Блог художника и педагога

Блог художника и педагога
Очерк с методическим содержанием)
Даниилу Белову, московскому молодому художнику, сейчас 27, и главное его занятие в текущий момент жизни — писать. Писать картины, писать диссертацию, записывать видеоуроки… Да-да, а ещё ему хватает времени и сил преподавать в художественной школе. Или наоборот — хватает сил после этого много писать. Вот такой закрученный жизненный сюжет — а Даня, как ни в чём ни бывало, всё успевает: и выставляться, и интервью зарубежным журналам раздавать, (замечательные статьи о нём опубликованы в Chamberlainfineartgalleries  и в Outdoorpainter), и заниматься любимым делом.
Но для современников и потомков Даниил явно запомнится не только личным творческим примером — но и абсолютной щедростью при обращении с секретами мастерства. Трудно посчитать, сколько у него учеников — потому что уроками он не стесняется делиться на широких просторах сети. А на это, знаете ли, немногим хватает смелости и внутренней свободы; не денег, а искусства ради… Даниил ведёт свой личный блог, куда, не жалея, выкладывает все изведанные, прожитые и прочувствованные секреты творчества. А поскольку современных детей так трудно оторвать от экрана — может быть, вот что стоит предложить им для изучения? Даниил начал собирать очень хорошую методическую библиотеку. К каждому видеоролику прилагается краткий конспект.

1. Для первого пейзажа лучше взять простой сюжет с тремя большими объектами: поле, лес (масса деревьев) и небо
2. Сначала смотрим на пейзаж и думаем: что самое темное и что самое светлое, что холоднее по цвету и что теплее, как что соотносится по цветам (что зеленее, краснее и так далее).
3. Первым шагом намечаем композицию, удобно это делать карандашом
4. Намечая композицию, не делите холст прямой горизонтальной линией, в особенности на равные части. Это будет смотреться скучно.
Попробуйте сделать линию леса и травы не идеально ровной, чтобы она выглядела более естественно. Но не надо стараться делать это с фанатичным рвением, передавая каждую детальку и забывая об общем образе.
Со временем надо учиться заранее представлять в голове как будут выглядеть основные пятна на композиции («лес займет вот столько то и он будет темным, трава столько-то и будет средней, а небо столько»), и тогда можно будет постараться расположить всё так, чтобы получилось равновесие: никакому пятну не тесно, не кажется, что какой-то кусок неудачно обрезан границами листа. Подробнее об этом я постараюсь рассказать в следующих уроках.
5. Для первого раза большой формат не нужен. Надо сделать первые ошибки на этом упражнении, чтобы потом с легкостью делать более сложные работы.

Конспект:
1. Делаем подмалёвок на умбре, разведенной до состояния акварели дамарным лаком, разбавленном пиненом или терпентином (подробности здесь).
2. Стараемся передать соотношения тонов при помощи подмалёвка
3. Стараемся легонько разогнать кисточкой краску по холсту
4. Следим, чтобы линия леса была неровной и не симметричной (если мы не хотим показать какой-то искусственно посаженный лес).
5. Можно сразу работать пятном, то есть не рисовать вначале контур, а потом его закрашивать мазками область внутри него, а стараться сразу кистью рисовать пятно такой формы, какой нужно, без всяких предварительных контуров.
6. Убираем кисточкой большие комки краски и большие наслоения краски

Конспект:
1. Нижняя граница пятна леса не должна повторять в точности верхушки деревьев (верхнюю границу леса), чтобы не получалось «ленточки»
2. С помощью лака можно стереть и подправить те места, которые плохо вышли
3. Небо покроем прозрачным лаком, чтобы сохранить его светлоту.

Конспект:
1. Подмалёвок сделан — можно вылить лак и работать красками без всяких разбавителей
2. Выдавливаем те краски, которые точно понадобятся, а остальные можно довыдавить по ходу дела
3. Проще начинать с самого темного объекта, с самого светлого пятна, с самого яркого, надо выбрать тот вариант, который вам удобнее. Можно использовать и другие последовательности, но для новичков проще выбрать какую-то из этих трех. Этот первый объект будет точкой отсчета, по отношению к которой будет подбираться цвет других объектов
4. Небо имеет градиент (плавное изменение цвета) по теплоте и светлоте по вертикали и горизонтали, его надо передать. В нашем случае, небо к горизонту становится светлее и теплее (в пасмурную погоду оно может становиться темнее к горизонту). По направлению к солнцу оно тоже становится теплее и светлее (солнце справа).

