с изображением животных, иллюстративный материал, наборы самодельных мозаик (puzzle).
Материалы для учащихся: гуашь, картон формата А4, кисти, клей (клей-карандаш, жидкий клей), бумажные салфетки, ветошь, палитра, карандаш, баночка для воды, ластик.
Форма организации обучения: фронтальная, т.е. работаем одновременно по всем фронтам, но ни на секунду не забываем, что каждый из юных художников – маленькая личность со своими индивидуальными особенностями и потребностями.
План урока или как это должно быть в идеале:
Организационная часть 5 мин.
Беседа (повторение пройденного и сообщение нового материала) 15 мин.
Практическая работа учащихся 60 мин.
Индивидуальное консультирование и помощь в процессе работы
Обсуждение работ 5 мин.
Завершение урока 5 мин.
Ход урока или как все было на самом деле.
Организационная часть. Это один из самых приятных моментов. Мы не виделись неделю. А значит, здесь не обойтись:
без приветственных слов,
без экстренных новостей о новой карусели во дворе, о приезде цирка-шапито, о наконец-то вызубренной таблице по умножению или о непослушной кляксе в прописях,
без демонстрации новых игрушек, нарядов, заколок, пеналов, красок и так до бесконечности,
если бы не пресловутый лимит времени в пять минут. В итоге мы имеем всего пару секунд, чтобы настроить малышей на рабочий лад, проверить наличие у них необходимых материалов и проставить «точки» в журнале.
Беседа. Беседу лучше не затягивать. Если Вы вдруг в середине объяснения темы услышите тонкий голосок: «А когда мы будем рисовать?» — значит, Вы снова просчитались со временем или краткость не Ваш талант. Моим ученикам на этом занятии повезло, так как ранее они уже не раз сталкивались с понятием теплохолодности цвета, а значит, им не нужно было долго напрягать свои ушки и глазки.
Беседа началась с игры — это актуализация полученных ранее знаний, если выражаться умным языком. Группа делится на две команды. Преподаватель заранее выполняет 6 изображений:
Арктика в теплой гамме.
Африка в холодной гамме.
Африка в теплой и холодной гамме (puzzle, заранее разрезать на 16-20 частей).
Арктика холодной и теплой гамме (puzzle, заранее разрезать на 16-20 частей).
Сначала детям демонстрируются картины с несвойственной им цветовой гаммой. Что не так? Ребята с удовольствием всё подробно объяснят и всему научат. В конце концов, им ли не знать, какими бывают Африка и Арктика. Они же волшебники! Зачем самолет, когда нужно очутиться на другом континенте, если есть волшебная палочка?
Маленьких волшебников трудно ввести в заблуждение. Они знают, что положить в чемодан, если летишь на Северный полюс. Что в Африке не обойтись без воды, головного убора и теплой одежды. Теплой одежды? Зачем? Что белые медведи и пингвины не знают о существовании друг друга, так как живут на разных полюсах (если, конечно, мы говорим не о зоопарке). Что Солнце восходит в Арктике в марте, а заходит в сентябре? Что у слонов до 50 домочадцев в семье. Что язык у жирафа длиной полметра. Зачем жирафу нужна длинная шея, слону хобот, верблюду горб, оленятам пятна на спинке. («Ну и при чём здесь изобразительное искусство?» — спрашиваю я себя.)
А так как взрослые мало что принимают на веру, детки запросто докажут, что умеют собирать мозайки, ориентируясь не только по деталям изображения, но и по цветовой гамме (Африка — для одной команды, Арктика – для другой).
Творческая часть.
Декоративная композиция создавалась с использованием шаблонов животных. Было предложено обойтись и без них, но никто не изъявил желание рисовать сам. Представляя шаблоны детям, загадывались загадки:
У мамы и у ребяток
Вся одежда из заплаток,
Ну а шея — подъемного крана длиннее.
(Жираф)
Он громаден и силен,
Не страшит его питон,
Не стыдится царь зверей
От него сбежать скорей!
(Слон)
У леса, на опушке
Увидали мы зверушку:
Скачет, словно мячик.
Кто же это? Верно, … .
(Зайчик)
Житель Крайнего Севера,
Где нет, ни куста, ни дерева.
Он снег  и землю бьёт копытом,
Чтоб быть довольным, сильным, сытым.
(Северный олень)
Работа выполнялась в несколько этапов:
Замысел. Определяемся с композицией будущей работы: что, где, когда, с кем, какой и так далее. Сложный и ответственный этап. Если возникают затруднения, на помощь спешит Анечка Ковалева со своей вдохновляющей волшебной палочкой.
Подготовка фактурной основы под живопись. Фактура? Что это? Для того, чтобы стало проще понять, у преподавателя в коробочке сложены различные предметы разной фактуры и текстуры. Чтобы создать необычную поверхность, картонки обклеивались мятыми салфетками (например, фактура снежного покрова или стены в пещере), наносились выступающие контуры (например, рога оленей, деревья) и капли (падающий снег, глаза) с помощью жидкого клея. Для ускорения процесса просушка основы осуществлялась феном.
Линейный рисунок животного по шаблону.
