Освоение техники «Объёмный текстильный коллаж» на уроках декоративно – прикладного искусства.

Освоение техники «Объёмный текстильный коллаж» на уроках декоративно – прикладного искусства.
Автор — Андрушкевич О.В., преподаватель МОУ ДОД «ДХШ №3» г.Белово.
Техника текстильного коллажа — далеко не новый вид деятельности в ДПИ. Текстильный коллаж представляет собой самобытное направление декоративно-прикладного искусства с технологией создания композиций путем наклеивания деталей на основу, в котором объединяются исторические народные традиции создания орнаментальных композиций и новаторские тенденции создания сюжетных и жанровых композиций на плоскости, вид художественно-творческой деятельности. Возникновение техники «Объёмного текстильного коллажа» сложилось из моего личного педагогического опыта в различных техниках ДПИ: вышивки атласными лентами, ткачества, батика и текстильного коллажа. Предложенный мной вариант объёмного текстильного коллажа — это реализация новых творческих возможностей в художественном проекте по ДПИ. Включение объемной текстильной формопластики в изготовление композиции, является новым приемом в работе с тканями в творческом коллажном выполнении.
Объёмные элементы выполнены в технике «лоскутная формопластика»
«Объёмный коллаж» — программа, направленная на углубление знаний в технике работы с текстильным материалом. Объёмные элементы в текстильном коллаже способствуют большему раскрытию образа и содержания декоративной композиции. Объёмный коллаж – это совокупность многих дисциплин детской художественной школы. В данном предмете мы прослеживаем связь с такими предметами, как цветоведение — это умение грамотно подобрать оттенки текстиля и выложить в определённый колорит. Станковая композиция так же играет значительную роль в работе над эскизами, так как знание композиционного построения является единым для всех дисциплин в художественном образовании. Рисунок – это неотъемлемый предмет в работе над объёмным коллажем, так как здесь требуется умение рисовать: предметный мир, пейзажи, подводный мир, человеческие фигуры, животных и многое другое. На уроках истории искусства учащиеся впервые знакомятся с понятием объёма, изучая рельеф, барельеф, горельеф. Что особенно важно в тесной связи предмета истории искусства с предметом ДПИ — это изучение архитектуры, так как учащиеся не редко обращаются к архитектурным элементам в своих декоративных композициях и сюжетам, изучаемым на уроках истории.
Данный курс обучения построен в последовательной системе, раскрывающей декоративную грамоту, подводящую учащихся поэтапно идти от академического изображения к стилизованному.
На первом этапе учащиеся выполняют ряд упражнений из текстильного материала на «силуэтную стилизацию».
Затем следует этап в разработке, который и является инновационным в технике текстильного коллажа – это выполнение объёмных элементов в текстильном материале. На данном этапе освоения курса проводится вводная беседа о различных видах и техниках декоративно – прикладного искусства, сопричастного с текстилем. Учащимся предлагается просмотр декоративных работ из методического фонда школы, методическая литература, интернет – ресурсы, где мы рассматриваем следующие виды ДПИ:
1. объёмная лоскутная формопластика и обработка материала.
2. вышивка атласными лентами
3. вышивка английской гладью
4. вышивка бисером
5. плетение
6. батик (роспись объёмными контурами)
4
Объёмные элементы выполнены в технике «Роспись объёмными контурами по ткани»
Программа «Объёмный коллаж» реализуется за 1 год обучения по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись» в её вариативной части. Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом — 2 часа в неделю, 66 часов аудиторной нагрузки в год и 66 часов самостоятельной работы в год. Максимальная учебная нагрузка составляет в год 132 часов. В конце курса обучения учащиеся выполняют контрольную творческую работу — текстильный объёмный коллаж.
Форма проведения учебных аудиторных занятий групповая. Оптимальный возраст для освоения данной программы 13 – 15 лет.
Основными целями и задачами освоения курса ДПИ объёмный коллаж являются:
1. Эстетическое воспитание и духовно – нравственное развитие у учащихся.
2. Информирование учащихся о культурных ценностях разных народов мира в области ДПИ.
3. Приобщение учащихся к декоративно – прикладному искусству как культурному наследию.
4. Выявление и развитие творческих способностей у учащихся.
5. Обучение основам изобразительной декоративной композиции, формирование практических навыков работы с декоративными материалами.
6. Формирование умения находить межпредметную связь ДПИ и другими предметами изобразительного искусства, применение её в практике.
Объёмные элементы выполнены в технике росписи объёмными контурами по ткани и ткачества.
Так же важную роль в данном курсе ДПИ играет образное мышление, дающее в полной мере выразить замысел автора. Чувство ритма и композиционные знания, способствуют создать гармоничную работу. В ходе работы над текстильным коллажем, очень важно для учащегося, определить метод выполнения объёмных элементов. Здесь большую роль играет информация и опыт в разных техниках и направлениях ДПИ. На последнем этапе, нужно правильно оформить работу в технике «Объёмного текстильного коллажа», выполнив текстильную раму, либо другими декоративными способами: плетение, вышивка и т.д.
Объёмные элементы выполнены в технике вышивка атласными лентами, вышивка английской гладью, шитьё бисером и лоскутной формопластикой.
По завершению курса обучения в технике «Объёмного текстильного коллажа» учащиеся приобретают определённые навыки и опыт в работе с текстилем, усваивают понятия «силуэтной стилизации» и «объёмных элементов». Данная техника в работе с текстильным материалом вызывает у учащихся творческий интерес, расширяя их образное мышление и практическое исполнение.
Я практикую технику «Объёмный текстильный коллаж» всего два года. С целями и задачами учащиеся успешно справляются. Надеюсь, мой опыт в работе с текстильными материалами, найдёт своих последователей. Я предлагаю к просмотру некоторые работы своих учеников.
Объёмные элементы выполнены в технике вышивка атласными лентами
Список литературы:
1. Ди ванн Никерк Объёмная вышивка , Москва «АСТ – ПРЕСС» 2004г.
2. Банакина, JI.B. Лоскутное шитье: Техника. Приемы. Изделия Текст. / Л.В. Банакина. М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА. — 2007.
3. Денисова, Л.Ф. Лоскутное шитье и аппликация Текст. / Л.Ф. Денисова. М.: Культура и традиции, 2008. — 112 с.
4. Джилда Бэрон Картины из вышитых цветов, Кристина и Новый век,
Москва, 2004г.
5. Журнал по лоскутному шитью «Чудесные мгновения» 5 – 6, 2009г.
6. Журнал по лоскутному шитью «Чудесные мгновения» 9 – 10, 2004г.
7. Журнал по лоскутному шитью «Чудесные мгновения» 11, 2002г.
8. Журнал по лоскутному шитью «Чудесные мгновения» 3 – 4 , 2006г.
9. Журнал по лоскутному шитью «Чудесные мгновения» 7 – 8 , 2002г.
10. Хобби и декор «Деко» 5, 2011г.

Оставить комментарий