Конспект:
1. Цвета, которые будут лежать на картине рядом и на палитре надо замешивать рядом. На простом пейзаже можно замешать всё заранее, а можно постепенно замешивать рядом каждый следующий цвет.
2. Лес тёмный по сравнению с остальными объектами, но вовсе не черный.
3. Сначала наберём основную массу травы. Цвет травы меняется в зависимости от её удаления от нас (теплее и ярче вблизи, и холоднее и менее насыщенно вдалеке), а также она меняет тон (темнее светлее) по мере удаления, и тоже самое в горизонтальном направлении (слева направо). Смотрите на натуру, чтобы уловить эти различия.

Конспект:
1. Не ленитесь сразу поправить неверно схваченные отношения, исправлять потом себе дороже
2. Следите, чтобы предметы не путались по тону между собой (то есть, чтобы было понятно, что темнее, а что светлее)

Конспект:
1. Не все материалы позволяют легко вести работу в любой последовательности, например, часто в акварели лучше сначала сделать самое светлое и постепенно идти к противоположному тону по одному крупному объекту за шаг. Например, тут мы шли от самого светлого пятна (неба), потом сделали траву (среднее по тону пятно), а в конце — лес (самое тёмное пятно), но свет и тень на каждом из этих объектов в общих чертах мы написали сразу, так удобнее сравнивать их общие тона.
2. Деревья сверху светлее и холоднее (особенно в тенях). Свет как бы окутывает макушки деревьев, потому что они тонкие. Макушки могут и не быть холоднее, например на закате, когда верх дерева залит тёплым светом, а низ в тени.

Конспект:
1. Не надо «нырять» сходу в детали. В первых этюдах гораздо ценнее научиться следить за отношениями цветов и тонов, а детали будут отвлекать от этого и сильно усложнять работу.
2. Место, где деревья касаются травы довольно размытое, нерезкое
3. Полезно сохранять замешанные цвета на палитре, а не сразу счищать или замазывать их. Тогда можно будет ими поправить что-то чуть позже.
4. Когда отношения взяты, можно проработать детали. Хотя, конечно, кое-кто умудряется сразу прописывать детали, и не терять из виду общего образа. Начинающему, может быть, делать именно так будет привычнее, но хорошего результата будет добиться очень сложно.
Начинающие очень любят увлекаться деталями и стараться максимально классно их сделать, забывая про всё остальное. Часто они пытаются сделать этот фрагмент точно так, как в натуре. В итоге очень часто такого результата, как ожидалось, не получается, и автор начинает бесконечно переправлять детально проработанный фрагмент.
Дело в том, что те детали, которые мы видим в натуре — мы видим не по отдельности, а в отношении с другими деталями (например, фрагмент травы с окружающей травой, лесом, небом). Это сильно влияет на восприятие. А если мы детально прорабатываем один фрагмент в работе, и при этом у нас не сделано окружение, то и сравниваем мы этот кусок не с тем окружением, которое должно быть, а, например, с белым холстом.

 

А вот и другие видеоуроки Даниила.

 Блог Даниила — http://www.daniil-elov.com/ — открыт каждому здесь и педагоги, и дети найдут много интересного. Спасибо за ему труд, самое главное — напоминать  он очень важен и нужен!
А закончить этот маленький очерк хочется высказыванием уже упомянутого в этом номере журнала первого директора Севастопольской художественной школы — Е.А. Кольченко:
«Художник-педагог, поверьте мне, — это подвижник, бессеребреник. Это альтруист в самом прекрасном смысле этого слова. Это преданный делу человек и, следовательно, настоящий гражданин. Он достоин, на мой взгляд, самых высоких почестей, коих удостаиваются космонавты, испытатели, изобретатели, герои труда и полей сражений…».
P.S. К слову сказать, Евгению Андреевичу было 26 лет, когда он стал директором школы. Дело за молодыми)

3 комментарияна“Блог художника и педагога”

  1. Прекрасный материал, очень лаконично и интересно
    Спасибо!

  2. великолепно.Спасибо!

  3. Спасибо большое, так много материала для изучения потрясающе

Оставить комментарий