Этапы 2 и 3 идут параллельно в зависимости от первоначального замысла.
Расцвечивание работы гуашью. Цветовое решение — либо в теплой, либо в холодной гамме. Ребята размышляли над тем, как цвет может помочь подчеркнуть главное в их работе. Пробовали поиграть с ритмом цветовых пятен. Например, в случае с Аниным рисунком изначально планировалось выполнить работы в родственных цветовых сочетаниях, выделяя главное тональным контрастом. Но в итоге Аня все переиграла, началось все с золотых хлопьев снега, а закончилось красным оленем. У нас на занятии возникла еще одна трудность: так как мы души не чаем в акварели, гуашью работать было очень непривычно, особенно, что касается ограничений в разбавлении водой. Но и здесь был найден компромисс.
Окончательная доработка картины, обобщение.
Работа кипела, время летело не заметно. Анечка вообще не поднимала глаз от своей картины, не торопилась, обдумывала каждый свой шаг.
Но час – это очень много, поэтому в середине практической работы провели физкультминутку и взяли игровую паузу на пару минут. Снова две команды. Одна из них изображает на доске домик для какого-нибудь животного с учетом его характерных особенностей (длинная шея жирафа, объемы слона, рога оленя, горбы верблюда и т.д.), а другая пробует угадать, для кого это жилище предназначается. Поменялись.
В конце урока убрали всё со столов, навели порядок, умылись, отряхнулись, улыбнулись и с чувством честно выполненного долга обсудили получившиеся работы. Обратили внимание на цветовую выразительность. Попытались описать чувства, которые вызывают те или иные рисунки. Вспомнили, что мы делали на уроке? Почему выбрали ту или иную цветовую гамму? Как создать фактурную основу? В каких случаях ее применяют? Похвалили друг друга за проделанный колоссальный труд, заменили «точки» в журнале на «пятерки» и пожелали всего самого доброго. Юные волшебники отправились отдыхать и договорились встретиться снова. Через неделю на том же самом месте и в тот же самый час. Только Анечка решила вернуться на следующий день, так как в порыве вдохновения она задумала картину, требующую большего времени для исполнения.
Глава 3. А теперь серьезный разговор…
Меня постоянно занимает вопрос: как развить творческие способности детей, особенно, в художественной деятельности? Да и стоит ли скрывать, что собственные творческие возможности интересуют меня не меньше. А еще как не поддаться соблазну всё бросить, если что-то вдруг перестало получаться или новая тема важная, но до боли нудная?
Творчество. Творение. Творить. Что это за деятельность такая? Поиски и создание чего-то нового? Мы найдем много определений слову «творчество», но оно все равно останется для нас загадкой, разгадать которую каждый человек должен сам.
Какие качества включают в себя творческие способности? И имеем ли мы право делить детей на способных и не очень? Можем ли мы допустить, что в каждом человеке заложен творческий потенциал, что творчество – это естественная функция мозга, которая незаменима во всех сферах человеческой деятельности? Можем ли мы дать готовые рецепты развития этих способностей? Как научить ребенка видеть мир глазами художника, замечать необычное в обычном, развивать внимание к линиям, формам, цвету, избегать готовых композиционных решений?
Конечно, наиболее благоприятное сфера для развития творческих начал – это работа над тематическими и декоративными композициями. Здесь дети имеют большую долю свободы даже при соблюдении законов, правил и средств композиции, знания которых во много облегчают путь к вершинам мастерства и помогают поддерживать уверенность ребенка в себе на необходимом для дальнейшей работы уровне. Что имеется в виду? Представим себе, что мы хотим украсить рамку для фотографии красивым орнаментом, но при этом по незнанию игнорируем ритмичность в построении композиции. Или при изображении городского пейзажа сталкиваемся с неумением изображать здания в перспективе. То есть в голове создается образ того, как это должно выглядеть, а на бумаге получается все прямо противоположно. Отсюда неуверенность в своих способностях, желание бросить занятия. Таким образом, творческие поиски ни в коем случае не исключают академическую школу.
Но законы законами, а без доли шалостей нам не обойтись. Здесь огромным подспорьем являются смешанные техники изображения: состаривание поверхностей с применение специальных составов или подручных средств, имитация различных фактур, использование разноплановых материалов (акварель с пастелью, акварель с тушью, акварель и соль, акварель и восковые мелки и т.д.) и многое другое.
Очень хорошо развивают воображение поиски различных точек зрения на одну и ту же ситуацию. В буквальном смысле. Например, мы изображаем знаменитый и любимый нами теремок. Как он будет выглядеть, если посмотреть на него глазами мышки-нарушки, лягушки-квакушки, медведя и т.д.? А если нарисовать его не снаружи, а изнутри. А если взглянуть на него с позиции домовёнка, спрятавшегося за печкой? Преподаватель должен всегда мотивировать ребят к нестандартному взгляду на привычные вещи.
Можно попробовать предложить детям дословно проиллюстрировать такие фразеологизмы, как «без царя в голове», «бояться собственной тени», «время бежит», «бросать слова на ветер», «водить за нос», «дошло как до жирафа», «считать ворон», «делать из мухи слона», «строить глазки», «не в своей тарелке».
