«Природные формы как изобразительная плоскость для создания декоративной композиции по мотивам удмуртской мифологии»

«Природные формы как изобразительная плоскость для создания декоративной композиции по мотивам удмуртской мифологии»
Автор — А.А. Максимова Анна Аркадьевна, преподаватель первой квалификационной категории, МБОУ ДОД «Детская школа искусств №3» города Сарапула

imgbig

Введение
Керамика, как вид искусства неразделимо связана и с графикой, и с живописью. Позволю себе сравнение этих искусств с тремя божественными ипостасями: рисунок как дух, живопись как душа, плотная керамика как тело-носитель и объект воплощения духа и души.
Эти размышления подтолкнули меня к разработке заданий, объединивших умение рисовать, чувство цвета, опыт работы с глиной, законы стилизации, формообразования, чувство материала.
Результатом интеграции явилась серия декоративных сосудов «Старая сказка».
Цели:
— развитие объемно-пространственного мышления;
— формирование художественного вкуса;
— развитие бережного отношения к окружающей природе;
— приобщение к истокам удмуртской культуры.
Задачи:
— познакомить учащихся с формообразующими приемами;
— познакомить с приемом лепки из жгута;
— познакомить с приемом композиции на декоративном сосуде;
— отработать приемы росписи на сосуде.
Данный цикл уроков рассчитан для учащихся 4 класса Детской художественной школы.

 

Содержание уроков
ТЕМА №1
«Речная галька — форма будущего сосуда» — 4 часа
Цели и задачи:
— познакомить с наукой бионикой,
— научить применять в работе формообразующие объекты,
— отработать умения лепки из одного куска.
Наглядный материал:
Иллюстративный материал с изображением керамических сосудов.
Материал и инструменты:
глина, стеки, речная галька.
Краткое содержание урока:
Предметы, которые нас окружают, в основе своей имеют простую геометрическую форму. Если проанализировать, то можно увидеть связь некоторых объемно-пространственных предметов и природных форм. Это наблюдение легло в основу науки бионики. Человек, начиная с древнего мира, использовал бионические формы в стилизации ювелирных изделий, мебели, оружии. С развитием технологии и появлением новых материалов возможности использования бионических форм становятся практически безграничны. Внешние характеристики предметов, созданные в области бионики — необычные формы, нелогичные линии, изделия, выполненные согласно традициям, но по новому, как глоток свежего воздуха.
Бионические формы проникли в нашу повседневную жизнь, и ещё долгое время будут играть в ней значительную роль. Человечество получило у природы бесценные знания рациональном строении и формообразовании, что безусловно, доказывает актуальность этой науки.
Применение бионической формы в работе над композицией декоративного сосуда повышает интерес учащихся, упрощает понимание самого процесса формообразования.Продемонстрировать керамические сосуды, проанализировать на какую природную форму они похожи (тыква, кабачок и др.).
Рассмотреть речную гальку, выбрать самую выразительную на свой взгляд.
Слепить из глины модель будущего сосуда, как можно точнее, передать пропорции при увеличении.
ТЕМА №2
«Лепка декоративного сосуда» — 8 часов
Цели и задачи:
— научить работать с объёмным эскизом-моделью,
— познакомить с лепкой жгутом из глины,
— отработать навыки работы с глиной.
Наглядный материал:
иллюстрации декоративных сосудов
Материалы и инструменты:
глина, стеки, турнетки.
Краткое содержание урока:
Спиральная лепка из жгута – один из древнейших способов лепки. Он используется для создания сложных форм, даже не симметричных. Для расширения объема жгуты укладываются ближе к внешней стороне, для сужения ближе к внутренней поверхности сосуда. При укладывании жгутов учитывать искривление поверхности, соблюдая пропорции модели эскиза.
Внутри поверхность можно не заглаживать, внешнюю заглаживать под роспись.
Тема №3
«Эскиз росписи сосуда» — 8 часов
Цели и задачи:
-познакомить с приёмом поиска композиции на объёмном предмете
-познакомить с творчеством художников этнофутуристов
-познакомить с удмуртской мифологией
-выполнить тональное решение и цветовое в монохромной гамме
-отработать приёмы кистевой росписи
Наглядный материал:
Иллюстрации художников этнофутуристов
Материалы:
Бумага, гуашь, кисти, карандаш
Краткое содержание урока:
На фА-4, хаотично нанести несколько линий, вырезать на другом фА-4 трафарет в виде силуэта своего сосуда. Трафарет наложить на исчерченный лист. Через окошечко трафарета искать выразительный фрагмент для будущей росписи.
При создании эскиза ученики применяют композиционные знания полученные в процессе учёбы, (композиционный центр, ритм линий, ритм пятен). Повторяем знания о характере линий, например, прямые линии и дуги выражают равномерное спокойное движение. Линии кривые динамичны, выражают неравномерное движение. Можно рассмотреть линии представленные на рисунке, которые в своей основе несут определённый психологический заряд. Линия 1 символизирует подъем, 2 падение, линии 3 и 4 динамичную пластику, линия 5 постоянство, линии 6 и 7 активность. Фигуры, образованные этими линиями, также несут определённый эмоциональный заряд. На этом этапе, самое главное найти единство формы и декора. Учениками создаются эскизы композиции в стиле этнофутуризм, по мотивам удмуртской мифологии.
Уточняется тональное решение, далее выполняется
эскиз в цвете, в монохромной гамме.
ТЕМА №4
«Роспись декоративного сосуда» — 8 часов
Цели и задачи:
— выполнить роспись в соответствии с эскизом
Заключение
В процессе работы ученики ярко продемонстрировали умение синтезировать два направления: скульптура-работа с глиной и декоративная композиция-роспись. В процессе изучения этих направлений осваиваются понятия «объем» и «пространство», познаются характер формы, пропорций, стилизация предметов. Несмотря на то что, работы выполнены в сдержанной монохромной гамме, их отличает яркая эмоциональная окраска.
На втором городском молодёжном фестивале-конкурсе удмуртской культуры «Веселье на проталинке» коллективная работа Главатских Ульяны, Загайновой Дарьи, Чумановой Яны была отмечена грамотой за 1 место.
Я считаю, что методическая разработка актуальна. Не традиционный подход к разработке эскизов поможет ученикам добиться интересных результатов.
Литература
1. Долорс Рос «Керамика» М. Аст-Пресс Книга, 2003
2. Джованна Буббико «Керамика» Ниола-Пресс, 2006
3. Искусство в школе №5, 2001
4. Искусство в школе №2, 2001
5. Кандинский В. «Точка и линия на плоскости»
6. Климов К. «Удмуртское народное искусство» Ижевск, изд-во «Удмуртия», 1988
7. Лебедева С.Х., «Удмуртская народная вышивка», Ижевск, изд-во «Удмуртия», 2009
8. Поверин А. «Гончарное дело» М. Культура и традиции. 2002
9. Сборник «Удмуртский орнамент», Ижевск, изд-во «Удмуртия», 1964
10. Художественная школа №1, 2008
11. Художественная школа №2, 2006
12. Художественная школа №1, 2007

1 Комментарийна“«Природные формы как изобразительная плоскость для создания декоративной композиции по мотивам удмуртской мифологии»”

  1. замечательные работы, очень понравились, молодцы!

Оставить комментарий