Что мешает нам взять известное литературное произведение и придумать картину, отображающую предысторию или продолжение уже известных нам событий. Например, как гномы жили до встречи с Белоснежкой.
Вариантов развития творческих способностей очень много, особенно если говорить о маленьких детях. Со старшими ребятами сложнее, так как они взрослеют, меняется мировоззрение, новое восприятие действительности, другие запросы и интересы, задачи стоящие перед ними усложняются. Но и здесь можно найти решение.
Даже в таких, казалось бы, рутинных заданиях как натурные постановки важно не забывать о творческих началах. Например, мы хотим изучить конструктивные, тональные, колористические аспекты изображения натюрморта, но избежать простого копирования натуры и не потерять интерес к постановке. Значит, помимо учебных задач, ставим задачу творческую: отобразить характер и интересы владельца вещей или за счет колористического решения выразить идею дружбы, свободы, радости. Или изобразить одну и ту же постановку в различных стилях – модерн, реализм, импрессионизм, символизм, кубизм и т.д. Здесь уже не обойтись без познаний в истории искусств.
Творчество невозможно без развития восприятия, памяти, мышления, воображения. А значит, необходимо постоянное накопление жизненных наблюдений и впечатлений, расширение и обогащение знаний и представлений. Не стоит зацикливаться исключительно на вопросах, связанных с изобразительным искусством. Нужно расширять кругозор детей, а следственно и свой тоже, применять интегрированные занятия с другими дисциплинами (поставить спектакль с собственноручно изготовленными декорациями, заниматься живописью под музыкальное сопровождение, читать хорошие книги, изучать устройство мира и т.д.)
Безусловно, духовный мир ребенка держится на эмоциях, поэтому атмосфера занятий, окружение, грамотная организация работы – всё должно работать на поддержание психологического комфорта. Сотрудничество, сотворчество, взаимовыручка, понимание и принятие каждого ребенка как отдельной личности со своим темпераментом, характером, даже настроением в конкретный день – этим всем нельзя пренебрегать.
Не стоит забывать об известных нам общедидактических принципах последовательности от простого к сложному, от общего к частному, доступности, наглядности и другим.
Говорить на эту тему можно бесконечно. Сколько педагогов, столько мнений и подходов. Каждый раз я задаю себе все больше и больше вопросов о природе творчества и способах его развития, и не на все из них у меня есть ответы. Единственное, что я знаю наверняка и во что безоговорочно верю, что искусство должно нести красоту, правду и добро в этот мир. Научиться этому можно только у детей. Ребенок — всегда «первооткрыватель». В мире, увиденном детскими глазами, причудливым образом переплетаются реальность и фантазия. Детское искусство – всегда импровизация, но мы-то знаем, что импровизация часто основана на знаниях, умениях и навыках.
С помощью линий, красок, композиции, динамики изображения ребенок ведет свой рассказ, выражает отношение к увиденному. Испытываемые ребенком радость и наслаждение от процесса художественного творчества, от встречи с прекрасным способствуют воспитанию в нем чувства эмпатии к окружающему миру.
И все же. Можно ли найти универсальный для всех способ развития творческих способностей? Думая об этом, вспоминается изречение Томаса Альва Эдисона: «Гениальность — это 1% вдохновения и 99% тяжелой работы».
В заключение хотелось бы рассказать еще одну короткую историю о волшебнице Анечке Ковалевой. Анюта заранее готовилась ко дню рождению своей младшей сестренки. Она достала из копилки свои сбережения и купила в магазине подарок, еще сшила маленький рюкзачок с медвежонком на кармашке и очень хотела подарить ей какой-нибудь красивый рисунок. Но с рисунком вышла незадача – не хватило времени дорисовать при таком напряженном графике (сами понимаете, быть феей нынче хлопотно). Я предложила Анечке свое маленькое декоративное панно, которое выполнила примерно за час для показа детям на уроке в качестве примера исполнения. Анюта поблагодарила, положила работку к себе и уже собиралась уходить, как вдруг на секунду задумалась. Молча, открыла свою папку с рисунками, быстро перебрала пальчиками листочки и протянула мне простой и очень искренний пейзажик: елочка, рядом дерево и желтое солнышко на лазурном акварельном небе. Вот так.
«Ни высокая степень интеллекта, ни воображение, ни оба вместе не создают гения. Любовь, любовь, любовь, это душа гения»
Вольфганг Амадей Моцарт
Список литературы
Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1967.
Ермолаева – Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, — 2003.
Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961.
Карла Сонхайм. Художественная мастерская: графика. –СПб.: Питер, 2014.
Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры: учеб. пособие. -/Б.П. Никитин.-М. : Просвещение, 1989.
Оливер Лёр, Кристина Шапер. Акриловая живопись. Имитация старения. – М.: АРТ-РОДНИК, 2010.
Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе / Н.И. Пьянкова – М.:Просвещение, 2006.
Фиона Уотт. Энциклопедия юного художника. – М.: РОБИНС, 2010.

Share This Post

Leave a Reply

Перейти к верхней панели